Налоговый дайджест

Дайджест самых важных и обсуждаемых новостей в налоговой сфере от практики "Структурный и налоговый консалтинг"

1. Для реализации отечественных медизделий хотят ввести ставку НДС 0%: проект внесен в Госдуму

2. Экспортные пошлины на многие товары теперь зависят от курса доллара США к рублю.

3. Власти решили поднять взнос за уход из России до 15%

4. Минфин запланировал собрать весь налог на сверхприбыль уже в 2023 году

5. Лимиты по УСН, патенту и НДФЛ по иностранцам: Минэкономразвития предложило коэффициенты-дефляторы на 2024 год

6. Регионам хотят разрешить снижать налоги для бизнеса: при условии роста объемов реализации продукции.

7. ФНС получит право замораживать активы малого бизнеса при назначении выездной проверки

8. Новые налоговые вычеты по НДФЛ на долгосрочные сбережения граждан — проект внесли в Госдуму

9. ЦБ РФ дал рекомендации в сфере эквайринга для борьбы с отмыванием преступных доходов

10. НДС по электронным услугам между резидентами стран ЕАЭС: утвердили перечень

11. Минфин возвращается к идее о налоге на имущество по кадастровой стоимости со всех объектов.

12. Компаниям МСП станет проще обжаловать блокировки счета.

13. Комитет Госдумы одобрил сохранение налоговых льгот для некоторых иностранных компаний

1. Для реализации отечественных медизделий хотят ввести ставку НДС 0%: проект внесен в Госдуму

Правительство предложило ввести механизм возврата налога на добавленную стоимость (НДС) для производителей отечественной медицинской техники. Это предлагается сделать через установление нулевой ставки НДС для определенных медицинских товаров. Соответствующий законопроект[1] с поправками в статьи 164 и 165 Налогового кодекса 11 сентября был вынесен на заседание правительственной комиссии по законопроектной деятельности.

В настоящем реализация российских медизделий освобождены от налога (тот же режим действует для импортируемых медицинских товаров). Но при этом российские производители лишены возможности принимать к вычету так называемый «входной» НДС, входящий в цену приобретаемой ими промежуточной продукции, тогда как поставщики иностранных изделий, как правило, получают возмещение своего национального НДС в стране-источнике. Это «создает неравные фискальные условия», а нулевая ставка позволит устранить это «льготное налогообложение» ввоза иностранных медизделий.

Перечень медицинских товаров, для которых будет установлена нулевая ставка НДС, должен быть утвержден Правительством до 1 декабря 2023 года.

2. Экспортные пошлины на многие товары теперь зависят[2] от курса доллара США к рублю.

До конца 2024 года вводятся гибкие ставки вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров с привязкой к курсу рубля.

Ставки вывозных таможенных пошлин составят от 4% до 7% от таможенной стоимости в зависимости от курса рубля, устанавливаемого Банком России. При курсе менее 80 рублей за доллар США предусмотрена нулевая ставка.

Указанные пошлины не применяются в отношении товаров, ставки вывозных таможенных пошлин на которые утверждены отдельными постановлениями[3] Правительства РФ.

Корреспондирующие изменения внесены в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы таможенной территории ЕАЭС, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.11.2021 №2068.

3. Власти решили поднять взнос за уход из России до 15%

Компании, которые хотят уйти из России, должны будут заплатить в бюджет добровольный взнос — до 15% от полной рыночной стоимости своих активов вместо нынешних 10%. 

Правительственная комиссия уже приняла такое решение, заявил «Известиям» директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков.

Доля будет высчитываться от полной рыночной стоимости активов компании.

Сейчас для ухода с российского рынка иностранные компании должны[4] получить разрешение специальной комиссии Минфина, а организации должны вносить не менее 10% от половины рыночной стоимости активов в бюджет.

Такой размер устанавливают для сделок с дисконтом более 90%. Если скидка меньше, то размер выплаты составляет не менее 5% от рыночной стоимости активов организации.

В дальнейшем условия продажи зарубежных активов могут продолжить ужесточать. В этом году безвозмездные сборы с бизнеса принесут в госказну 114 млрд рублей, такая сумма заложена в бюджете. Главным образом, это как раз поступления от продажи иностранцами активов в РФ.

При этом в следующем году от сбора ожидается всего 2,1 млрд рублей. А 2025–2026 годах, по прогнозам властей, таких поступлений вообще не будет, следует из финансового документа.

4. Минфин запланировал собрать весь налог на сверхприбыль уже в 2023 году

Минфин ожидает, что все 300 млрд рублей, которые государство планирует получить от налога на сверхприбыль крупных компаний, поступят в бюджет уже в этом году.

Минфин прогнозирует поступления от так называемого windfall tax, или налога на сверхприбыль, на нулевом уровне в 2024 году, следует из пояснительной записки к проекту[5] закона о федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. Власти ожидают, что все компании, которых коснется налог на сверхприбыль, заплатят его уже в 2023 году по ставке в два раза ниже в качестве обеспечительного платежа. Общая сумма поступлений в бюджет от обеспечительного платежа по налогу на сверхприбыль в 2023 году ожидается на уровне 300 млрд рублей, уплачен он должен быть с 1 октября до 30 ноября 2023 года. 

5. Лимиты по УСН, патенту и НДФЛ по иностранцам: Минэкономразвития предложило коэффициенты-дефляторы на 2024 год

На общественное обсуждение вынесли проект[6] с такими коэффициентами-дефляторами на следующий год:

  • 1,329 – для УСН;

  • 2,400 – для НДФЛ по патенту иностранных работников;

  • 1,284 – для налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;

  • 1,058 – для ПСН;

  • 1,828 – для торгового сбора.

Таким образом, если документ примут, то можно будет, например, сохранить право применять УСН, если доходы в 2024 году будут не больше 265,8 млн руб, в сравнении с 2023 годом – лимит дохода составляет 251,4 млн руб.

Также вырос уровень лимита дохода для возможности перехода на УСН с 2024 года. Так, доходы бизнеса за январь - сентябрь 2023 г. не должны превышать 149,5 млн рублей.

При этом в части патентной системы налогообложения действие коэффициента-дефлятора отменено[7] с 2021 года.

6. Регионам хотят разрешить снижать налоги для бизнеса при условии роста объемов реализации продукции.

В Госдуму внесли законопроект[8], который позволит властям субъектов снижать налоги для промышленных предприятий при условии роста объемов реализации продукции.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что в настоящий момент ставка налога на прибыль составляет 20%. Из них 3% зачисляются в федеральный, а 17% — в региональный бюджет. Для стимулирования развития производства авторы предлагают разрешить субъектам снижать региональную часть налога на прибыль по 0,2 пункта за каждый процент прироста объема реализации продукции относительно прошлого года. При приросте объема реализации продукции свыше 19 % предлагают установить ставку налога составит 13,2 %.

Уточняется, что понижающие ставки применяются только при условии оплаты налоговых платежей в размере не менее суммы, которая подлежит внесению в бюджет в отчетном налоговом периоде, и выплаты текущей зарплаты.

Надо отметить, что Правительство не поддержало инициативу. В своем отзыве специалисты кабмина указали, что главой 25 НК РФ уже предусмотрены преференции по налогу на прибыль организаций, в том числе в виде пониженных ставок для отдельных категорий налогоплательщиков.

Рассмотрение законопроекта в Госдуме предварительно назначено на осеннюю сессию 2023 года (декабрь).

7. ФНС получит право замораживать активы малого бизнеса при назначении выездной проверки

Правительство возобновило подготовку законопроекта[9] о праве налоговиков оперативно замораживать активы средних и малых компаний и индивидуальных предпринимателей сразу с момента принятия решения о проведении выездной проверки.

Указанное решение включено[10] в качестве предложения в «Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Сейчас налоговики вправе запрещать бизнесу распоряжаться своим имуществом (вводить обеспечительные меры) исключительно по итогам выездной проверки.

Как отмечается в «Основных направлениях налоговой политики» подобное решение, как и планировалось изначально, будет ограничено суммой, рассчитанной как разница между совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки и совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных плательщиком за период, проверяемый в рамках налоговой проверки.

Соответственно при назначении выездной проверки налоговый орган будет ориентироваться на уровень налоговой нагрузки, которая соответствует средней по отрасли проверяемого бизнеса.

8. Новые налоговые вычеты по НДФЛ на долгосрочные сбережения граждан — проект внесли в Госдуму

Кабинет министров на заседании рассмотрел поправки[11] в Налоговый кодекс, которые должны сформировать благоприятные условия для долгосрочных сбережений граждан и обеспечить приток инвестиций на финансовый рынок. Правительство представило проект, по которому хотят расширить состав вычетов по НДФЛ.

Планируют ввести вычеты на долгосрочные сбережения граждан, в частности:

  • на добровольные взносы по негосударственному пенсионному обеспечению;

  • на сберегательные взносы по договорам долгосрочных сбережений с негосударственным пенсионным фондом. Срок вложений должен составлять не менее 10 лет;

  • на суммы, внесенные на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), открытый с 1 января 2024 года, и на доходы по операциям, которые учитывают на этом счете. Договор на ведение ИИС должен действовать не менее 10 лет (в переходный период — не менее 5 лет с ежегодным повышением срока на 1 год).

