Трансграничные расчеты в криптовалюте или первые шаги в познании криптовалюты

11 марта 2024 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит изменения в 6 законов в результате которых были разрешены расчеты с использованием цифровых финансовых активов по внешнеторговым контрактам. 


Что случилось?

Порядка последних 5 лет российское юридическое сообщество ожидало каких-либо действий отечественного законодателя, направленных на урегулирование вопросов, связанных с оборотом криптовалюты. Однако после первых робких шагов в 2020 году ничего не последовало, а внесенные в том период законопроекты до сих пор лежат на рассмотрении в первом или втором чтении (законопроект № 518220-8 и № 1065710-7).

При этом события 2022 года, казалось, должны были стать мощным толчком для создания качественной нормативной базы и инфраструктуры для целей осуществления расчетов с криптовалютой. Однако только тяжелейшие потрясения в сфере трансграничных расчетов, которые произошли в конце 2023 и начале 2024 года, подтолкнули законодателя оперативно внести соответствующие изменения в действующее законодательство.

Наиболее интересными представляются поправки, внесенные в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – 173-ФЗ) и Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 259-ФЗ), так как именно они допускают совершение расчетов с использованием цифровых финансовых активов.

Знаковые изменения

В 173-ФЗ внесли понятие «цифрового права» со ссылкой на ст. 141.1 ГК РФ. При этом цифровые права могут как являться валютными ценностями, так и не являться, что зависит от валюты, в которой такие цифровые права номинированы.

Однако большее внимание следует обратить на:

  • Новый абзац 3 ч. 2 ст. 1 173-ФЗ, который закрепляет, что валютные операции с цифровыми права могут осуществляться только в информационных система операторов, в которых осуществляется выпуск цифровых прав в соответствии с 259-ФЗ;

  • Новая часть 2 ст. 6 173-ФЗ, которая закрепляет, что использование цифровых прав в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом могут использовать только по внешнеторговым контрактам между резидентами и нерезидентами.

В 259-ФЗ внесли поправку к многострадальной ч. 10 ст. 4, которая запрещала принимать цифровые финансовые активы в качестве встречного предоставления за оказанные услуги или проданные товары кому бы то ни было на территории РФ. Однако статья 4 была дополнена абзацем 11, который разрешает использование цифровых финансовых активов в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам между резидентами и нерезидентами.

Что это значит?

К сожалению, внесенные изменения, несмотря на их идею в настоящий момент представляются недостаточно жизнеспособными.

Дело в том, что принятый закон дозволяет осуществлять трансграничные расчеты с использованием цифровых прав (цифровые финансовые активы или утилитарные цифровые права), которые были выпущены в соответствии с 259-ФЗ. То есть для того, чтобы цифровое право было признано таковым для целей валютного регулирования, такое цифровое право должно быть выпущено зарегистрированным и лицензируемым на территории РФ эмитентом.

Процедура выпуска цифровых прав же также предполагает соблюдение ряда требований и возможна исключительно включенное в специальный реестр лицо.

Другими словами, традиционная и широко используемая криптовалюта (например, BTC, ETH или USDT) не является цифровым правом для целей российского законодательства. То есть трансграничные операции с криптовалютой до сих пор остаются в серой зоне.

Более того все операции с цифровыми правами должны осуществляться внутри информационной системы оператора, который как было сказано ранее включен в специальный реестр на территории РФ.

Таким образом, несмотря на кажущуюся перспективу получения возможности осуществления расчетов с использованием криптовалюты, полагаю, что такая опция станет доступна еще не скоро.

Может ли это работать?

В текущих законодательных условиях использование цифровых прав для целей трансграничных расчетов представляется практически невозможным в силу своей сущностной бессмысленности. То есть для возможности реализации расчетов в рамках действующего регулирования предполагается использование следующего механизма:

  1. Оператор информационной системы выпускает цифровое право;

  2. Иностранное лицо открывает счет у этого оператора;

  3. Иностранное лицо принимает оплату в виде цифровых прав от российской организации;

  4. Иностранное лицо продает цифровые права на территории РФ, чтобы получить фиатные средства;

  5. Иностранное лицо переводит полученные денежные средства на банковский счет в РФ или за пределами РФ.

Как можно заметить, реализация предложенного законодателем механизма требует излишнего количества действий со стороны иностранного контрагента. При этом подобная система расчета ставит его в очень странное положение, ведь если иностранный контрагент имеет возможность получить денежные средства из РФ, то покупка цифровых прав не имеет для него какого-либо смысла.

Потенциально эффективный к использованию инструмент для целей осуществления международных платежей в текущих условиях представляется возможным в том случае, если операторы информационных систем получат право продавать на территории РФ распространенные криптовалюты, которые такой оператор будет либо самостоятельно отправлять в пользу иностранных контрагентов, либо перечислять на открытые у такого оператора счета российских компаний с возможностью дальнейшего перечисления в пользу третьих лиц за пределы информационной системы.

Другими не менее вероятным и эффективным способом использования предложенного инструментария в текущих условиях представляется в контексте неттинга. То есть иностранные контрагенты, вместо получения денег из РФ будут погашать существующие в РФ денежные требования перед другими российскими компаниями без необходимости совершения ряда сделок по уступке прав требования или переводу денежных средств. 

Что в итоге?

Полагаю, что принятый закон является первым шагом, направленным на урегулирование вопросов, связанных с оборотом цифровых прав как на территории РФ, так и для целей трансграничных расчетов. При этом использование предложенного механизма для целей неттинга представляется как один из наиболее жизнеспособных инструментов осуществления трансграничных расчетов.

В ином случае без дополнительных законодательных изменений предлагаемый механизм представляется бессмысленным, так как в текущей конфигурации подобная форма расчетов не предоставляет каких-либо преимуществ ни для иностранных контрагентов, ни для российских компаний, но сопровождается дополнительными действиями и комиссионными расходами.



Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Другие публикации
Выиграли судебное дело по налоговым претензиям на сумму 262 миллиона рублей
13.10.2024
Команда ЛКП успешно выиграла дело по налоговым претензиям на сумму 262 миллиона рублей, защитив одного из крупнейших региональных перевозчиков от банкротства. Суд признал незаконным доначисление налогов, пеней и штрафов, что позволило клиенту продолжить деятельность и сохранить бизнес.
ЛКП
08.10.2024

В Государственную Думу внесен законопроект (№ 731807-8), устанавливающий ставку 8% по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность в области радиоэлектронной промышленности.


ЛКП
08.10.2024

ВС внес ясность в процент арбитражных управляющих




Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм