Структурирование бизнеса

Бизнес — это сложная система организационных, экономических, юридических и иных типов отношений. Структура бизнеса — это совокупность тесно и неразрывно взаимосвязанных элементов этой системы:

  • владение бизнесом и бизнес-активами,
  • управление бизнесом,
  • управление рисками,
  • финансовые потоки,
  • товарные потоки и т. д.

Собственник и топ-менеджмент компании заинтересованы, чтобы она работала как часы. Оптимизированная структура и слаженная работа всех коммерческих компонентов — залог роста доходов, устойчивого развития и безопасности предприятия.

Специалисты компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» помогут грамотно структурировать бизнес, обеспечив выполнение задач по его развитию, исключив юридические, владельческие, организационные и финансовые риски.

Получить консультацию

Структурирование бизнеса - это комплексная работа по изменению, уточнению систем и настроек в соответствии с текущими задачами и целями.

Состав работ при структурировании бизнеса

  1. изменения в составе «юридических» собственников;
  2. изменения в системе управления холдингом или конкретными компаниями группы;
  3. настройка бизнес-процессов и системы мотивации;
  4. консолидация или, напротив, разделение группы компаний;
  5. перераспределение активов и бизнес-процессов между компаниями холдинга;
  6. изменение договорных конструкций;
  7. изменение товарно-денежных потоков и многое другое.

Преимущества практики


Структурирование бизнеса Реализовано более 100 проектов по разработке юридической структуры за последние 3 года
Минимизировали риски на сумму более 50 млрд за 2022 году
Защитили активы на сумму более 70 млрд руб. в 2022 году
9,6 из 10 – средняя оценка удовлетворенности клиентов результатами проектов по структурированию

Структурирование бизнеса (или его отдельных элементов) позволяет:

  1. избежать внешних и внутренних (корпоративных и трудовых) правовых конфликтов;
  2. исключить потери в случае форс-мажорных обстоятельств (например, при уходе из жизни собственника или номинального владельца);
  3. снизить налоговые и иные риски;
  4. сократить расходы на содержание компании (в том числе за счет грамотного налогового планирования);
  5. привлечь инвестиции;
  6. обеспечить надежную защиту от рейдерских посягательств;
  7. повысить общую эффективность бизнес-процессов;
  8. повысить финансовую устойчивость.
Внедрив рекомендованные изменения в структуру вашего предприятия, вы сможете эффективно управлять рисками и безопасно извлекать прибыль.

В каких случаях это необходимо?

Структура бизнеса постоянно понемногу меняется. Чаще всего спонтанным образом: решение сиюминутных задач влечет точечные изменения структуры. При этом не учитывается, как то или иное изменение отразится на других аспектах деятельности предприятия. В результате накапливаются недоработки, перекосы, которые снижают эффективность бизнеса, мешают ему развиваться или формируют значительные риски. В этом случае необходимо осуществить комплексные изменения, выполнить настройки, которые позволят решать задачи по развитию, обеспечению безопасности и эффективности.

Структурировать бизнес необходимо и в тех случаях, когда планируются глобальные изменения: привлечение новых инвесторов / партнеров, значительный рост за счет новых контрактов, освоение новых направлений, выход на новые рынки или закрытие направлений, утративших актуальность.

Также менять или уточнять структуру следует:

  1. в ситуации финансовой нестабильности, чтобы повысить устойчивость бизнеса;
  2. при возникновении проблем в управлении организацией;
  3. в случае исторически сложившейся неустойчивой владельческой структуры (при наличии номиналов или нескольких собственников, юридические доли которых не соответствуют договоренностям о фактическом распределении долей в бизнесе);
  4. в случае недостатка активов и инвестиций;
  5. при угрозе экономической несостоятельности.

Приведенный список не является исчерпывающим. Совершенствовать структуру бизнеса можно при любых обстоятельствах. В любом случае это принесет только положительный эффект. В сложной ситуации позволит сохранить бизнес собственнику и его наследникам, а период стабильности — приумножить доходы и повысить безопасность коммерческой деятельности.

Этапы структурирования бизнеса

Команда специалистов «Лемчик, Крупский и Партнеры» реализует четыре основных этапа:

  1. Анализ текущей структуры

    В рамках анализа мы получаем понимание о том, как функционирует ваш бизнес, каковы его особенности, внутренние и внешние связи, бизнес-процессы, оцениваем величину и вероятность имеющихся рисков. Анализ является обязательным условием для подготовки рекомендаций по внедрению подходящих именно вам эффективных и безопасных изменений.
  2. Выработка вариантов изменения структуры

    На основе собранной информации о текущем состоянии дел и существующей структуре бизнеса мы предлагаем несколько вариантов. Каждый из них позволит достичь поставленных вами целей, однако все они имеют свои особенности и могут отличаться по сложности реализации, количеству закрываемых рисков, величине достигаемого финансового результата и т. п. Именно поэтому варианты мы обсуждаем с вами, чтобы выбрать наиболее подходящий.
  3. Подготовка детализированного письменного плана реализации изменений

    Этот документ содержит полное описание утвержденного вами варианта реструктуризации, рекомендации по снижению рисков, подробную инструкцию и план-график по внедрению рекомендаций. Благодаря этому подробному описанию, вы можете принять решение о степени нашего участия на четвертом этапе проекта.
  4. Реализация плана реструктуризации бизнеса

    После согласования вами всех практических рекомендаций мы приступаем к их внедрению. Вы сами определяете, какие из необходимых действий вы осуществите собственными силами, а какие поручите нам. В любом случае при внедрении изменений мы оказываем постоянную методологическую помощь, помогаем вам контролировать процесс, при необходимости корректируем какие-то этапы.

