После регистрации исключительных прав использовать бренд и распоряжаться им в своих целях может только заявитель. Для третьих лиц это тоже допускается, но исключительно с официального разрешения владельца интеллектуальной собственности. В противном случае использование признается незаконным, а продукция — контрафактом. В отношении товарного знака, на который посягнули недобросовестные участники рынка, применяется гарантированная правовая защита.
Важно: следить за соблюдением исключительных прав на зарегистрированный бренд и выявлять факты несанкционированной эксплуатации обязан сам владелец.
Но возможности правовой охраны действуют при одном условии: правообладатель должен активно применять товарный знак в своей хозяйственной деятельности. Нельзя просто добиться единоличной собственности на бренд, получить подтверждающие документы и «положить их в стол». В подобных ситуациях исключительность прав может быть оспорена другими претендентами. Защита и гарантии государства тоже будут приостановлены.
Товарный знак не подлежит обязательному патентованию. Для него предусмотрена процедура регистрации, после которой владелец сможет предотвратить претензии конкурентов на свое уникальное фирменное наименование и логотип. А если защита не сработала и незаконного использования избежать не удалось, можно рассчитывать на возмещения убытков или выплату компенсации за причиненный ущерб.
Основные правила регистрации товарных знаков:
Перед подачей заявки важно проверить товарный знак на уникальность. Для этого необходимо определить класс продукции, которому соответствует рассматриваемый бренд. В международном классификаторе таких групп 45, включая 11 для услуг и 34 для товаров. Достаточно, если по соответствующему классу не будет полных аналогов ни среди уже зарегистрированных обозначений с действующей защитой, ни среди недавно поданных в Роспатент заявок.
Если проверка пройдена успешно, то далее процедура выглядит следующим образом:
Исключительное право и правовая защита товарного знака действуют 10 лет. При необходимости можно продлевать регистрацию на такой же срок неоднократно.
Важно: регистрация на национальном уровне не признается за пределами России. Чтобы получить возможность легального использования и продвижения бренда за рубежом, нужно оформить защиту в соответствующем международном органе патентования.
Товарные знаки относятся к объектам исключительных прав, поэтому при возникновении признаков противоправных действий необходимо сначала выставить предполагаемому нарушителю письменную претензию. Нужно, в частности, указать на необходимость:
Если решить проблему без обращения в суд не удастся, то требования, изложенные в претензии, в дальнейшем просто включаются в иск. Но если виновник все же решает не идти на обострение конфликта и признает выпуск контрафакта, то выполняет условия правообладателя товарного знака. В итоге стороны избегают более серьезных разбирательств и решают вопрос с наименьшими издержками.
Срок ожидания ответа на претензию в данном случае — 30 дней. Нарушитель может пойти навстречу или просто проигнорировать обращение. Поэтому в течение этого периода следует параллельно принять и другие меры. В частности, направить заявления о защите своих законных прав:
Если по итогам рассмотрения дела в указанных органах удастся получить положительные решения, то в дальнейшем это поможет выиграть суд быстрее и без особых проблем. Будет собран полный комплекс веских доказательств, и истцу не придется изыскивать дополнительные аргументы
Действующий или потенциальный правообладатель интеллектуальной собственности вправе оспорить противоправные действия государственных органов, других претендентов или конкурентов, которые затрагивают его интересы.
Можно указать в заявлении на необоснованно назначенный приоритет по заявке в пользу другой компании. Но чаще всего в суд подают при обнаружении фактов использования чужого товарного знака при отсутствии договора или иного разрешения. В случае выявления в продаже контрафакта истинный и единоличный владелец обозначения требует возместить убытки либо выплатить компенсацию за каждый эпизод несанкционированной эксплуатации объекта исключительных прав.
В иске можно указать следующие требования:
Нарушителя можно также наказать в рамках административного и уголовного производства. КоАП РФ устанавливает для предприятий штрафы в размере 50–100 тыс. рублей и обязательное изъятие контрафакта. При умышленном и организованном характере противоправных действий или при особо крупном ущербе, в том числе для потребителей и государства, виновные преследуются по УК РФ. Решения по административным и уголовным делам не отменяют необходимости возмещения убытков по основному иску.
Компания «Лемчик, Крупский и Партнеры» оказывает всестороннюю поддержку при регистрации бренда в Роспатенте и в период его использования. Для каждого клиента разрабатывается индивидуальная стратегия защиты:
Опытные юристы готовы урегулировать даже очень сложные ситуации и споры по товарным знакам. Они могут решить задачу комплексно, выбрать оптимальную линию защиты и добиться полного восстановления справедливости.
