Количество самих выездных проверок организаций также снизилось — в 1,8 раза относительно 2022 года (c 9,4 тыс. проверок, до 4,96 тыс). Это обусловлено не только увеличением добровольно уплачиваемых налогов по результатам рабочих групп с налогоплательщиками, но и автоматизацией процедур контроля и применением риск-анализа.
С высокой вероятностью тенденция продолжится и в 2024 году. А вот 2025 год может изменить картинку.
Нельзя забывать, что в 2024 году начала действовать «амнистия по дроблению бизнеса». Чтобы предприниматели смогли «обелить» свое дело, им предложили на добровольной основе отказаться от дробления в 2025-2026 годах. При соблюдении этого условия им простят нарушения 2022-2024 годов.
Исходя из проведенных исследований, признаки дробления бизнеса имеют 412 670 юридических лиц на упрощенной системе налогообложения. Таким образом, это около 30% от всех юрлиц на УСН.
Следовательно, это то количество налогоплательщиков с нарушениями, которые потенциально не пополнят бюджет за счет доначислений.
Сейчас невозможно однозначно утверждать об общем эффекте от амнистии и его масштабе, каждый бизнес будет решать это для себя. Предпринимателям придется сопоставить возможность получить освобождение от доначислений с возможностью вести дальше бизнес по-новому. Далеко не все компании, подпадающие в настоящее время под критерии дробления, могут перестроиться и продолжить генерировать прибыль. Это может быть обусловлено отраслевой или региональной спецификой, характеристиками их текущих контрагентов и т.д. Поэтому однозначно можно сказать, что не все прибегнут к изменениям.
Вместе с тем, какая-то доля потенциальных доначислений будет утеряна. А, следовательно, остальные налогоплательщики оказываются в зоне риска. Уже в текущем году Консультанты усматривают расширение периметра налогового контроля. Если ранее в большинстве своем споры были связаны с неуплатой НДС, который налоговые органы ввиду усиления автоматизации контрольных процедур выявляли максимально оперативно, то все чаще налоговые органы стали анализировать другие вопросы. Среди них формальное применение льготных ставок по УСН, несписание безнадежной кредиторской задолженности, «конвертные зарплаты», переквалификация роялти в дивиденды, вопросы, вытекающие из ВЭД и т.д.
Следует заметить, что вопросы, связанные с НДФЛ, с высокой долей вероятности будут становиться все более популярными у контролирующих органов ввиду введения с 2025 года пятиступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ от 13 до 22% и желанием подвести налогоплательщика под более высокую ставку обложения.
Помимо этого, в марте 2025 году завершает свое действие мораторий на плановые проверки IT-компаний. А, следовательно, это еще одна группа налогоплательщиков, которая может встать на замену амнистированным предпринимателям.
Таким образом, 2025 год однозначно расширит периметр контроля, а на сколько - узнаем совсем скоро.