Компания-производитель разработала оригинальное наименование и фирменный логотип? Это принесет максимум прибыли и других выгод, в том числе при международном сотрудничестве. Но при условии регистрации — официального закрепления исключительных прав на данный продукт интеллектуального труда. Только так удастся надежно защитить товарный знак от несанкционированного использования третьими лицам. Регистрация также является основанием для взыскания компенсаций с недобросовестных участников рынка.
Любые права на интеллектуальную собственность действуют только в стране, где они были оформлены по установленной национальной процедуре. Чтобы выйти на рынки других стран, придется пройти регистрацию товарного знака повторно и уже по правилам, действующим в международной или зарубежной юрисдикции.
Кроме легализации деятельности, это дает бизнесу и массу дополнительных плюсов:
Завоевание перспективных рынков, расширение географии присутствия и популяризация товарного знака.
Получение конкурентных преимуществ на международном уровне.
Улучшение имиджа и повышение надежности в глазах потребителей.
Увеличение стоимости активов и компании за счет новой интеллектуальной собственности.
Но важно поторопиться. Возможно, другое предприятие уже подготовило необходимые документы и намерено заняться международной или национальной регистрацией товарного знака с аналогичными характеристиками в интересующей стране. Приоритет будет отдан первой поданной заявке, а право продавать продукцию под соответствующей маркой или использовать ее в других коммерческих целях получит другой претендент. В таком случае выйти на зарубежный рынок удастся только при регистрации отдельного товарного знака для международного продвижения.
Попытка продавать продукцию или услуги под брендом, который не проверялся уполномоченным органом и не получил свидетельство, чревата самыми негативными последствиями. Импортера посчитают нарушителем, а его товар — контрафактом. Компания, которая сэкономила на международной регистрации товарного знака, в конечном итоге понесет огромные убытки. Партия продукции, скорее всего, будет изъята и уничтожена, а параллельно будет взыскана компенсация. Если требования о выплатах не выполнить, то имущество на территории страны арестуют. При наличии похожего товарного знака законный правообладатель внесет информацию об этом в национальный таможенный реестр, и доступ на местный рынок будет перекрыт.
Не существует способа легализовать товарный знак, изобретение или промышленный образец сразу во всем мире. Но есть три основные схемы для международного патентования или регистрации.
Конвенционная
Применяется на основании Парижской конвенции, участниками которой являются 180 государств, включая Россию. Для международной регистрации (кроме товарного знака) российская компания должна первоначально подать заявку в Роспатент. Если нужно распространить правовую защиту интеллектуальной собственности на другие юрисдикции, то не позднее установленного срока следует отправить аналогичные заявки в национальные ведомства нужных стран.
При соблюдении этих условий датой подачи всех заявок признается день обращения в российский орган патентования. Решение вопроса о регистрации и допуске к продаже товаров отечественной компании-правообладателя принимается в каждой стране отдельно в соответствии с местным законодательством.
РСТ (Patent Cooperation Treaty)
Наименее трудоемкая система патентной кооперации для патентов (для товарных знаков не применяется). По данной процедуре достаточно подать заявку только в ВОИС (Всемирную организацию интеллектуальной собственности). После предварительной оценки уникальности и экспертизы международное ведомство публикует результаты — заключение о патентоспособности.
По решению потенциального правообладателя заявка перенаправляется во все национальные юрисдикции, подписавшие договор РСТ (среди них и РФ), или точечно в выбранные для использования конкретного объекта интеллектуальной собственности. В схеме участвуют и региональные организации, в частности ЕАПО (Евразийская патентная организация).
Мадридский протокол/Мадридское соглашение
Процедура проводится по международному договору об унификации регистрации товарных знаков. К нему присоединились государства Европы и Азии, СНГ и значительная часть стран Африки.
Для патентования бренда за рубежом российская компания действует через Роспатент. Подается национальная и международная заявка. Ведомство перенаправляет обращение в ВОИС, а та передает его в уполномоченные органы нужных стран. В каждой юрисдикции выполняется отдельная экспертиза представленного товарного знака. И по результатам заявителю сообщается о регистрации или отказе.
Лучше воспользоваться профессиональной помощью узкопрофильного юриста. Специалисты из команды ЛКП знают все нюансы регистрации, владеют английским языком и хорошо ориентируются в законах других государств. Имеют практику международной регистрации товарных знаков и другой интеллектуальной собственности.
