С 1 января 2022 года начала начисляется амортизация на данный актив. По 2022 год включительно у ООО были заключены доходные договоры на право пользования арендованным имуществом, что позволяло покрывать все расходы, связанные с его содержанием и у ООО не было убытков по налоговой и бухгалтерской отчетности. Однако с 1 января 2023 года часть договоров была расторгнута и доходы перестали покрывать расходы. В связи с этим в налоговом учете по налогу на прибыль появились убытки от текущей деятельности. Налоговой данная ситуация не понравилась и указала на то, что раз не используется все имущество, полученное по договору аренды, то и в учете отражать нельзя все расходы в качестве амортизационных отчислений по договору аренды. Налоговая предложила отражать на расходы амортизационные отчисления в доли получаемой выручи. На текущий момент арендованное имущество используется не все. Расторгнуть договор аренды нельзя. Отказаться от части арендованного имущества нельзя. Доходные договоры на использование части имущества заключены с взаимозависимыми лицами. На оплату арендной платы по договору аренду ООО заключило договор займа с взаимозависимым лицом. В течении 2023 года ООО возмещало из бюджета НДС. Вопрос. Права ли налоговая утверждая, что на расходы по налогу на прибыль необходимо отражать амортизационные отчисления в доли получаемой выручки? Будет ли привлечено к ответственности ООО если покажет убытки по налогу на прибыль по итогам года и какие могут быть последствия?
Отвечает Рубен Айвазян, юрист практики "Структурный и налоговый консалтинг"
В соответствии с п. 17 ФСБУ 25/2018 стоимость права пользования активом (далее - ППА) погашается посредством амортизации, за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются. Срок полезного использования права пользования активом не должен превышать срок аренды, если не предполагается переход к арендатору права собственности на предмет аренды.
При аренде на срок больше 12 месяцев (неоперационная/финансовая аренда) необходимо отражать право пользования активом (ППА) и обязательство по аренде. ППА учитывается на счете 01 или 03 и подлежит амортизации. Стоимость права равна сумме обязательства по аренде и платежей, перечисленных до получения недвижимости в аренду. Срок полезного использования равен сроку аренды.
В соответствии с п.1. ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности: 1) расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу).
Налоговое законодательство и нормы бухгалтерского учета (в том числе, ФСБУ 25/2018) не содержат прямых указаний на разделение актива амортизации на прибыльную и неприбыльную части для целей налогового и бухгалтерского учета.
Весь актив, признанный в балансе в рамках договора аренды, подлежит амортизации в соответствии с его сроком аренды или сроком полезного использования. Это значит, что решение об амортизации всей стоимости актива или его части должно основываться на общих принципах бухгалтерского учета, таких как обоснованность, последовательность и целесообразность учетной политики компании.
Таким образом, исходя из анализируемой ситуации операции ООО по принятию объекта в учете в качестве ППА и списания стоимости посредством амортизации является правомерным.
Предполагаем, что вопросы со стороны налоговых органов в большей степени обусловлены наличием убытка у компании, а не конкретными претензиями к анализируемым операциям. Как показывает практика взаимодействия с налоговыми органами наличие убытка за отчетный период часто становится причиной для более тщательного анализа финансово-хозяйственной деятельности компании в целом. В данном случае ООО необходимо заблаговременно подготовится к возможным вопросам со стороны налоговых органов и быть готовым предоставить разъяснения, подтверждающие факты того, что возникновение убытка не связано с уклонением от уплаты налогов, а обусловлено иными экономическими причинами.
Таким образом, сама по себе операция по отражению в налоговом учете убытка по налогу на прибыль не является нарушением налогового законодательства. Ответственность за данное обстоятельство - отсутствует. При этом, важно понимать, что налоговым органом может быть проведен более детальный анализ всех операций ООО, в том числе анализ договоров аренды (субаренды) с взаимозависимыми компаниями Группы.
Так, претензии со стороны налоговых органов могут быть актуальны только в случае выявления обстоятельств получения сторонами сделок необоснованной налоговой выгоды. Такими обстоятельствам в анализируемом случае могут быть: искажения в учете и взаиморасчетах (например, искусственное накапливание внутригрупповой задолженности); отсутствие экономической целесообразности сделок; отсутствие рыночного ценообразования по внутригрупповым сделкам; наличие в Группе взаимозависимых компаний-арендаторов (субарендаторов) компаний, применяющих льготную ставку налогообложения доходов и прочие обстоятельства.