Благодаря комплексному подходу и большому количеству специалистов разных профилей, мы работаем по всем направлениям структурирования. В зависимости от стоящих перед вами задач, вы сможете с нашей помощью:

  • Выстроить юридическую структуру — уточнить состав холдинга, консолидировав его или создав новые компании, настроить внешние и внутренние договорные связи.
  • Упорядочить владельческую структуру — скорректировать отношения между собственниками, создать централизованный акционерный холдинг или структуру с использованием паевого или личного фонда.
  • Повысить эффективность организационной, управленческой структуры — изменить структуру бизнес-процессов в компании или в холдинге в целом, сформировать систему контроля рисков, настроить управленческую структуру, систему работы совета директоров.
  • Сформировать прозрачную финансовую модель вашей группы компаний, что позволит точно спрогнозировать, как изменится финансовый результат при внедрении тех или иных изменений в структуру бизнеса.

Итоги проведения

По итогу первых трёх этапов проекта вы получите:

понимание возможных вариантах структуры, соответствующих поставленным вами целям развития бизнеса;

данные о преимуществах и недостатках каждого из вариантов, в том числе с точки зрения объема потенциальных расходов на реализацию и итоговой финансовой эффективности. На основе этих данных вы сможете принять взвешенное решение о том, какой именно вариант структурирования деятельности является для вас оптимальным;

понимание, какие конкретно шаги необходимо предпринять, какие документы оформить, чтобы снизить вероятные риски претензий налоговых и иных контролирующих органов;

представление о расходах и трудозатратах на внедрение рекомендуемых изменений в структуру вашего бизнеса;

полное подробное описание утвержденного вами варианта структурирования, а также четкий план его реализации. Это позволит вам без затруднений реализовать все изменения как самостоятельно, так и с нашей помощью.

По итогу четвертого этапа — внедрения предложенных изменений — вы получите безопасную и эффективную структуру, отвечающую вашим потребностям.

Основываясь на опыте построения более 900 структур, мы гарантируем достижение поставленных вами целей структурирования в случае выполнения всех наших рекомендаций.

Поставленные бизнесом задачи решаются практикой как комплексно, в рамках проекта «Диагностика и разработка юридической структуры», так и точечно, путем представления заключений по конкретным вопросам или блокам вопросов.

Результаты структурирования активов

  1. Налоговые риски минимизированы или исключены полностью
  2. Полномочия партнеров по бизнесу четко разделены и официально закреплены
  3. Обеспечена возможность владения активами и их перемещение без нарушения законодательства
  4. Принятие управленческих решений упростилось и стало более эффективным
  5. Инвестиционная привлекательность бизнеса выросла
  6. Наследники собственников получили гарантию перехода прав на активы в случае любых непредвиденных обстоятельств
  7. Угроза рейдерских захватов бизнеса предотвращена

Как рассчитывается стоимость услуги?

Структурирование бизнеса требует специальных знаний и предполагает большой перечень мероприятий, поэтому затраты на него всегда индивидуальны. С каждым клиентом проводится личная встреча, где на основании представленной информации о конкретном бизнесе принимается решение о стоимости. В частности, значение имеют количество и виды направлений, способы организации и масштаб деятельности, объем выручки, наличие особых активов. Важно, что будет включать структурирование бизнеса: только разработку плана или также его практическое внедрение.

Но любая итоговая цена окупится многократно. В ходе структурирования удается ликвидировать множество рисков на огромные суммы. Клиент получает прозрачный бизнес с эффективной защитой.

Наши премии и рейтинги
 Forbes
  • Рекомендованные компании в области: «Налоговое структурирование бизнеса»
  • Корпоративное структурирование личных активов - в категории «Лидеры»
 Комерсант
  • Ведущие компании РФ в категории Ритейл и торговля, FMCG: Консультирование лидеров ритейла и FMCG
  • Налоговое право: Консультирование по налоговому законодательству - Band1
 Право3000
  • Ведущие компании РФ в сфере Корпоративное право и Налоговое консультирование - 2 группа
  • Надежда Шадова включена в индивидуальный рейтинг юристов Право-300 "Рекомендованные юристы"
World Tax
  • Ведущие компании России в сфере «General corporate tax»
RAEX
  • №1 среди компаний России по направлению «Налоговый консалтинг»
 Best Lawyers
  • Круглова Людмила в категории Corporate Tax
Кейсы практики
Услуги практики
qwe
Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм