Блок II. Нормативные правовые акты
Блок III. Разъяснения, рекомендации и требования ФАС
Блок IV. Законопроекты и предложения
1. ФАС России оштрафовала АО «Почта Банк» за неисполнение выданного ему предписания (ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ)
Ранее служба признала рекламу опции банка «Гарантированная ставка» при выдаче кредита, распространявшуюся на роллерном дисплее в г. Москве ненадлежащей, поскольку:
-
в ней крупным шрифтом указывалась привлекательная для потребителя информация о процентной ставке по кредиту от 4%;
-
при этом данные об иных условиях, влияющих на стоимость кредита и возможность участия в акции, размещались в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом в течение короткого времени, в связи с чем антимонопольным органом был сделан вывод о том, что потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию.
ФАС России оштрафовала банк на 500 тыс. руб. и выдала ему предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе, об исполнении которого он впоследствии отчитался. Однако было установлено, что демонстрация ненадлежащей рекламы продолжалась, в связи с чем банк был оштрафован еще на 400 тыс. руб.
2. ФАС России возбудила дело в отношении группы компаний «Промсорт»: ООО «Промсорт», ООО «Промсорт-Тула», ООО «Промсорт-Калуга», АО «НЛМК-Урал» (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции)
В результате проведения ФАС России регулярного мониторинга цен на строительные материалы было установлено, что:
-
с августа по октябрь 2023 г. рост цен на арматуру составил 25%;
-
на рынках иных видов металлопродукции изменение цен зафиксировано в пределах 5%;
-
при этом стоимость основного сырья для производства арматуры – лома черных металлов и железорудного сырья оставалась стабильной на протяжении августа-сентября 2023 г.
Полученные данные подтвердились информацией Минпромторга и Минстроя России о повышении группой компаний цен на арматуру на внутреннем рынке с 01.10.2023 г. на 20-25%. ФАС России был сделан вывод о наличии признаков злоупотребления группой компаний «Промсорт» доминирующим положением в форме установления и поддержания монопольно высокой цены товара.
Служба заявила о продолжении проведения экономического анализа ситуации на рынке арматуры. Доминирующим компаниям были направлены запросы об обоснованности установленных цен.
3. ФАС России возбудила дело в отношении АО «Уральская сталь» (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции)
По мнению службы в действиях общества имеются признаки установления и поддержания монопольно высокой цены на два вида заготовки, необходимых для производства цельнокатаных колес.
По результатам анализа состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке ФАС было установлено, что компания занимает на нем доминирующее положение. По данным службы с конца 2022 г. рост цен на заготовку составил более 40% при незначительном изменении себестоимости.
4. ФАС России возбудила дело в отношении ОАО «Верхнебаканский цементный завод» и АО «Новоросцемент», входящих в группу лиц «Газметаллпроект» (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции)
В рамках мониторинга цен на строительные материалы ФАС было выявлено, что темпы роста цен на цемент компаний в I полугодии 2023 г. превышали темпы роста цен аналогичного периода прошлого года. При этом:
-
установленные в I полугодии 2023 г. цены превышали сумму необходимых расходов и прибыли для производства и реализации цемента;
-
группа лиц «Газметаллпроект» является крупнейшим производителем цемента в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, занимая доминирующее положение на этом рынке.
Блок II. Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
23 октября вступила в силу ст. 3 данного закона, предусматривающая новую редакцию ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
Теперь, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в п. 10 ч. 4 ст. 5 Закона о потребительском кредите (займе) - диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного федерального закона по видам потребительского кредита (займа).
При этом такая информация должна:
-
предоставляться до предоставления информации о процентных ставках;
-
указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.
Блок III. Разъяснения, рекомендации и требования ФАС
1. Расторжение договора между заказчиком и поставщиком в судебном порядке не влечет автоматического включения последнего в реестр недобросовестных поставщиков
ФАС России напомнила, что в соответствии со ст. 5 Закона о закупках № 223 сведения о поставщике подлежат включению в РНП, если договор между заказчиком и подрядчиком был расторгнут в судебном порядке в связи с нарушением его существенных условий. При этом суд должен указать на такое нарушение, допущенное подрядчиком.
Иной подход может привести к ущемлению прав и законных интересов исполнителя по договору, поскольку позволит по умолчанию применять меры ответственности на основании расторжения договора вне зависимости от причин.
Указанная позиция службы нашла подтверждение в судебной практике (дело № А40-96409/23).
2. Совместное письмо ФАС России и Банка России от 03.10.2023 г. №№ АК/80481/23, ИН-018-59/54 «Информационное письмо о порядке реализации страховых услуг, необходимых для получения кредита (займа)»
ФАС России и ЦБ РФ в связи со вступлением в силу с 01.09.2023 г. постановления Правительства РФ от 18.01.2023 № 39 обратили внимание кредитных организаций на необходимость привести в соответствие с ним внутренние документы, регламентирующие порядок страхования рисков заемщиков кредитной организации (включая потенциальных), а также разместить на сайтах необходимую информацию.
