1.Рост числа сделок M&A в ИТ-сфере, увеличения числа pre-IPO и IPO
Число IPO в России постепенно растет: по состоянию на конец ноября в 2024 году на Московской бирже появилось 12 новых эмитентов и еще несколько первичных размещений ожидается до конца года. Безусловно, подавляющее большинство новых эмитентов – это ИТ-компании.
Еще большими темпами растет число M&A сделок в ИТ-секторе. Как для компаний, планирующих выход на IPO, так и для других значимых игроков, сделки по слиянию и поглощению крайне важны, ведь сделки укрепляют позиции на рынке и увеличивают капитализацию.
Среди причин роста инвестрынка самые различные обстоятельства: уход иностранных компаний за последние годы и рост импортозамещения, аккумулирование свободных денежных средств в пределах РФ и высокие процентные ставки по заемным средствам. Но очевидно, что на ближайшие несколько лет общие тренды сохранятся.
С правовой точки зрения любая подготовка к инвестициям требует от бизнеса (и ИТ-компаний в том числе) грамотной юридической стратегии: от выбора организационно-правовой формы и утверждения корпоративных договоренностей до корректных договорных обвязок и защиты персональных данных пользователей. Максимальное внимание к оформлению нематериальных активов, отношений с авторами разработок, своевременная регистрация программных продуктов – все это напрямую влияет на портрет потенциального участника сделки, а значит, становится правилами «хорошего тона».
2. Налоговая реформа и развитие льгот для разработчиков
Одним из основных событий 2024 года стала налоговая реформа с утверждением новой редакции налогового кодекса. По сути, существенные льготы сохранились только для ИТ-бизнеса и сферы радиоэлектроники.
Так, с 01.01.2025 года ставка по налогу на прибыль для ИТ-компании будет увеличена до 5%, при общем росте ставки до 25%. Сохраняются также льготы по страховым взносам.
Отдельно стоит сказать о том, что сохраняются льготы по НДС при продаже зарегистрированного российского ПО. Более того, в 2025 году появятся и новые возможности: владельцы российских программных продуктов смогут увеличивать в два раза свои затраты на разработку своего продукта, применять ускоренную амортизацию, что позволит уменьшить уже пониженный налог на прибыль. Также дополнительное стимулирование получат покупатели российского зарегистрированного ПО – в частности затраты на него увеличиваются в 2 раза при исчислении налога на прибыль.
Все это мотивирует, как и на протяжении нескольких предшествующих лет, искать возможности для применения льгот в любом технологичном бизнесе, а также активнее участвовать в разработке и покупке российского ПО. Мы прогнозируем, что в ближайшие 2-3 года акцент в мерах поддержки еще больше сместится на разработчиков.
3. Уменьшение числа ИТ-компаний и постепенный рост мер дополнительного контроля
Одновременно с введением новых преференций для ИТ-компаний, государство в лице отраслевых министерств и ведомств в 2024 году провело несколько мероприятий по «отсеиванию» компаний из числа льготополучателей.
Так, в июле 2024 года были лишены государственной аккредитации более двух тысяч ИТ-компаний, которые не смогли пройти соответствующую проверку на статус в Минцифры. Аннулирование аккредитации повлекло не только исключения компании из реестра российских ИТ-компаний, но также и лишение возможности применять налоговые льготы по налогу на прибыль и страховым взносам.
За последний год обсуждались и другие важные изменения, в результате которых изменились аспекты получения ИТ-аккредитации, был пересмотрены условия получения льготных ипотек для сотрудников ИТ-компаний. На сегодня Минцифры предлагает инициативу об обязательном направлении сотрудников в университеты в качестве преподавателей, обязательном приеме практикантов на работу.
Все это сигнализирует о том, что взамен на льготы государство ожидает от ИТ-отрасли отдачи, вовлечения в госпрограммы, участия в образовательном процессе. Кроме того, очевидно, что компании, не занимающие «активную позицию» будут проверены на уровне Минцифры или налоговой и постепенно лишены преференций.
Мы не прогнозируем активный рост налоговых проверок в ИТ-бизнесе, но для нас очевидно, что будут разрабатываться другие более мягкие инструменты контроля за отраслью.
Анализируя итоги нововведений за 2024 год, можно сделать вывод о следующих тенденциях для сферы информационных технологий на ближайшее время:
1) Вовлечение юристов в структурирование ИТ-бизнеса и отладку его процессов, совместная работа ИТ-специалистов и юристов – это та связка, к которой стоит привыкнуть на ближайшие годы на меняющемся и растущем ИТ-рынке.
2) Рост числа преференций для ИТ-компаний будет сочетаться с уточнением критериев отбора их получателей. Это означает, что поддержка государства станет выборочной, что может усилить конкуренцию среди компаний.
3) Государство видит необходимость вовлечения ИТ-компаний, получающих налоговые преференции, в развитие отрасли в целом. Меры контроля будут специфическими и отраслевыми, не ожидается «откат» налоговых льгот.