Сопровождение налогового спора в суде - это комплекс мероприятий, направленных на защиту клиента в споре с налоговым органом в судах всех инстанций.
Сопровождение налогового спора в суде первой инстанции:
Сопровождение в суде апелляционной инстанции:
Сопровождение налогового спора в суде кассационной инстанции:
Сопровождение в Верховном суде:
Законодательство не содержит определения понятия налогового спора.
Под ним обычно понимают правовые разногласия, возникающие между инспекцией ФНС России или таможенным органом и налогоплательщиком относительно порядка исчисления и уплаты налогов и сборов.
Сюда же относятся споры о законности актов и решений, на основании которых обязательные платежи в бюджет взысканы в принудительном порядке.
Основаниями для возникновения налоговых конфликтов являются:
Участники налоговых правоотношений:
Названные субъекты являются инициаторами конфликтов в процессе взаимодействия между собой в рамках исчисления и уплаты налогов, сборов и пошлин.
Предметом спора обычно выступают права и обязанности сторон, предусмотренные налоговым законодательством.
Налоговые споры – сложная категория дел в силу ряда особенностей:
Именно поэтому такой практикой должны заниматься квалифицированные юристы, обладающие знаниями налогового и таможенного права, а также практикой их применения.
Прежде чем направить дело на рассмотрение в суд, необходимо в обязательном порядке пройти процедуру разрешения спора в административном порядке.
Это требование закреплено в статье 101 НК РФ. При несогласии с решением по акту о результатах налоговой проверки налогоплательщик вправе обжаловать его начальнику инспекции или в вышестоящий орган.
Если конфликт возник в отношении действий (бездействия) инспектора, которые носят ненормативный характер, то их можно оспорить в суде без обязательного соблюдения досудебного урегулирования налогового спора.
Например, при отказе возмещения НДС или запрете транзакций по счетам. Сразу подать жалобу в суд без соблюдения досудебного порядка также можно по актам налоговых органов:
Возможен вариант обжалования в вышестоящий налоговый орган и суд одновременно.
Общий порядок предъявления претензий в отношении действий (бездействия) должностных лиц и ненормативных правовых актов налоговых органов определен статьями 101, 139-141 НК РФ.
Апелляционная жалоба подается в орган, который вынес спорное решение, до момента вступления его в законную силу.
Пропуск срока лишает налогоплательщика возможности обжаловать акт ИМНС или таможни в апелляционном порядке. Орган, получивший жалобу, в течение трех дней после приема заявления обязан перенаправить материалы в вышестоящую инстанцию.
По итогам рассмотрения дела спорный акт может быть:
В ходе проверки жалобы налогоплательщика вышестоящий орган вправе назначить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение по делу в таком случае выносится после получения необходимых документов и (или) сведений.
Если срок на подачу апелляционной жалобы был пропущен, обжаловать акт налогового органа можно напрямую в вышестоящую инстанцию в течение одного года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Срок рассмотрения заявления составляет 30 дней и может быть продлен на 15 дней. О результатах заявитель уведомляется в письменном виде.
Законодательство не содержит требований к форме и содержанию жалобы. Она составляется в письменном виде по аналогии с исковым заявлением.
В ней должны быть отражены:
Жалоба должна быть подписана руководителем организации-заявителя, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным представителем по доверенности. Документ, подтверждающий полномочия, прикладывается к заявлению.
Досудебное урегулирование налоговых споров в административном порядке по сравнению с судебным имеет ряд преимуществ:
Юристы и адвокаты компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» составят все необходимые документы, чтобы решить досудебный налоговый спор.
Судебное рассмотрение налоговых споров осуществляется по правилам, установленным АПК РФ. Согласно статье 198, организации, индивидуальные предприниматели и граждане вправе подать заявление в арбитражный суд о признании:
Срок подачи заявления в суд составляет 3 месяца.
Его форма и содержание должны соответствовать требованиям статьи 199 АПК РФ. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения налогового или таможенного органа, чье решение или акт обжалуются.
К иску помимо документов, перечисленных в статье 126 АПК РФ, необходимо приложить:
Арбитражный суд по ходатайству заявителя на время рассмотрения дела может приостановить действие оспариваемого акта или решения. Постановление о назначении судебного разбирательства выносится в течение пяти дней с момента поступления заявления.
Налоговый орган может подать на плательщика в суд, если последний в течение 60 дней задерживает оплату налогов, сборов, пошлин или иных обязательных платежей в бюджет.
При этом в заявлении могут содержаться требования:
Решение суда первой инстанции впоследствии может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.
Процедура разрешения налогового спора в арбитражном суде состоит из нескольких последовательных этапов.
Юристы «Лемчик, Крупский и Партнеры» работают на результат.
Мы не затягиваем спор, а стремимся решить его еще в досудебном порядке. При этом наши специалисты используют все доступные юридические инструменты защиты прав и законных интересов клиента.