Юристы возьмут на себя комплексное сопровождение процедуры: от предварительного патентного поиска и подготовки заявки до претензионной работы и судебной защиты. Регистрация товарного знака завершится в кратчайшие сроки и без необходимости доработок.
Подготовка юридического заключения по вопросам использования товарных знаков на территории РФ, которые конкурируют с товарным знаком другой компании.
Консультантами был разрешён вопрос относительно того, может ли клиент использовать свои товарные знаки, которые визуально схожи до степени смешения с товарным знаком конкурента.
Регистрации товарного знака для Бизнес-клуба противопоставлялось обозначение, исключительные права на которое принадлежали патентному троллю. Консультанты, ведущие переговорный процесс, разработали схему взаимодействия с правообладателем, которая позволила клиенту снизить риски и издержки при выкупе товарного знака
Клиент при помощи Консультантов смог снизить выкупную стоимость товарного знака в 8 раз и получить регистрацию cвоего обозначения в Роспатенте.
Недобросовестным конкурентом был открыт ресторан под брендом сети в Московской области на территории популярного торгового пространства. Консультанты практик «Интеллектуальное право» и «Антимонопольное право и государственный заказ» ЛКП совместно встали на защиту целостности бренда «Ribambelle».
Совместными усилиями Консультантов двух практик ЛКП, был успешно рассмотрен административный спор в УФАС России по Московской области, где «Ribambelle» удалось доказать незаконность деятельности конкурента и признать его действия актом недобросовестной конкуренции.
Сопровождение ряда судебных споров с контрагентами Общества, которые предприняли попытки недобросовестным путем лишить Общество части прав на реализуемые энциклопедии и сборники, а также взыскать с Общества значительные денежные суммы.
Консультанты успешно сопроводили судебные споры Общества, в результате чего, контрагентам было отказано в требованиях взыскания денежных средств с Общества, также права на издаваемые энциклопедии и сборники были оставлены за Обществом.
Клиент первоначально обратился в Роспатент с возражениями против выдачи патента, которые были рассмотрены Палатой по патентным спорам. Палата оставила патент в силе, указав, что аргументы, изложенные в возражениях недостаточны.
Суд удовлетворил требования Клиента и признал Решение ФИПС, принятое в отношении патента недействительным как не соответствующее пункту 2 статьи 1351 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Смарт Солюшнс обнаружил более 10 нарушителей его исключительных прав на дизайны предметов интерьера. Эксперты ЛКП в интересах клиента подготовили претензии и провели переговорные процессы с нарушителями, которые добровольно на досудебном этапе выполнили требования правообладателя.
В результате - нарушители прекратили незаконное использование дизайнов, а также выплатили компенсации.
Клиент получил претензионное письмо от конкурента с требованием прекратить незаконное использование товарного знака и выплатить компенсацию в размере двукратной стоимости товаров, на которых был незаконно размещен товарный знак.
Клиент при помощи экспертов ЛКП смог на досудебном этапе разрешить спор с конкурентом и согласовать значительное снижение суммы компенсации.
Клиент разрабатывает множество дизайнов товаров. В команде Клиента работает дизайнерский отдел, отвечающий за креативную составляющую продукции клиента. Клиент заинтересован в том, чтобы дизайны его товаров оставались оригинальными и исключительные права на них были закреплены за Компанией.
Консультантами по запросу клиента был разработан пакет документов, необходимый для верного внедрения и оформления в Компании служебных произведений, с целью минимизировать риски работодателя при работе с креативным отделом.
Защита патента ООО "Эллара" от нападения ООО "Диамед" в Палате по патентным спорам. Сложность проекта заключалась в том, что ООО "Диамед" последовательно нападает на участников фарм. рынка, всячески склоняя к заключению лицензионных соглашений. В Палате по патентным спорам было семь заседаний, что на практике практически не встречается.
Опорочивание новизны и якобы недостижение заявленного эффекта в патенте не состоялось. Патент остался действующим.
Компанией было создано лекарственное средство. На фармацевтическом рынке имелся евразийский патент, в котором был защищен близкий, но не однородный фармацевтический состав. Палата по патентным спорам отказала в рассмотрении заявления об оспаривании продления патента.
Президиум Суда по интеллектуальным правам удовлетворил жалобу ПСК Фарма. Консультантам ЛКП удалось доказать тот факт, что национальный суд правомочен рассматривать вопрос о действительности продленного евразийского патента на территории договаривающегося государства. Данный вывод суда является прецедентным.