Новые правила патентования IT разработок

14 мая Министерство экономического развития России опубликовало приказ, вносящий изменения в процесс патентования, главным образом касающиеся IT-решений.


Председатель РЦИС Андрей Кричевский положительно оценил нововведения, отметив, что они устраняют необоснованные барьеры для авторов IT-разработок. В данной статье мы подробно рассмотрим новые правила патентования IT-разработок, их преимущества и недостатки, а также попробуем дать оценку мнению Кричевского.

Новые правила патентования IT-разработок

Основные изменения.

  • Введение новых понятий:

«Полезная модель в области информационных технологий» и «изобретение в области информационных технологий». Эти термины вводятся для того, чтобы четко классифицировать IT-разработки, учитывая их специфику. Под полезной моделью понимаются технические решения, которые могут быть применены на практике и обладают новизной, но не достигают уровня изобретения. В свою очередь, изобретение в области информационных технологий — это более сложное техническое решение, которое включает новизну и изобретательский уровень, выходящий за рамки обычного инженерного творчества. Введение этих понятий помогает уточнить, какие именно разработки в IT-сфере могут претендовать на патентование, что упрощает процесс оценки и экспертизы заявок.

  • Требования к раскрытию сущности технического решения

Теперь заявители обязаны более детально описывать технические решения в своих заявках, особенно если речь идет о применении искусственного интеллекта. Конкретизация требований к описанию включает:

Подробное техническое описание: описание должно содержать все ключевые технические характеристики, которые делают решение уникальным и инновационным.

Примеры применения: необходимо приводить примеры практического применения разработок, что помогает экспертам лучше понять их функциональность и новизну.

Алгоритмы и процессы: для решений с применением искусственного интеллекта нужно предоставлять описание используемых алгоритмов и процессов, показывая их уникальность и техническую реализацию.

Эти изменения способствуют лучшему пониманию сути изобретения и обеспечивают более объективную и точную экспертизу, что помогает исключить субъективизм и улучшает качество патентов.

  •  Критерии для определения патентоспособности

Установлены четкие критерии для определения того, относится ли заявка к программе «как таковой» или содержит техническое решение. Основные критерии включают:

Технический характер решения: заявка должна описывать не просто программный продукт, а техническое решение, которое использует или улучшает технологии, а не ограничивается только программным обеспечением.

Практическое применение: решение должно иметь конкретное практическое применение, которое можно реализовать в виде устройства или метода.

Новизна и изобретательский уровень: техническое решение должно обладать новизной и изобретательским уровнем, выходящим за рамки общеизвестных знаний и умений.

Эти критерии позволяют исключить из патентования чисто программные продукты, которые не имеют технической новизны.

Устранение старых барьеров

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 1350 Гражданского кодекса РФ, программы для ЭВМ не могут считаться изобретениями. Этот пункт был введен для того, чтобы ограничить патентование чисто программных продуктов, не обладающих технической новизной и не представляющих собой техническое решение. Однако, на практике, сложилось так, что патентуются не сами программы, а технические решения, связанные с их использованием. Это вызвало ряд проблем и разночтений.

Существующие проблемы до внесения изменений

1.      Разночтения в толковании: формулировка статьи 1350 не всегда однозначно трактуется, что приводило к различным интерпретациям при рассмотрении заявок на патенты. Это создавало неопределенность для заявителей и затрудняло процесс получения патентов.

2.      Необоснованные отказы: из-за строгого толкования законодательства, некоторые заявки на действительно инновационные технические решения, связанные с ПО, отклонялись. Это тормозило процесс патентования и ограничивало защиту интеллектуальной собственности разработчиков.

3.      Долгий процесс экспертизы: отсутствие четких критериев усложняли процесс экспертизы заявок, что увеличивало время рассмотрения и создавало дополнительные барьеры для получения патентов.

Как новые изменения устраняют эти барьеры

1.      Узаконение патентования технических решений, связанных с ПО.

Новые изменения уточняют, что можно патентовать технические решения в области информационных технологий, которые включают использование программного обеспечения. Это позволяет узаконить практику патентования IT-разработок, устраняя правовые пробелы и неопределенность.

2.      Четкое разграничение программ и технических решений.

Введение четких критериев для определения того, является ли заявка чисто программной или включает техническое решение, помогает исключить из патентования программы «как таковые». Это обеспечивает, что патентуются именно инновационные технические разработки, а не просто программные продукты.

3.      Прозрачность и объективность процесса.

Установление конкретных требований к раскрытию сущности технических решений и четких критериев оценки новизны и изобретательского уровня повышает прозрачность и объективность процесса патентования. Это позволяет экспертам быстрее и точнее оценивать заявки, сокращая время рассмотрения и уменьшая количество необоснованных отказов.

4.      Стимулирование инноваций.

Упрощение процедуры патентования и устранение правовых разночтений стимулирует разработчиков к созданию новых технологий и продуктов, зная, что их интеллектуальная собственность будет защищена. Это способствует развитию инновационной деятельности в области информационных технологий.

В целом, новые изменения устраняют существующие барьеры, связанные с патентованием IT-разработок, и создают более благоприятные условия для защиты интеллектуальной собственности разработчиков, что способствует развитию инноваций и технологического прогресса.

