Ограничения по сделкам с иностранными лицами

Указ Президента Российской Федерации от 01 марта 2022 года

«О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»

Указ направлен на противодействие выводу инвестиций и денежных средств из России.

Ограничения установлены в отношении:
  • договоров займа и кредита;
  • распорядительных сделок с ценными бумагами и недвижимым имуществом.

  • Совершение таких сделок возможно при условии соблюдения особого порядка – на основании разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Порядок получения разрешения по состоянию на 17:30 03 марта 2022 не установлен.

    При этом стоит учитывать, что формально данный Указ не распространяется на сделки, связанные:
  • с обращением долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, включая случаи, когда основным активом такого общества является недвижимость и ценные бумаги;
  • с заключением сделок по управлению имуществом и выдачей доверенностей в отношении такого имущества;
  • с переходом прав на имущество помимо воли собственника (например, исполнение по судебному акту);
  • с заключением сделок по обременению имущества.


  • Далее подробные комментарии к положениям Указа.


    Установить со 2 марта 2022 г. особый ­порядок осуществления (исполнения) резидентами следующих сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее – лица иностранных государств, совершающих недружественные действия).

    Комментарий:

  • Ответные меры не предусматривают полный запрет ряда осуществления сделок и операций. Речь идет об установлении особого разрешительного порядка. Теоретически возможно получить разрешение на заключение и исполнение любой из указанных сделок.
  • Список «недружественных государств» готовится ЦБ. По предварительным данным, в него вошло 43 государства.
  • Пока неясно, что понимается под «осуществлением» сделок. В любом случае особый порядок распространяется на исполнение сделки.
    Встает вопрос: нужно ли получать разрешение на этапе заключения сделки? Правоприменительная практика показывает, что осуществление сделок и их исполнение – это все же разные вещи.
    Вероятно, различный ответ предполагается для реальных сделок, где исполнение происходит одновременно с заключением договора (например, договор розничной купли-продажи), и консенсуальных, где эти два момента разнесены во времени (например, договор подряда).
    Для последних, вероятно, будет возможно заключить договор, но исполнять по нему обязательства, в особенности, денежные, можно будет только после соблюдения установленных Указом процедур.
  • В связи с тем, что особый порядок распространяется на исполнение сделок, рекомендуем проанализировать все уже заключенные договоры, исполнение которых отсрочено, на предмет того, попадает ли их исполнение под особый порядок.
    Безусловно нужно оценить объем таких сделок и последствия для сторон в связи с невозможностью исполнения в случае, если разрешение на исполнение получено не будет.
  • Данный пункт ограничивает «осуществление» сделок подконтрольными лицами – заблокирована возможность обхода особого порядка с использованием, например, дочерних структур.
    Напомним, что в российском правовом поле под контролем над юридическим лицом понимается возможность определять деятельность общества, а также давать обязательные указания в силу преобладающего участия в уставном капитале (не только 50+долей/акций, а в целом, когда долей или акций больше, чем у остальных участников/акционеров), договора, возможности определять состав органов управления общества и по иным основаниям.
  • Под действие Указа попадают все российские компании – участники трансграничных холдингов, головные компании которых находятся в странах, объявивших санкции
  • Cделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Комментарий:

  • Если законом установлен запрет на предоставление кредита или займа, Указ не дает возможности его обойти путем соблюдения особого порядка.
  • Особый порядок, исходя из буквального толкования, распространяется только на предоставление кредита или займа. Указ формально не распространяет свое действие на получение займов и кредитов.
  • Сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.

    Комментарий:

  • В отношении сделок с ценными бумагами и недвижимым имуществом подход к регулированию отличается: под особый порядок попадают любые сделки с данными видами активов, независимо от того, какой из сторон выступает иностранное лицо.
    Иными словами, иностранные лица «заперты» в их текущем владении данными активами, так как не могут не только приобрести их, но и продать.
  • В Указе речь идет о случаях возникновения права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество. ФНП в новых разъяснениях от 02.03.2022 № 1176/03-16-3 указала на проверку соблюдения особого порядка только при предоставлении проекта сделки по отчуждению недвижимого имущества. Следовательно, формально сделки, связанные с обременением активов, пользованием и владением ими (к примеру, аренда), под ограничение не попадают.
  • Положения Указа формально не распространяются на прямые инвестиции в ООО.
    Технически это позволяет «упаковать» активы, сделки с которыми попали под особый порядок, в ООО, а последующая сделка уже может быть структурирована через передачу долей в уставном капитале такого ООО.
    К такому же выводу пришла и ФНП (Разъяснения от 02.03.2022 № 1176/03-16-3), указав, что особый порядок не распространяется: на сделки по отчуждению долей в уставном капитале ООО, на наследственное правопреемство, а также на случаи выдачи доверенностей с целью осуществления сделок, которые подпадают под особый порядок.
  • Cделки (операции), предусмотренные подпунктом «а» настоящего пункта и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций», могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).

    Комментарий:

  • Особый порядок сделок заключается как раз в необходимости получения разрешений от Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
    Порядка получения разрешения по состоянию на 16:00 03 марта 2022 еще не опубликован.
  • Cделки (операции), предусмотренные подпунктом «а» настоящего пункта, с иностранными лицами, не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, если предметом сделок (операций) являются ценные бумаги и недвижимое имущество, приобретенные после 22 февраля 2022 г. указанными иностранными лицами у лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия, осуществляются (исполняются) в порядке, установленном настоящим Указом.

    Комментарий:

  • Положение ограничивает пути обхода соблюдения особого порядка – структурирование сделки с посредничеством иностранных лиц третьих государств, не отнесенных к «недружественным». Неясно, до какого «уровня» положение ограничивает цепочку сделок.
      Также стоит учитывать, что под действие данного пункта попадут также и сделки между иностранными лицами в отношении указанного имущества, если отчуждающая сторона приобрела имущество после 22 февраля 2022 года.
  • Cделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» настоящего пункта, могут осуществляться на организованных торгах на основании разрешений, выдаваемых Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).

    Комментарий:

  • Буквальное толкование следующее: ценные бумаги, находящиеся на российских брокерских счетах у иностранных лиц, также фактически «заморожены» и для их продажи требуется согласования с ЦБ и Минфином.
    Предположение: мы полагаем, что согласие будет предоставляться только на сделки по фиксированным диапазонам цен и только в определенные периоды времени
  • Порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), предусмотренный настоящим Указом, не распространяется на сделки (операции), стороной которых является Центральный банк Российской Федерации и государственные органы.

    Комментарий:

  • Фактически государство сохранило за собой возможность приобретать активы (ценные бумаги и недвижимость) и выдавать займы на любых условиях, даже с учетом текущих условий рынка.
  • Хотите получить консультацию?
    Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
    Задать вопрос
    Хотите получить консультацию?
    Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
    Оставить заявку
    Другие публикации
    ЛКП
    18.11.2024

    Второе чтение прошел проект федерального бюджета на 2025-2027 года, которым предусмотрено введение обязательных отчислений от деятельности по распространению рекламы и продвижению товаров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


    ЛКП
    18.11.2024

    ФНС подала в суд заявление о банкротстве ООО «СВС» по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, указав на задолженность в 172 млн рублей. Первая инстанция ввела наблюдение. Апелляция отказала в банкротстве. Арбитражный суд Уральского округа отменил акты нижестоящих судов, указав на недопустимость введения наблюдения вопреки воле ФНС как заявителя и на процессуальные нарушения апелляции (дело А76-2104/2023).


    ЛКП
    18.11.2024

    Минэкономразвития предлагает масштабную реформу института корпоративного договора. Поправки вводят ограничение на снижение неустойки, предусматривают возможность принятия судом волезамещающего решения, расширяют основания для оспаривания решений органов управления обществ и позволяют включить в корпоративный договор элементы опциона.



    Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
    Полезная информация из первых рук
    Подписаться на телеграм