Защита товарного знака

После регистрации исключительных прав использовать бренд и распоряжаться им в своих целях может только заявитель. Для третьих лиц это тоже допускается, но исключительно с официального разрешения владельца интеллектуальной собственности. В противном случае использование признается незаконным, а продукция — контрафактом. В отношении товарного знака, на который посягнули недобросовестные участники рынка, применяется гарантированная правовая защита.

Важно: следить за соблюдением исключительных прав на зарегистрированный бренд и выявлять факты несанкционированной эксплуатации обязан сам владелец.

Получить консультацию

Но возможности правовой охраны действуют при одном условии: правообладатель должен активно применять товарный знак в своей хозяйственной деятельности. Нельзя просто добиться единоличной собственности на бренд, получить подтверждающие документы и «положить их в стол». В подобных ситуациях исключительность прав может быть оспорена другими претендентами. Защита и гарантии государства тоже будут приостановлены.

Как возникают права на бренд?

Товарный знак не подлежит обязательному патентованию. Для него предусмотрена процедура регистрации, после которой владелец сможет предотвратить претензии конкурентов на свое уникальное фирменное наименование и логотип. А если защита не сработала и незаконного использования избежать не удалось, можно рассчитывать на возмещения убытков или выплату компенсации за причиненный ущерб.

Основные правила регистрации товарных знаков:

  1. Требуется пройти проверку на национальном уровне по требованиям Гражданского кодекса РФ (в подразделении Роспатента — ФИПС) или на международном согласно Мадридскому соглашению о международной регистрации товарных знаков и протоколу (в Международном бюро ВОИС с первоначальной подачей заявки в российское патентное ведомство).
  2. Обращаться для оформления товарного знака можно как самостоятельно, так и через доверенных представителей (патентных поверенных). В первом случае удастся сэкономить на услугах, но останется риск отказа в регистрации по причине допущенных ошибок и незнания регламента процедуры. Во втором — поддержка профессионалов позволит без проблем соблюсти все условия и критерии, а значит, добиться положительного решения с минимизацией рисков.
  3. При подаче нескольких заявок на похожие бренды приоритет в защите исключительных прав отдается той, что получена раньше. Похожими считаются обозначения не менее чем с двумя совпадающими характеристиками.

Перед подачей заявки важно проверить товарный знак на уникальность. Для этого необходимо определить класс продукции, которому соответствует рассматриваемый бренд. В международном классификаторе таких групп 45, включая 11 для услуг и 34 для товаров. Достаточно, если по соответствующему классу не будет полных аналогов ни среди уже зарегистрированных обозначений с действующей защитой, ни среди недавно поданных в Роспатент заявок.

Если проверка пройдена успешно, то далее процедура выглядит следующим образом:

  • Оформление и отправка в ФИПС заявки, включающей в себя : информацию о знаке и его описание , перечень классов по МКТУ , а также квитанции об уплаченной госпошлине.
  • Формальная экспертиза — оценка соответствия документов и данных требованиям законодательства.
  • Экспертиза по существу — установление уникальности товарного знака и отсутствия других препятствий для регистрации исключительных прав.
  • Внесение данных об обозначении в государственный реестр (при успешной проверке и регистрации).
  • Выдача свидетельства.

Исключительное право и правовая защита товарного знака действуют 10 лет. При необходимости можно продлевать регистрацию на такой же срок неоднократно.

Важно: регистрация на национальном уровне не признается за пределами России. Чтобы получить возможность легального использования и продвижения бренда за рубежом, нужно оформить защиту в соответствующем международном органе патентования.

Досудебное урегулирование споров

Товарные знаки относятся к объектам исключительных прав, поэтому при возникновении признаков противоправных действий необходимо сначала выставить предполагаемому нарушителю письменную претензию. Нужно, в частности, указать на необходимость:

  • прекратить выпуск и продажу контрафакта под незаконно используемым брендом;
  • предотвратить ситуацию, которая нарушит исключительные права собственника (если стало известно, что продукция под чужим товарным знаком только готовится к производству);
  • возместить убытки и выплатить положенное вознаграждение за неразрешенное использование обозначения, которое находится под государственной правовой защитой.

