Сопровождение налогового спора в суде

Сопровождение налогового спора в суде - это комплекс мероприятий, направленных на защиту клиента в судебном споре с налоговым органом в судах всех инстанций.

Получить консультацию

Судебное сопровождение в суде первой инстанции:

  1. Формирование правовой позиции по делу;
  2. Подготовка заявления на Решение Налоговой инспекции в Арбитражный суд;
  3. Подготовка ходатайства о приостановлении исполнения Решения Налоговой Инспекции (при наличии достаточных оснований);
  4. Представление интересов Заказчика в судебном разбирательстве в Арбитражном суде по делу об обжаловании решения Налоговой инспекции.

Судебное сопровождение в суде апелляционной инстанции:

  1. Подготовка апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда либо отзыва на апелляционную жалобу Налоговой инспекции;
  2. Представление интересов Заказчика в судебном разбирательстве в апелляционном суде по делу об обжаловании решения Арбитражного суда;

Судебное сопровождение в суде кассационной инстанции:

  1. Подготовка кассационной жалобы на решение Апелляционного суда либо отзыва на кассационную жалобу Налоговой инспекции;
  2. Представление интересов Заказчика в судебном разбирательстве в кассационном суде по делу об обжаловании решения Арбитражного суда;

Судебное сопровождение в Верховном суде:

  1. Подготовка кассационной жалобы на решение Кассационного суда либо отзыва на кассационную жалобу Налоговой инспекции;
  2. Представление интересов Заказчика в судебном разбирательстве в Верховном суде по делу об обжаловании решения Арбитражного суда;

Определение категорий и понятий

Законодательство не содержит определения понятия налогового спора.

Под ним обычно понимают правовые разногласия, возникающие между инспекцией ФНС России или таможенным органом и налогоплательщиком относительно порядка исчисления и уплаты налогов и сборов.

Сюда же относятся споры о законности актов и решений, на основании которых обязательные платежи в бюджет взысканы в принудительном порядке.

Основаниями для возникновения налоговых конфликтов являются:

  • злоупотребления со стороны инспекторов ИФНС;
  • ошибки в таможенных и налоговых декларациях;
  • неправильные расчеты сумм налогов и сборов;
  • нарушение прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок;
  • необоснованные действия (бездействие) должностных лиц;
  • взыскание пени и иных штрафных санкций;
  • отказ в применении налоговых льгот и освобождений;
  • претензии о законности актов государственных органов;
  • доначисления сумм налогов.

Участники налоговых правоотношений:

  • организации, индивидуальные предприниматели и граждане, являющиеся плательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет;
  • ФНС РФ и ее территориальные органы;
  • налоговые агенты;
  • таможенные органы.

Названные субъекты являются инициаторами конфликтов в процессе взаимодействия между собой в рамках исчисления и уплаты налогов, сборов и пошлин.

Предметом спора обычно выступают права и обязанности сторон, предусмотренные налоговым законодательством.

Особенности налоговых споров

Налоговые споры – сложная категория дел в силу ряда особенностей:

  • одной из сторон выступает государство в лице инспекции ФНС, которое обладает властными полномочиями по отношению к плательщику;
  • большинство споров влияет на размер денежных поступлений в бюджет;
  • порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и пошлин строго регламентирован в законодательстве, нормы которого чаще всего являются императивными;
  • налоговое и таможенное право сложно для понимания людей, не обладающих юридическим или экономическим образованием;
  • цена конфликта достаточно высока, и проигрыш дела может повлечь серьезные денежные потери и даже банкротство налогоплательщика.

Именно поэтому такой практикой должны заниматься квалифицированные юристы, обладающие знаниями налогового и таможенного права, а также практикой их применения.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Прежде чем направить дело на рассмотрение в суд, необходимо в обязательном порядке пройти процедуру разрешения спора в административном порядке.

Это требование закреплено в статье 101 НК РФ. При несогласии с решением по акту о результатах налоговой проверки налогоплательщик вправе обжаловать его начальнику инспекции или в вышестоящий орган.

Если конфликт возник в отношении действий (бездействия) инспектора, которые носят ненормативный характер, то их можно оспорить в суде без обязательного соблюдения досудебного урегулирования налогового спора.

Например, при отказе возмещения НДС или запрете транзакций по счетам. Сразу подать жалобу в суд без соблюдения досудебного порядка также можно по актам налоговых органов:

  • отказам в применении льгот, освобождений или вычетов, зачете излишне уплаченных сумм налогов, переходе на упрощенный режим налогообложения;
  • решениям о запрете совершать операции по банковским счетам, аресте имущества, принудительном списании денежных средств.

Возможен вариант обжалования в вышестоящий налоговый орган и суд одновременно.

Особенности досудебного обжалования

Общий порядок предъявления претензий в отношении действий (бездействия) должностных лиц и ненормативных правовых актов налоговых органов определен статьями 101, 139-141 НК РФ.

Апелляционная жалоба подается в орган, который вынес спорное решение, до момента вступления его в законную силу.