Оценка изменений

Плюсы:

  1. Снижение административных барьеров

Упрощение подачи заявок: новые правила уменьшают количество бюрократических процедур, необходимых для подачи патентной заявки. Это облегчает процесс для разработчиков и компаний, делая его менее трудоемким и менее затратным по времени.

Сокращение сроков рассмотрения: установление более четких критериев и требований к заявкам позволяет ускорить процесс их рассмотрения. Быстрое получение патента позволяет авторам быстрее вводить свои разработки в коммерческий оборот, защищая их от копирования и конкурентов.

  1. Более объективная оценка заявок

Четкие критерии оценки: введение конкретных критериев для определения патентоспособности заявок снижает вероятность субъективных отказов. Это способствует более справедливой и предсказуемой системе патентования.

Улучшение экспертизы: с подробным раскрытием сущности технического решения эксперты получают более полную информацию, что позволяет им лучше понять инновацию и принять более обоснованное решение о выдаче патента.

  1. Ускорение процесса патентования

Оптимизация процедур: сокращение времени на рассмотрение заявок и уменьшение административной нагрузки способствует более быстрому получению патентов. Это особенно важно для IT-сферы, где технологии быстро устаревают, и своевременная защита интеллектуальной собственности имеет критическое значение.

Увеличение количества патентов: более быстрый процесс может стимулировать рост количества подаваемых заявок, что в свою очередь увеличит количество зарегистрированных патентов, поддерживая инновационную активность в стране.

  1. Повышение качества заявок

Детализация описания изобретений: Требование к более подробному описанию технических решений улучшает качество подаваемых заявок. Это не только помогает экспертам в оценке, но и снижает вероятность возникновения споров по поводу патентов в будущем.

Техническая новизна: Четкие критерии помогают выделить действительно инновационные решения, которые обладают значимой технической новизной, что повышает общий уровень качества патентов.

Минусы:

  1. Потенциальные риски для качества патентов

Упрощение требований к описанию: хотя упрощение подачи заявок помогает разработчикам, оно может привести к подаче недостаточно проработанных заявок. Это может снизить качество патентов и увеличить количество споров по поводу их правомерности.

Сложности в экспертизе: меньше времени на рассмотрение заявок может привести к снижению качества экспертизы, что увеличивает риск выдачи патентов на решения, не обладающие достаточной новизной или изобретательским уровнем.

  1. Увеличение нагрузки на патентное ведомство

Рост количества заявок: упрощение и ускорение процесса могут привести к увеличению количества подаваемых заявок, что создаст дополнительную нагрузку на патентное ведомство. Это потребует увеличения ресурсов и штата сотрудников, что может быть сложно реализовать в краткосрочной перспективе.

Потенциальные задержки в других областях: фокусирование на IT-разработках может привести к задержкам в рассмотрении заявок в других технических областях, если ресурсы ведомства будут перераспределены на IT-сферу.

Председатель РЦИС Андрей Кричевский положительно оценил нововведения, отметив, что они устраняют необоснованные барьеры для авторов IT-разработок. Он считает, что корректировка административных регламентов является первым шагом к созданию сильных патентов на IT-разработки. Его мнение основывается на следующих аргументах:

Снижение бюрократии: упрощение процедур действительно позволяет разработчикам больше времени уделять инновациям, а не административным вопросам. Это стимулирует творческую активность и разработку новых технологий.

Объективность экспертизы: введение четких критериев оценки новизны и изобретательского уровня способствует объективности рассмотрения заявок, что снижает риск субъективных отказов и улучшает предсказуемость патентной системы.

Стимулирование инноваций: быстрое получение патентов мотивирует разработчиков на создание новых технологий и продуктов, зная, что их интеллектуальная собственность будет защищена. Это особенно важно в динамично развивающейся IT-сфере.

Тем не менее, следует учитывать, что любые нововведения требуют времени для адаптации и оценки их реальной эффективности на практике. Возможные риски снижения качества патентов и увеличения нагрузки на патентное ведомство также нужно учитывать.

Заключение

Корректировка правил патентования IT-разработок, введенная Минэкономразвития России, направлена на упрощение процесса подачи заявок и ускорение их рассмотрения, что должно способствовать развитию инноваций в области информационных технологий. Несмотря на некоторые потенциальные риски, данные изменения в целом представляют собой позитивный шаг в направлении улучшения патентной системы и поддержки разработчиков. Время покажет, насколько эффективными окажутся эти меры на практике.


Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Другие публикации
ЛКП
05.11.2024

Российская налоговая система переживает трансформацию. Традиционная практика массовых выездных налоговых проверок постепенно уходит в прошлое, уступая место более технологичным и аналитическим методам контроля. Эта тенденция, набирающая всё большие обороты, основана на переходе к активному использованию предпроверочного анализа данных налогоплательщиков.


ЛКП
05.11.2024

В начале 2024 года ФНС опубликовала статистический отчет, согласно которому в 2023 году в ходе выездных проверок объем доначисленных налогов (без учета штрафов и пеней) составил 301,4 млрд руб. По сравнению с 2022 годом показатель снизился на 31% с 435,7 млрд руб.

ЛКП
05.11.2024

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации был принят Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, в соответствии с которым проводится так называемая «налоговая амнистия для дробления».


Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм