Очередность налогов для банкрота

В Госдуму поступил законопроект, направленный на урегулирование вопросов, связанных с очередностью удовлетворения требований об уплате налогов и иных обязательных платежей в деле о банкротстве. На настоящий момент законопроект включен в примерную программу Весенней сессии на март 2024 г..


Предложенный законопроектом подход разработан в соответствии с правовыми позициями, представленными в Постановлении[1] Конституционного суда. Суд предписал законодателю определить очередность уплаты компаниями-банкротами налога на прибыль (постановление № 28-П). Законопроект устанавливает приоритетность обязательных платежей перед требованиями реестровых кредиторов, относя их к текущим платежам.

В частности, законопроект предлагает погашать текущие и реестровые платежи по НДФЛ и страховым взносам в составе требований второй очереди после выплат зарплаты кредиторам второй очереди.

Согласно поправкам, средства от продажи предмета залога должны сначала направляться на погашение имущественных налогов: налоги на имущество, земельный и транспортный налог. За счет средств, полученных с реализации залогового имущества, будут погашаться и требования по «иным налогам», которые связаны с использованием или продажей таких активов, то есть НДС, в том числе восстановленного, и налога на прибыль. После уплаты налогов происходят расчеты с залогодержателем.

КС РФ ранее постановил, что до принятия поправок при реализации имущества в банкротстве возникающий налог на прибыль подлежит уплате в составе третьей очереди требований кредиторов.

Очевидно, что позиция КС РФ и рассматриваемый законопроект встраиваются в общую концепцию усиления налогового контроля и повышения налоговых поступлений в бюджет в условиях растущего дефицита бюджета. Для кредиторов в банкротстве изменение, безусловно, носит негативный характер, так как снижает роль и преимущества залога как одного из наиболее эффективных способов исполнения обязательства.

С учетом рассматриваемого законопроекта кредиторам и должнику необходимо оценивать перспективы удовлетворения требований, необходимо учитывать будущие налоговые обязательства должника, которые могут возникнуть после реализации конкурсной массы. В частности, необходимо оценить, какая сумма НДС была зачтена должником со стоимости приобретения или создания залогового имущества, так как это может повлиять на сумму, получаемую кредитором при реализации такого имущества в процедуре банкротства.




[1] Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 мая 2023 г. N 28-П



Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Другие публикации
ЛКП
05.11.2024

Российская налоговая система переживает трансформацию. Традиционная практика массовых выездных налоговых проверок постепенно уходит в прошлое, уступая место более технологичным и аналитическим методам контроля. Эта тенденция, набирающая всё большие обороты, основана на переходе к активному использованию предпроверочного анализа данных налогоплательщиков.


ЛКП
05.11.2024

В начале 2024 года ФНС опубликовала статистический отчет, согласно которому в 2023 году в ходе выездных проверок объем доначисленных налогов (без учета штрафов и пеней) составил 301,4 млрд руб. По сравнению с 2022 годом показатель снизился на 31% с 435,7 млрд руб.

ЛКП
05.11.2024

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации был принят Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, в соответствии с которым проводится так называемая «налоговая амнистия для дробления».


Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм