Региональный бренд – это название средств индивидуализации, которое вошло в коммерческое и маркетинговое употребление. С точки зрения Гражданского кодекса РФ региональные бренды могут быть зарегистрированы в форме географического указания и наименования места происхождения товаров.
Как географические указания, так и наименования мест происхождения товаров информируют потребителя о территориальном происхождении и особых свойствах товаров, которые маркируются соответствующими обозначениями.
Вместе с тем в соответствии с текущими требованиями законодательства к регистрации географических указаний в отличие от наименований мест происхождения товаров предъявляются менее строгие требования, что в значительной степени увеличивает возможность получения исключительных прав на такой объект и уже на сегодняшний день находит свое отражение и в правоприменительной практике. Так, только за 2024 год было зарегистрировано 23 новых региональных бренда, среди которых такие названия, как гороховецкий пряник, ленинградские пышки, коврижка зарайская, якутские бриллианты, мордовский сидр. Учитывая, что общая численность географических указаний и наименований мест происхождения товаров составляет чуть более трех сотен, количественные показатели по регистрации можно оценивать как более чем стремительные.
Одновременно с этим экспертиза Роспатента в отношении товарных знаков, указывающих на географию ужесточилась, поэтому добиться регистрации обозначения с отсылкой к определенной территории становится все сложнее, хотя товарный знак остается на сегодняшний день самым популярным средством индивидуализации.
Ситуация может быть и обратной, когда в качестве товарного знака уже зарегистрировано обозначение, имитирующее региональный бренд, а настоящему производителю не остается ничего, кроме как отстаивать свои права на обозначение в суде, в связи с чем хочется привлечь внимание регионального бизнеса к заблаговременному обеспечению правовой охраны своей идентичности.
Нередким также являются случаи использования обозначения, указывающего на региональное происхождение, в отсутствие регистрации. При таких условиях есть риск привлечения к ответственности за нарушение чужих прав на региональный бренд. Такая ответственность может быть, в том числе, и материальной, рассчитанной как в фиксированном размере, так и исходя из стоимости реализованных контрафактных товаров. При таких обстоятельствах представляется разумным, что пользователи обозначений, указывающих на географию, на сегодняшний день должны более осмотрительно подходить к данному вопросу и превентивно мониторить обозначения, которым предоставляется правовая охрана в качестве географических указаний и наименований мест происхождения товаров.
Можно уверенно заявить, что регистрация географических указаний, а также возникновение и разрешение правовых коллизий – это одна из ключевых тенденций правоприменительной практики как Роспатента, так и судов в области интеллектуальной собственности.
Хочется верить, что внимание российских производителей к отстраиванию своей идентичности будет только увеличиваться, ведь регистрация региональных брендов и создание для этого лояльных условий очевидным образом выступает формой поддержки локальных производителей, а товары, маркированные региональным брендом, становятся визитными карточками субъектов, выступают одним из факторов, обеспечивающих рентабельность бизнеса, развития туризма и устойчивого интереса к регионам России.