Подготовка юридического заключения по вопросам использования товарных знаков на территории РФ, которые конкурируют с товарным знаком другой компании.
Консультантами был разрешён вопрос относительно того, может ли клиент использовать свои товарные знаки, которые визуально схожи до степени смешения с товарным знаком конкурента.
Регистрации товарного знака для Бизнес-клуба противопоставлялось обозначение, исключительные права на которое принадлежали патентному троллю. Консультанты, ведущие переговорный процесс, разработали схему взаимодействия с правообладателем, которая позволила клиенту снизить риски и издержки при выкупе товарного знака
Клиент при помощи Консультантов смог снизить выкупную стоимость товарного знака в 8 раз и получить регистрацию cвоего обозначения в Роспатенте.
Недобросовестным конкурентом был открыт ресторан под брендом сети в Московской области на территории популярного торгового пространства. Консультанты практик «Интеллектуальное право» и «Антимонопольное право и государственный заказ» ЛКП совместно встали на защиту целостности бренда «Ribambelle».
Совместными усилиями Консультантов двух практик ЛКП, был успешно рассмотрен административный спор в УФАС России по Московской области, где «Ribambelle» удалось доказать незаконность деятельности конкурента и признать его действия актом недобросовестной конкуренции.
Сопровождение ряда судебных споров с контрагентами Общества, которые предприняли попытки недобросовестным путем лишить Общество части прав на реализуемые энциклопедии и сборники, а также взыскать с Общества значительные денежные суммы.
Консультанты успешно сопроводили судебные споры Общества, в результате чего, контрагентам было отказано в требованиях взыскания денежных средств с Общества, также права на издаваемые энциклопедии и сборники были оставлены за Обществом.
Клиент первоначально обратился в Роспатент с возражениями против выдачи патента, которые были рассмотрены Палатой по патентным спорам. Палата оставила патент в силе, указав, что аргументы, изложенные в возражениях недостаточны.
Суд удовлетворил требования Клиента и признал Решение ФИПС, принятое в отношении патента недействительным как не соответствующее пункту 2 статьи 1351 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Смарт Солюшнс обнаружил более 10 нарушителей его исключительных прав на дизайны предметов интерьера. Эксперты ЛКП в интересах клиента подготовили претензии и провели переговорные процессы с нарушителями, которые добровольно на досудебном этапе выполнили требования правообладателя.
В результате - нарушители прекратили незаконное использование дизайнов, а также выплатили компенсации.
Клиент получил претензионное письмо от конкурента с требованием прекратить незаконное использование товарного знака и выплатить компенсацию в размере двукратной стоимости товаров, на которых был незаконно размещен товарный знак.
Клиент при помощи экспертов ЛКП смог на досудебном этапе разрешить спор с конкурентом и согласовать значительное снижение суммы компенсации.
Клиент разрабатывает множество дизайнов товаров. В команде Клиента работает дизайнерский отдел, отвечающий за креативную составляющую продукции клиента. Клиент заинтересован в том, чтобы дизайны его товаров оставались оригинальными и исключительные права на них были закреплены за Компанией.
Консультантами по запросу клиента был разработан пакет документов, необходимый для верного внедрения и оформления в Компании служебных произведений, с целью минимизировать риски работодателя при работе с креативным отделом.
Защита патента ООО "Эллара" от нападения ООО "Диамед" в Палате по патентным спорам. Сложность проекта заключалась в том, что ООО "Диамед" последовательно нападает на участников фарм. рынка, всячески склоняя к заключению лицензионных соглашений. В Палате по патентным спорам было семь заседаний, что на практике практически не встречается.
Опорочивание новизны и якобы недостижение заявленного эффекта в патенте не состоялось. Патент остался действующим.
Компанией было создано лекарственное средство. На фармацевтическом рынке имелся евразийский патент, в котором был защищен близкий, но не однородный фармацевтический состав. Палата по патентным спорам отказала в рассмотрении заявления об оспаривании продления патента.
Президиум Суда по интеллектуальным правам удовлетворил жалобу ПСК Фарма. Консультантам ЛКП удалось доказать тот факт, что национальный суд правомочен рассматривать вопрос о действительности продленного евразийского патента на территории договаривающегося государства. Данный вывод суда является прецедентным.