Пропуск срока лишает налогоплательщика возможности обжаловать акт ИМНС или таможни в апелляционном порядке. Орган, получивший жалобу, в течение трех дней после приема заявления обязан перенаправить материалы в вышестоящую инстанцию.

По итогам рассмотрения дела спорный акт может быть:

  • оставлен без изменения, а жалоба без удовлетворения;
  • отменен полностью или частично;
  • отменен с вынесением нового решения;
  • отменен с прекращением производства по делу.

В ходе проверки жалобы налогоплательщика вышестоящий орган вправе назначить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение по делу в таком случае выносится после получения необходимых документов и (или) сведений.

Если срок на подачу апелляционной жалобы был пропущен, обжаловать акт налогового органа можно напрямую в вышестоящую инстанцию в течение одного года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Срок рассмотрения заявления составляет 30 дней и может быть продлен на 15 дней. О результатах заявитель уведомляется в письменном виде.

Законодательство не содержит требований к форме и содержанию жалобы. Она составляется в письменном виде по аналогии с исковым заявлением.

В ней должны быть отражены:

  • наименование органа, куда адресована жалоба;
  • название заявителя и его реквизиты (адрес, банковский счет, электронная почта, контактные телефоны);
  • фактические обстоятельства и суть спора;
  • ссылка на обжалуемый акт или решение налогового органа;
  • четко сформулированные требования;
  • правовое обоснование занимаемой позиции со ссылками на нормы закона;
  • доказательства, подтверждающие заявленные требования;
  • ссылки на прецеденты из арбитражной практики по аналогичным делам.

Жалоба должна быть подписана руководителем организации-заявителя, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным представителем по доверенности. Документ, подтверждающий полномочия, прикладывается к заявлению.

Досудебное урегулирование налоговых споров в административном порядке по сравнению с судебным имеет ряд преимуществ:

  • Упрощенный порядок подачи
    и рассмотрения жалобы;
  • Нет необходимости платить
    государственную пошлину;
  • Оперативность рассмотрения
    жалобы;
  • При отказе налогоплательщик
    получает развернутое обоснование;
  • Возможность дальнейшего
    обжалования в арбитражном суде.

Юристы и адвокаты компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» составят все необходимые документы, чтобы решить досудебный налоговый спор.

Урегулирование налоговых споров в судебном порядке

Судебное рассмотрение налоговых споров осуществляется по правилам, установленным АПК РФ. Согласно статье 198, организации, индивидуальные предприниматели и граждане вправе подать заявление в арбитражный суд о признании:

  • ненормативных правовых актов недействительными;
  • решений публичных органов, действий или бездействия их должностных лиц незаконными.
  • Заявление может быть подано любым заинтересованным лицом, если они полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) или ненормативный правовой акт:
  • нарушают их права и законные интересы в сфере экономической деятельности;
  • не соответствуют законодательству;
  • незаконно возлагают на заявителя обязанности;
  • создают иные преграды для ведения бизнеса.

Срок подачи заявления в суд составляет 3 месяца.

Его форма и содержание должны соответствовать требованиям статьи 199 АПК РФ. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения налогового или таможенного органа, чье решение или акт обжалуются.

К иску помимо документов, перечисленных в статье 126 АПК РФ, необходимо приложить:

  • текст оспариваемого акта или решения;
  • уведомление о вручении или иные доказательства направления копий заявления и прилагаемых к нему документов в адрес всех лиц, участвующих в деле.

Арбитражный суд по ходатайству заявителя на время рассмотрения дела может приостановить действие оспариваемого акта или решения. Постановление о назначении судебного разбирательства выносится в течение пяти дней с момента поступления заявления.


Налоговый орган может подать на плательщика в суд, если последний в течение 60 дней задерживает оплату налогов, сборов, пошлин или иных обязательных платежей в бюджет.

При этом в заявлении могут содержаться требования:

  • о прекращении экономической деятельности и закрытии организации;
  • принудительном взыскании административных штрафов;
  • признании сделки недействительной и применения последствий ее недействительности;
  • удержании доходов, полученных с нарушением законодательства.

Решение суда первой инстанции впоследствии может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Этапы судебного урегулирования налоговых споров

Процедура разрешения налогового спора в арбитражном суде состоит из нескольких последовательных этапов.

  1. Получение копии решения налогового органа по жалобе, поданной в административном порядке.
  2. Сбор документов, составление заявления и подача его в арбитражный суд.
  3. Рассмотрение дела в судебном процессе, вынесение решения.
  4. Обжалование вердикта в суд апелляционной инстанции, если одна из сторон посчитает его незаконным.
  5. Составление и подача кассационной жалобы, если постановление апелляции не устроит одного из участников спора.
  6. Рассмотрение дела Верховным Судом Российской Федерации — когда стороны исчерпали все иные способы судебной защиты.

Юристы «Лемчик, Крупский и Партнеры» работают на результат.

Мы не затягиваем спор, а стремимся решить его еще в досудебном порядке. При этом наши специалисты используют все доступные юридические инструменты защиты прав и законных интересов клиента.

Наш телеграм-канал
Полезная информация из первых рук
^ Наверх