1. ФАС России возбудила дела в отношении операторов связи МТС, Мегафон и Билайн
2. Закупка у единственного поставщика должна быть обоснована и проводиться в исключительных случаях.
3. Увеличены штрафы за воспрепятствование антикартельным проверкам
4. ФАС России возбудила дело за копирование упаковки печенья «OREO»
5. ФАС оштрафовала АО «Альфа-Банк» за ненадлежащую рекламу кредитной карты.
1. ФАС России возбудила дела в отношении операторов связи МТС, Мегафон и Билайн
В августе этого года служба возбудила дела в отношении крупнейших операторов связи по признакам нарушения антимонопольного законодательства путем взимания дополнительной платы сверх абонентской при нахождении абонента на территории Республики Крым и города Севастополь.
Ранее ФАС России выдала предупреждения МТС, Мегафон и Билайн о прекращении взимания дополнительной платы на территории Республики Крым и города Севастополь. Более того, как указывает ведомство, с 1 января 2024 года для операторов связи созданы все экономические условия, которые позволяют операторам связи оказывать услуги связи без взимания дополнительной платы.
Однако МТС, Мегафон и Билайн не исполнили предупреждение антимонопольного органа в связи с чем в настоящее время идет рассмотрение дела по признакам злоупотребления доминирующим положением. В случае установления вины операторам связи грозит административный штраф или же антимонопольной службой может быть выдано предписание о перечислении незаконно полученного дохода в федеральный бюджет, что может повлечь большие убытки для каждой из компаний.
2. Закупка у единственного поставщика должна быть обоснована и проводиться в исключительных случаях.
Вопрос включения в Положение о закупках широкого перечня оснований для заключения договора с единственным поставщиком всегда являлся актуальным с точки зрения регулирования со стороны антимонопольного органа.
Так, ФАС России направила соответствующие разъяснения в территориальные органы, в которых особое внимание обращено на то, что закупки у единственного поставщика целесообразны только в случаях, если товары или услуги обращаются на неконкурентных рынках или проведение торгов нецелесообразно по объективным причинам.
Также в разъяснениях указано, что злоупотребление заказчиком правом на установление в Положении о закупках широкого перечня основания для заключения договоров с единственным поставщиком при отсутствии объективных причин, может быть рассмотрено антимонопольным органом как нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В качестве ответственности за такое злоупотребление правом указано, что антимонопольный орган может выдать заказчику предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствованием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства путем внесения изменений в Положение о закупках.
Стоит отметить, что предписание обязательно для исполнения хозяйствующим субъектом, которому выдано такое предписание, а в случае неисполнения предписания субъекту грозит административный штраф. Таким образом, данные разъяснения являются новеллой в сфере регулирования договор с единственным поставщиком по Положению о закупках.
3. Увеличены штрафы за воспрепятствование антикартельным проверкам
Ещё одним из достижений ФАС России в части пресечения картелей стало принятие закона, в соответствии с которым штрафы за воспрепятствование антикартельным стали значительно выше.
Напомним, что ранее в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения размер штрафа за воспрепятствование антикартельной проверки составлял всего 10 тысяч рублей, если проведение или завершение проверки становилось невозможным, то в таком случае штраф составлял всего 50 тысяч рублей.
Низкий размер штрафов всегда затруднял проведение таких проверок для антимонопольного органа и позволял недобросовестным участникам рынка уйти от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Однако 18 августа вступили в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые установили дифференциацию штрафа за воспрепятствование проведению проверки
в зависимости от оборота компании.
Теперь размер штрафов составит:
-
при выручке до 120 млн рублей – штраф в размере 100 тысяч рублей;
-
от 120 млн до 800 млн рублей – 500 тысяч рублей;
-
от 800 млн до 2 млрд рублей – 1 млн рублей;
-
от 2 млрд рублей – штраф 2 млн рублей.
4. ФАС России возбудила дело за копирование упаковки печенья «OREO»
В ФАС России поступило заявление от производителя продукции таких известных брендов, как «Alpen Gold», «Milka», «Юбилейное», «OREO», «Медвежонок Барни», «TUC», «Dirol», «Picnic», по признакам недобросовестной конкуренции производителя печенья «Умка».
В заявлении сообщалось, что конкурент производителя ввел в оборот печенье «Умка». В дизайне упаковки используются элементы, имитирующие товарные знаки всем известного печенья «OREO».
Сходство упаковок печенья заключается в цветовом оформлении наименования печенья (товара) и упаковки в целом, в том числе взаимном расположении элементов и имитации слогана. Подобное сходство может создать у потребителей ложное впечатление о поставщике продукции, а также неправомерному использованию репутации законного правообладателя бренда «OREO».
В случае установления нарушения антимонопольного законодательства производителю печенья «Умка» грозит административный штраф, а законный правообладатель имеет право обратиться в суд и взыскать с нарушителя убытки.
5. ФАС оштрафовала АО «Альфа-Банк» за ненадлежащую рекламу кредитной карты.
В очередной раз ФАС России признала АО «Альфа-Банк» виновным в нарушении законодательства о рекламе. Так, на одном телевизионном канале АО «Альфа-Банк» запустило рекламу кредитной карты, в которой утверждалось следующее: «Закажите бесплатную кредитку Альфа-Банка с целым годом без процентов и получайте суперкэшбэк рублями каждый месяц, а еще бесплатно снимайте наличные в любых банкоматах».
При этом такие важные условия, как покупки без процентов возможны только в течение 30 дней с даты заключения договора, снять наличными без процентов можно не более 50 000 рублей в течение льготного периода 60 дней, а также максимальная сумма кэшбэка составляет 5 000 рублей в месяц, были указаны мелким шрифтом в течении короткого времени.
Указание существенных условий таким образом не позволило потребителям ознакомится, а равно такая реклама вводит потребителя в заблуждение.
По итогам рассмотрения дела ФАС России признала АО «Альфа-Банк» виновной в нарушении законодательства о рекламе и наложила административный штраф в размере 500 000 рублей.
Более того, только за 2024 год в отношении АО «Альфа-Банк» возбуждено более 15 дел о нарушении законодательства о рекламе и наложено более 10 административных штрафов за нарушение рекламного законодательства.