Действующие инвестиционные налоговые вычеты по НДФЛ будут сохранены в отношении договоров на ведение ИИС, заключенных до 31 декабря 2023 года.

9. ЦБ РФ дал рекомендации в сфере эквайринга для борьбы с отмыванием преступных доходов

Центробанк подготовил[12], в частности, для кредитных организаций-эквайреров рекомендации по контролю за операциями, которые выполняют с помощью электронных средств платежа. Одна из целей — снижение рисков отмывания денег и финансирования терроризма бизнесом, а именно торгово-сервисными предприятиями (ТСП).

Если кредитная организация выявит, что фактическая деятельность ТСП не соответствует заявленной, и возникнут подозрения в отмывании денег и финансировании терроризма, рекомендуют среди прочего:

  • провести углубленную проверку документов и информации о клиенте, его представителе и (или) выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, а также об операциях и бизнесе предприятия;

  • повысить внимание к транзакциям ТСП;

  • рассмотреть возможность расторжения договора эквайринга, если документ позволяет сделать это в подобной ситуации.

Ужесточение мер по контролю за операциями торгово-сервисных предприятий возможно связано с реализацией предоставленным им недавно полномочий[13] по выдаче наличных средств через кассу ТСП (услуга cash out). Так, к примеру, некоторые банки ввели обязательным условием получения такой услуги совершение покупки товара.

10. НДС по электронным услугам между резидентами стран ЕАЭС: утвердили перечень

Совет ЕЭК опубликовал на своем сайте список[14] электронных услуг. Перечень нужен для уплаты НДС по электронным услугам между резидентами стран ЕАЭС.

Напомним, что со дня его вступления в силу ст. 2 Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС изменяется порядок взимания косвенных налогов при оказании электронных услуг, оказанных резидентами стран ЕАЭС.

В список электронных услуг вошли такие:

  • Предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга.

  • Оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в информационных сетях.

  • Оказание услуг по ведению статистики на сайтах в информационных сетях;

  • Хранение и обработка информации, если тот, кто представил эти сведения, имеет к ним доступ через информационные сети;

  • Поиск или предоставление данных о потенциальных покупателях.


Если электронные услуги российским покупателям оказывают иностранные продавцы - резиденты Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана (далее - иностранный продавец), то надо применять[15] порядок взимания НДС, установленный в Протоколе о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС.

Услуги, включенные в Перечень, в целом аналогичны услугам, перечисленным в п. 1 ст. 174.2 НК РФ. К ним не относятся[16]:

  • реализация товаров (работ, услуг), если их заказывают через Интернет, но доставляют (выполняют, оказывают) без его использования;

  • реализация (передача прав на использование) ПО для электронных устройств, баз данных на материальных носителях;

  • предоставление доступа к информационно-телекоммуникационной сети, в том числе к Интернету.

Местом реализации электронных услуг признается[17] территория государства - члена ЕАЭС, на которой осуществляет деятельность покупатель услуг. При этом существуют различия в определении места реализации услуг, если покупателем выступает организация[18] или физлицо[19].

11. Минфин возвращается к идее о налоге на имущество по кадастровой стоимости со всех объектов.

Минфин в следующем году проработает механизм расчета налога на любое недвижимое имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости. Об этом говорится в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 и плановые 2025–2026 годы.

«Будет осуществлена проработка перехода к налогообложению недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости», – указано в документе. Будет предусмотрен ряд исключений – например, для таких видов имущества, как линейные, технически сложные сооружения, воздушные и морские суда и ряд других.

Цель новации — «выравнивание налоговой нагрузки для организаций и физических лиц», говорится в документе. Сейчас, по существу, все граждане платят налог на квартиры и дома, исходя из их кадастровой стоимости, которая в идеале должна быть близка к рыночной, а у организаций есть много объектов, налогообложение которых осуществляется по старому порядку — исходя из балансовой стоимости (как правило, она ниже кадастровой).

12. Компаниям МСП станет проще обжаловать блокировки счета.

Глава Правительства РФ дал поручение[20] Минфину и Росфинмониторингу упростить процедуру обжалования блокировок счета для субъектов МСП.

Минфину и Росфинмониторингу нужно подготовить изменения в нормативные правовые акты, которые упростили бы обжалование включения предпринимателей в «красный» список, уточняется в поручении.

Напомним, после введения[21] платформы "Знай своего клиента" банки делят всех клиентов по принципу светофора. Это сервис, с помощью которого Банк России информирует кредитные организации о том, насколько рискованную деятельность ведет тот или иной клиент с точки зрения антиотмывочного законодательства. Регулятор поделил всех клиентов на три группы в зависимости от уровня риска: низкую, среднюю и высокую (зеленую, желтую и красную). В зависимости от такой оценки банки определяют режим работы с клиентом.