Представление интересов крупной российской компании, оказывающей услуги страхования на стадии возражений на акт налоговой проверки. Консультантам была поставлена задача уменьшить претензии налогового органа, поскольку они затрагивают сложившуюся практику работы страхового рынка по отдельным продуктам. Консультанты представляли интересы в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Была приведена аргументация, опровергающая позицию налогового органа, а также обоснована правомерность понесенных расходов на оплату услуг.
Претензии налогового органа снижены на сумму 613 млн. руб.
Выездная налоговая проверка могла привести к банкротству компании ООО "ЕВРОПАРТС". В соответствии с решением налогового органа клиенту было доначислено 262 624 178,85 рублей, включая налоги, пени и штраф. Клиенту вменяется правонарушение в соответствии с пунктом 2 статьи 54.1 НК РФ.
Команде ЛКП удалось полностью снять претензии налогового органа (262 млн руб), а введение обеспечительных мер на начальном этапе судебного оспаривания позволило клиенту осуществлять дальнейшую деятельность во время ведения юристами судебного разбирательства.
В компании проведена выездная налоговая проверка по налогам и сборам за период с 2019 г. по 2021 г. В соответствии с Актом налоговой проверки нашему клиенту было доначислено 583 384 424 рублей, включая налоги, пени и штраф. Задачей консультантов было оспорить Акт налоговой проверки с целью уменьшения доначислений.
Претензии налогового органа были снижены на 305 317 983 руб, что позволило клиенту опустить сумму доначислений ниже стоимости активов компании, а следовательно, избежать риска введения обеспечительных мер на счета компании, что привело бы к остановке деятельности компании и последующего банкротства.
У компании был проведен предпроверочный анализ, в результате которого налоговый орган предъявил претензии с предложением откорректировать налоговую базу и доплатить 971 млн. руб. Перед консультантами стояла задача убедить налоговый орган в отсутствии совершения правонарушения и не дать компании попасть в план выездных налоговых проверок.
Клиент не попал в план выездных налоговых проверок и сохранил 971 млн. руб. Работа, проделанная консультантами, позволила клиенту продолжить бизнес в прежнем режиме.
У компании был проведен предпроверочный анализ, в результате которого налоговый орган предъявил нашему клиенту претензии на сумму 542 млн руб. с предложением откорректировать налоговую базу. На комиссии представители налогового органа сообщили, что, по их мнению, в деятельности клиента имеются признаки «дробления бизнеса». Задача консультантов: доказать налоговому органу, что в деятельности общества отсутствуют признаки дробления бизнеса и не допустить начала выездной налоговой проверки.
Была сформулирована такая правовая позиция, которая убедила налоговый орган отказаться от претензий к обществу. Консультантам удалось предотвратить налоговую проверку в обществе, сохранить значительные суммы, а клиенту продолжить бизнес в прежнем режиме.
У клиента была проведена выездная налоговая проверка по всем налогам и сборам. По результатам рассмотрения материалов принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, сделаны выводы о искажении налогоплательщиком сведений налогового учета при совершении операций с контрагентом-поставщиком. В соответствии с решением налогового органа клиенту было доначислено 468 315 846 рублей налогов.
В результате проделанной работы юристам удалось снизить сумму налоговых претензий на 284 755 050 руб.
В одной из компаний туристического холдинга началась выездная налоговая проверка. Первоначальная сумма претензий, установленная в ходе предпроверочного анализа, составила 1,1 млрд. руб. Перед консультантами стояла задача уменьшить претензии налогового органа в ходе проведения налоговой проверки. Консультанты разработали защитную стратегию и сопроводили мероприятия налогового контроля.
Доначисления были снижены на 1,064 млрд. руб.
Представление интересов одного из самых крупных заводов по производству кабеля в России на стадии возражений на акт налоговой проверки. В результате проведенной налоговой проверки компании была доначислена значительная сумма налога. Инспекцией оспаривалась реальность хозяйственных операций с контрагентами по правилам применения ст.54.1 НК РФ. Консультанты представили неопровержимые доказательства фактического поступления в Общество товара, оформленного от спорных контрагентов.
Доначисления снижены на сумму 75,5 млн. руб.
Представление интересов холдинга на стадии возражений на акт налоговой проверки. Консультанты подготовили стратегию защиты клиента, подали возражения на акт налоговой проверки, в которых были представлены доказательства реальности отношений с компаниями-поставщиками химической продукции, необходимой для производства антифризов; с исполнителями рекламных услуг, а также с компаниями-покупателями, названными в акте налоговой проверки «техническими».
Сумма доначислений была снижена на 400 млн. руб.
В отношении компании была проведена выездная налоговая проверка. В результате проведенных мероприятий налогового контроля налоговый орган доначислил значительную сумму. Консультанты сформировали защитную позицию и представили интересы в налоговом органе. Проект реализовывался в условиях изменений налогового законодательства и практики его применения.
Полное признание решения налогового органа незаконным, уменьшение размера налоговых обязательств клиента на сумму 140 млн. руб.