Отказы в принятии полисов страхования страховых организаций с кредитным рейтингом по национальной рейтинговой шкале не ниже уровня «А-», при кредитовании заемщиков - физических лиц в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также изменение условий кредитования при условии обеспечения заемщиком – физическим лицом непрерывности страхования, недопустимы, равно как и изменение процентной ставки по кредитному договору (договору займа) в зависимости от наименования страховой организации.
Регуляторы рекомендуют доводить до сведения граждан-заемщиков решение о принятии (непринятии) страхового полиса не позднее чем через 7 рабочих дней после предоставления полиса в банк.
3. ФАС России направила письмо всем вертикально-интегрированным и независимым компаниям о необходимости снизить стоимость реализации топлива с учетом снижения биржевых (оптовых) цен на нефтепродукты
Информация о реализации данной меры должна быть предоставлена в службу. В случае отсутствия принятых мер со стороны организаций служба пообещала рассматривать их как признаки нарушения антимонопольного законодательства.
4. ФАС России рекомендовала торговым сетям снижать стоимость мяса кур в магазинах соразмерно снижению оптовых цен на него производителями
В результате взаимодействия с ведомством производители приняли решение о снижении отпускных цен на тушку бройлера, в связи с чем ФАС России направила письма в торговые сети с рекомендацией соразмерно снижать розничные цены для потребителей в случае снижения цен или предоставления скидок на куриное мясо поставщиками.
Блок IV. Законопроекты и предложения
1. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»
Предусматривается введение механизма предупреждения при выявлении признаков нарушения некоторых норм Закона о рекламе, а также упрощение требований к обязательным сведениям в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи.
Предлагается прямо закрепить в законе, что опросы общественного мнения и упоминания о товаре, его изготовителе или продавце, которые сами по себе не являются сведениями рекламного характера и органично интегрированы в произведения науки, литературы, искусства или в иной результат интеллектуальной деятельности, не являются рекламой.
В законопроект также включены ранее подготовленные службой предложения в отношении ряда неактуальных положений Закона о рекламе:
-
возможность рекламы посредством push-уведомлений только с предварительного согласия пользователей;
-
корректировка требований к теле- и радио-рекламе алкогольной продукции;
-
непризнание рекламой в сети «Интернет» справочной информации о деятельности компаний, товарах и услугах, размещаемой на официальных сайтах организаций и продавцов товаров, а также на сайтах-агрегаторах различной информации.
2. ФАС России предложила предусмотреть возможность для регуляторов в одностороннем порядке исключать из реестра цен сведения об ушедших с рынка лекарственных препаратах
Сейчас исключать из реестра такие сведения могут только производители данных препаратов, однако они не всегда это делают, а от этого зависит ценообразование на другие лекарственные препараты. При регистрации и перерегистрации цен на них заявитель, ФАС России и Минздрав России в соответствии с законом вынуждены ориентироваться и на содержащиеся в реестре устаревшие цены ушедших с рынка лекарств.
1. Отмена операторами сотовой связи платы за раздачу интернет-трафика с мобильных устройств
В сентябре 2023 г. ФАС России выдала соответствующие предупреждения «большой четверке».
Мегафон отчитался об исполнении предупреждения и отмене с 23.10.2023 г. платы за раздачу интернет-трафика на всех тарифных планах.
Билайн и Теле2 представили в службу информацию о сроках исполнения предупреждений:
-
с 22.11.2023 г. Теле2 отменит плату для новых подключений абонентов, а с 19.12.2023 г. плата будет отменена для всех действующих абонентов;
-
до 01.12.2023 г. Билайн отменит плату на всех тарифных планах с лимитными пакетами интернета. В отношении остальных тарифных планов компания проводит оценку сроков технической реализации требования службы.
МТС изначально уведомило службу об отсутствии в своих действиях по взиманию платы за раздачу интернет-трафика ущемления интересов абонентов, однако впоследствии изменило свою позицию и приняло решение об ее отмене.
С учетом сроков на техническую реализацию ФАС России продлила сроки исполнения предупреждений.
2. Челябинское УФАС пресекло действия ООО «Лукойл–Уралнефтепродукт» по ограничению снабжения топливом потребителей Челябинска на принадлежащих обществу АЗС
УФАС отреагировало на информацию в СМИ об ограничениях продажи топлива на АЗС общества (не более 10 л.) и совместно с региональными органами власти провело мониторинг наличия топлива на данных АЗС. Кроме того, были проанализированы сведения о запасах нефтепродуктов, предоставляемые ООО «Лукойл–Уралнефтепродукт» в адрес УФАС на еженедельной основе в рамках соответствующего мониторинга. Снижения запасов топлива на нефтебазах общества обнаружено не было.
Общество оперативно сняло ограничения на продажу топлива потребителям и УФАС посчитало, что в связи с добровольными действиями общества оснований для привлечения его к ответственности нет.