Сейчас выход из «красной» и «желтой» зоны занимает слишком много времени. Надо отметить, что и в судебном порядке бизнесу не всегда удается[22] отстоять свое право на выход из «красной зоны».

Новый порядок будет подготовлен совместно с ЦБ. Нововведение должно упростить обжалование при попадании субъекта МСП в "красную" зону.

13. Комитет Госдумы одобрил сохранение налоговых льгот для некоторых иностранных компаний

Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал принятие в первом чтении правительственного законопроекта[23], который сохраняет льготный порядок налогообложения для ряда доходов иностранных компаний. Законопроект 17 октября 2023 года принят в первом чтении.

В частности, предложено возложить обязанности исчислять и платить НДС при ввозе товаров в РФ из стран ЕАЭС на организацию-посредника, освободить от уплаты налога на прибыль или установить пониженную ставку для ряда доходов, выплачиваемых иностранным компаниям за границей.

Освобождение касается доходов, выплачиваемых иностранным компаниям, расположенным за рубежом, в отношении которых применялось освобождение от налогообложения у источника или пониженная ставка налога у источника согласно международным договорам, действие которых было приостановлено указом президента России от 8 августа 2023 года № 585.

Предлагаемый порядок налогообложения применяется при условии подтверждения факта отсутствия взаимозависимости между российской организацией, выплачивающей доход и иностранной организацией - получателем дохода.




[1] Проект Федерального закона N 450827-8 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.10.2023)


[2] Постановление Правительства РФ от 21.09.2023 N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза"


[3] Постановление Правительства РФ от 27.11.2021 N 2068, Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 N 532, Постановление Правительства РФ от 06.04.2021 N 546, Постановление Правительства РФ от 06.02.2021 N 117


[4] "Выписка из решения подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 7 июля 2023 года N 171/5" (доведена Минфином России 11.07.2023 N 05-06-10/ВН-32671)


[5] Проект Федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.09.2023)


[6] Проект Приказа Минэкономразвития России (по состоянию на 06.10.2023) (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/02/10-23/00142476)


[7] ст. 1, Федеральный закон от 23.11.2020 N 373-ФЗ


[8] https://sozd.duma.gov.ru/bill/456580-8#bh_note


[9] Проект Федерального закона N 47595-8 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.12.2021)


[10] "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (утв. Минфином России)


[11] Проект Федерального закона N 462670-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 18.10.2023)


[12] "Методические рекомендации в отношении деятельности кредитных организаций и платежных агрегаторов по осуществлению расчетов с организациями торговли (услуг) по операциям, совершенным с использованием электронных средств платежа" (утв. Банком России 12.10.2023 N 13-МР)


[13] Информационное письмо Банка России от 03.11.2020 N ИН-06-59/157 "О порядке оказания услуг по выдаче держателям платежных карт наличных денег одновременно с покупкой в торгово-сервисных предприятиях"


[14] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 27.09.2023 N 97 "О перечне услуг в электронной форме"


[15] в ред. п. 2 ст. 1 Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании электронных услуг.


[16] п. 4 Порядка взимания НДС при оказании электронных услуг в ЕАЭС


[17] пп. 4 п. 29 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС (в ред. п. 2 ст. 1 Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС)


[18] п. 5 Порядка взимания НДС при оказании электронных услуг в ЕАЭС


[19] п. 6 Порядка взимания НДС при оказании электронных услуг в ЕАЭС


[20] http://government.ru/news/49710/


[21] Федеральный закон от 21.12.2021 N 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"


[22] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023 N 09АП-55845/2023 по делу N А40-480/2023, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023 N 09АП-58198/2023 по делу N А40-74388/2023


[23] Проект Федерального закона N 448566-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.09.2023)




Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
ЛКП
24.04.2024

Ассоциация компаний интернет-торговли просит Минпромторг и Генпрокуратуру решить проблему с преднамеренной порчей техники и затем получением компенсации через суд


ЛКП
24.04.2024

За месяц до отзыва лицензии «Смоленский банк» продал за 330 млн руб. Олегу Граблеву* и Петру Стрелкину* здание в Москве. Оплату они перечислили платежами с расчетных счетов, открытых в этом же банке. Позже новые собственники продали недвижимость другим физлицам, которые запустили с ней цепочку сделок. Агентство по страхованию вкладов, будучи конкурсным управляющим банка, посчитало, что купля-продажа недействительна.


ЛКП
24.04.2024

Отказ организации в приёме на работу по возрасту, полу, семейному и социальному положению, национальности, отношению к религии — трудовая дискриминация. По закону она запрещена. Так, в ст. 64 Трудового кодекса говорится, что по причинам, не связанным с деловыми качествами, компания не может ограничивать права соискателя при заключении трудового договора. 



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм