Хотя в строгом смысле слова термин «амнистия» к результату законотворчества применять было бы неверно, оставим его для сохранения целостности смысла. «Амнистировать» предлагают тех налогоплательщиков, которые соответствуют следующим условиям:
· За период 2022-2024 годов (полностью или в любой его части) у них была проведена налоговая проверка, по результатам которой установлено нарушение – дробление бизнеса;
· С 01.01.2025 года данное нарушение устранено налогоплательщиком добровольно, то есть он отказался от дробления.
В этом случае все доначисления, пени и штрафы за 2022-2024 годы не взыщут, а в последующем – спишут при соблюдении условий амнистии.
Для менее сознательных налогоплательщиков существует усеченный вариант амнистии, который освобождает их от доначислений только за 2022-2023 годы. Такой вариант возможен, если налогоплательщик откажется от дробления не с 01.01.2025 г., а после назначения выездной налоговой проверки в 2025-2026 году, а также добровольно уточнится за 2024 год.
В случае выявления дробления бизнеса за указанные периоды вынесенные решения не исполняются, а недоимка, пени и штрафы не взыскиваются. Эти суммы остаются замороженными либо до ближайшей выездной проверки, в процессе которой дробления не будет выявлено, либо до 01.01.2030 г., после чего они должны быть списаны.
Подача каких-либо заявлений и раскрытие какой-либо информации не являются условиями амнистии. Налоговая служба заверяет, что все льготы к достойным того будут применяться автоматически.
При беглом взгляде все это выглядит как очевидное благо для налогоплательщиков, однако для любого, кто не понаслышке знаком со спорами с налоговой службой, неотменимая модальность зримого начинает давать сбой.
Основная проблема кроется в условии о том, что у налогоплательщика, желающего использовать амнистию, не должно быть выявлено нарушений за период 2025-2026 годов. Дело в том, что ни законодательство, ни судебная практика не дают четкого ответа на вопрос, какие же признаки позволяют признать отношения двух предпринимательских субъектов дроблением бизнеса. В этой связи налоговые органы часто допускают вольности, которые потом поддерживаются судьями. Так, элементом «дробления» легко могут признать франчайзи, родственника или бывшего работника, решившего начать собственный бизнес. При этом редкая ситуация удостаивается какого-либо экономического анализа, обычно бывает достаточно совокупности формальных признаков. Практика знает настолько абсурдные случаи, что никто из бывших «дробленцев» не может чувствовать себя в безопасности.
Еще один важный нюанс связан с изменением условий для использования УСН с 2025 года. Так, порог для применения УСН значительно увеличивается до 450 миллионов рублей. В этой связи многие дробящиеся бизнесы с 1 января 2025 года получают возможность использовать УСН и без злоупотреблений. Можно ли считать таких предпринимателей обелившимися по умолчанию?
На этот вопрос налоговая служба дает хотя и оригинальный, но четкий ответ – нет. Налогоплательщик должен «перевести деятельность такой группы лиц на одно лицо», даже если никакой налоговой экономии от дробления он больше не получает.
Впрочем, не только амнистия с 2025 года подталкивает «упрощенцев» к пропасти общей системы налогообложения. Обновленная УСН устанавливает обязанность по уплате НДС, пусть и по меньшим ставкам, но без возможности получения вычетов. В этой связи для многих бизнесов с низкой добавленной стоимостью общая система налогообложения может оказаться даже выгоднее, чем усложнённая версия упрощенной системы налогообложения.