Антикризисный план – письменный документ, содержащий анализ деятельности компании и механизмы, позволяющие преодолеть кризисное состояние и не допустить банкротство (в ретроспективе). Антикризисный план освобождает руководителя от привлечения к субсидиарной ответственности за неподачу/несвоевременную подачу заявления о банкротстве
Законом о банкротстве предусмотрено, что руководитель и участники Должника несут субсидиарную ответственность, если в момент, когда у Должника сложилась кризисная ситуация, они не обратились в суд с заявлением о банкротстве Компании (ст. 9 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Однако! Контролирующие лица не отвечают по этому основанию, если неподача была обусловлена наличием экономически обоснованного плана по выходу из кризисной ситуации, который они исполняли.
Подготовка антикризисного плана состоит из трёх частей:
Анализ финансового состояния
Анализ финансового состояния предприятия
Установление причин возникновения финансовых трудностей
Выявление даты возникновения признаков неплатёжеспособности / недостаточности имущества/объективного банкротства
Подготовка антикризисного плана
Разработка комплекса инструментов и необходимых мероприятий для стабилизации ситуации (как ретроспективно, так и в будущем)
Прогнозирование влияния данных мероприятий на финансовое состояние компании
Внедрение антикризисного плана и предложенной методологии
Взыскать денежные средства через процедуру банкротства с использованием всех доступных механизмов. Должник ушел в процедуру банкротства. Оспаривание сделок финансовых результатов не дало сделки должника оспорили, но денежные средства в конкурсную массу не поступили. Конкурсный управляющий препятствовал мероприятиям по взысканию (его ответственность застрахована). Среди включенных в реестр кредиторов были аффилированные, которые претендовали на конкурсную массу.
Требования Клиента погашены благодаря взысканию убытков с конкурсного управляющего и понижению требования всех иных кредиторов.
Завод, занимающийся новыми фитинговыми технологиями. Один из собственников Завода обратился в момент, когда у Завода появилась просроченная задолженность перед Сбербанком; заводу грозило банкротство, собственнику – субсидиарная ответственность. Причина: деструктивный менеджмент со стороны других собственников, которые управляли заводом. Самостоятельно, без привлечения внешних инвестиций, справиться с задолженностью возможности не было. Первоначальная стратегия Клиента состояла в заключении мирового соглашения с банком в деле о банкротстве. Отношения выстраивались в течение года, однако выйти в мировое соглашение так и не удалось по причине того, что Банк не поверил в намерения Клиента.
После покупки Завода проект из «должниковского» превратился в «кредиторский» и теперь Клиент не «убегает» от долгов, а, наоборот, взыскивает убытки с недобросовестных менеджеров.
Из-за нарушения обязательств со стороны ритейлеров у Клиента - таможенного агента возникла задолженность по таможенным платежам, которую погасила страховая организация. Под ударом оказался таможенный агент и его поручители – собственники компании. Главная цель проекта: освободить Клиента от финансовых претензий.
Консультанты полностью избавили от финансовых претензий Клиента и его собственников.
Клиент стал генеральным директором компании за несколько месяцев до банкротства. Кредиторы пытались привлечь его к субсидиарной ответственности, ссылаясь на то, что он: подписал недостоверную бухгалтерскую отчетность для сдачи в ФНС; не подал заявление о банкротстве компании, когда у компании были все признаки несостоятельности.
Консультанты в рамках судебного спора по привлечению к субсидиарной ответственности заключили мировое соглашение, по которому Клиент заплатил всего 1 млн. руб., избежав потенциальной ответственности в 1 млрд. руб. Указанный кейс был первым подобным делом в России.
Были поставлены следующие задачи: предотвратить потенциальный кризис бизнеса; оценить риски личной ответственности руководителя в случае банкротства компании; внедрить систему контроля и предупреждения банкротных рисков (антикризисный комплаенс).
Разработан подробный план действий по устранению негативных последствий от уже совершенных сделок. Даны инструкции по безопасному заключению сделок, связанных с предпринимательским риском. Запущена система превентивной защиты, которая гарантированно может спасти руководителя от субсидиарной ответственности. Внедрены антикризисные меры, которые оптимизировали предпринимательскую деятельность и обеспечили спокойствие действующего менеджмента.
Клиент обратился с актуальной для всех проблемой – ему не платил должник, который, к тому же, был в процедуре банкротства уже 6 лет, что означало фактическую невозможность получения денег. Более 85% всех кредиторов были аффилированными с должником на сумму более 1,7 млрд. руб.
Привлекли к субсидиарной ответственности руководство должника на сумму 2 млрд. рублей для убедительной договорной позиции. Спустя 5 лет Должник возобновил переговоры о погашении долга.
Взыскание дебиторской задолженности с контрагента.
В законе отсутствует понятие перевода бизнеса, но Консультанты смогли доказать, что действия бывших собственников по созданию новой юридической структуры незаконны, и в итоге смогли привлечь их к ответственности, после чего долг был фактически погашен.
Защититься от оспаривания сделки и взыскать деньги с банкрота. Контрагент Клиента обанкротился, не заплатив за несколько партий товара. Должник и другие кредиторы вступили в «сотрудничество» с целью исключить мажоритарные требования Клиента и начали оспаривать договор поставки и договоры залога между Должником и Клиентом.
Перевели проект из защитной стадии в стадию нападения, инициировали 11 обособленных споров об оспаривании сделок, подали заявление о привлечении двух бенефициаров к субсидиарной ответственности, запустили споры об оспаривании сделок по выводу личного имущества бенефициаров должника.
Взыскать деньги с должника, несмотря на то, что Компания не осуществляла деятельность и являлась «брошенной». Взыскание через процедуру банкротства Компании было затратно и нецелесообразно. Выход – прекратить процедуру банкротства и привлечь к субсидиарной ответственности фактическое руководство вне рамок дела о банкротстве.
Консультанты побудили номинального директора раскрыть информацию об управлении Должником, установили личность реального бенефициарного владельца через раскрытие подлога ЭЦП, смогли доказать его причастность к деятельности компании и привлечь к субсидиарной ответственности за долги перед Клиентом.
Сохранить за Клиентом значительный актив - производственно-складской комплекс в Красногорске, который он приобрел на торгах в банкротстве и уже произвел его ремонт. Общие затраты Клиента составили 850 млн. руб. Верховный Суд РФ признал торги недействительными, потому то был нарушен Закон о банкротстве, о чем участник торгов не мог знать. Клиент мог лишиться и имущества, и вложенных средств.
Клиент сохранил производственный комплекс в собственности и избежал значительных убытков.