Если решить проблему без обращения в суд не удастся, то требования, изложенные в претензии, в дальнейшем просто включаются в иск. Но если виновник все же решает не идти на обострение конфликта и признает выпуск контрафакта, то выполняет условия правообладателя товарного знака. В итоге стороны избегают более серьезных разбирательств и решают вопрос с наименьшими издержками.

Срок ожидания ответа на претензию в данном случае — 30 дней. Нарушитель может пойти навстречу или просто проигнорировать обращение. Поэтому в течение этого периода следует параллельно принять и другие меры. В частности, направить заявления о защите своих законных прав:

  • в ФАС (можно жаловаться на нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию);
  • Роспатент (например, потребовать прекращения правовой охраны товарного знака).
  • в правоохранительные органы (когда действия виновных лиц составляют существенные нарушения и подпадают под статьи Уголовного кодекса РФ).

Если по итогам рассмотрения дела в указанных органах удастся получить положительные решения, то в дальнейшем это поможет выиграть суд быстрее и без особых проблем. Будет собран полный комплекс веских доказательств, и истцу не придется изыскивать дополнительные аргументы

Судебная защита

Действующий или потенциальный правообладатель интеллектуальной собственности вправе оспорить противоправные действия государственных органов, других претендентов или конкурентов, которые затрагивают его интересы.

Можно указать в заявлении на необоснованно назначенный приоритет по заявке в пользу другой компании. Но чаще всего в суд подают при обнаружении фактов использования чужого товарного знака при отсутствии договора или иного разрешения. В случае выявления в продаже контрафакта истинный и единоличный владелец обозначения требует возместить убытки либо выплатить компенсацию за каждый эпизод несанкционированной эксплуатации объекта исключительных прав.

В иске можно указать следующие требования:

  1. Расторгнуть лицензионное соглашение с выплатой оставшегося положенного вознаграждения и неустойки.
  2. Возместить ущерб. Истец делает расчет самостоятельно, а суд определяет соразмерность нарушению и обоснованность предоставленными доказательствами.
  3. Взыскать с виновника компенсацию. Законодательством предусмотрены две формы:
  • твердая сумма — от 10 тыс. до 5 млн рублей в зависимости от тяжести правонарушения и последствий для правообладателя, срока несанкционированного использования и известности товарного знака;
  • двухкратная стоимость лицензии или выпущенного контрафакта.
  1. Конфисковать незаконную продукцию, а также материалы и инструменты для ее производства (для защиты от возобновления производства).
  1. Удалить обозначение бренда с наружной рекламы, из соцсетей и с сайта, запретить его применение без разрешения в любых местах и целях.

Нарушителя можно также наказать в рамках административного и уголовного производства. КоАП РФ устанавливает для предприятий штрафы в размере 50–100 тыс. рублей и обязательное изъятие контрафакта. При умышленном и организованном характере противоправных действий или при особо крупном ущербе, в том числе для потребителей и государства, виновные преследуются по УК РФ. Решения по административным и уголовным делам не отменяют необходимости возмещения убытков по основному иску.

Комплексные услуги для надежной охраны товарного знака

Компания «Лемчик, Крупский и Партнеры» оказывает всестороннюю поддержку при регистрации бренда в Роспатенте и в период его использования. Для каждого клиента разрабатывается индивидуальная стратегия защиты:

  • анализируется специфика объекта интеллектуальной собственности и определяются задачи брендинга;
  • предлагается несколько вариантов товарного знака с максимальной уникальностью;
  • разрабатывается программа мер по защите;
  • отслеживается появление контрафакта на рынке, принимаются меры по предупреждению распространения незаконной продукции (например, обозначение вносится в ТРОИС — таможенный реестр, чтобы груз под чужой маркой не мог пересечь границу);
  • пресекается попадание на различные торговые онлайн-площадки подделок, нарушающих интеллектуальные права.

Опытные юристы готовы урегулировать даже очень сложные ситуации и споры по товарным знакам. Они могут решить задачу комплексно, выбрать оптимальную линию защиты и добиться полного восстановления справедливости.

Кейсы практики
Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм