Блок I. Дела и действия ФАС России
Блок III. Нормативные правовые акты
Блок IV. Проекты нормативных правовых актов
Блок I. Дела и действия ФАС России
1. ФАС России признала ООО «Курганский мясокомбинат «Стандарт» совершившим акт недобросовестной конкуренции
Общество производило и реализовывало мясные консервы «Семейный запас», оформление (композиция этикеток, использование белого фона, красных графических элементов, изображения пестрой коровы и надписи «Говядина» заглавными буквами) и название которых было сходно с ранее введенными в оборот на рынке консервами «Семейный бюджет» производства АО «Орелпродукт».
2. ФАС России выдала предупреждение ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»
В действиях общества были выявлены признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции - экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) для операторов на услуги по обеспечению доступа к объектам инфраструктуры аэропорта Пулково.
ФАС России, в частности, обязало общество:
1) разработать и направить для согласования в службу в течение 90 дней единый экономически обоснованный порядок ценообразования на услуги, предоставляемые операторам, а также типовую форму договора о предоставлении независимым операторам услуг, обеспечив недопустимость включения в состав платы за оказание рассматриваемых услуг расходов, включенных в иные тарифы и сборы в рамках предоставления доступа к инфраструктуре;
2) разместить указанный порядок и типовую форму на своем официальном сайте.
1. Ленинский районный суд г. Ставрополя вынес обвинительный приговор участнику картеля
Антиконкурентное соглашение было заключено на 82 торгах, предметом которых являлась поставка и монтаж оборудования для зрительных залов. Одному из его участников судом назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года условно (по совокупности преступлений: п. «в» ч. 2 ст. 178 и ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Блок III. Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 04.08.2023 № 426-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Законом предусматривается новое отягчающее обстоятельство при привлечении к административной ответственности – использование в целях исполнения антиконкурентного соглашения цифровых алгоритмов.
Повторное неисполнение предписания антимонопольного органа будет грозить дисквалификацией должностных лиц или наложением административного штрафа в двойном размере.
Подробнее об этом в нашем обзоре, посвященном принятию «5-ого антимонопольного пакета».
Блок IV. Проекты нормативных правовых актов
1. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 8-3 Федерального закона "О государственном оборонном заказе"»
Предлагается:
-
с 3 до 5 млн руб. в месяц увеличить лимит оплаты исполнителем расходов с возможностью ее списания с отдельного счета на иные банковские счета;
-
с 01.01.2024 г. ввести ежегодную индексацию данного лимита как для головного исполнителя, так и для исполнителя.
2. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О государственном оборонном заказе»
Правительство РФ получит право определять случаи, когда головной исполнитель, исполнители, военные представительства государственного заказчика будут обязаны представлять в ФАС информацию о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа.
3. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
До 31 декабря 2024 г. планируется продлить действие ограничения применения предусмотренного ст. 14 Закона о торговле требования о непревышении доли рынка в 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ при покупке и аренде дополнительных торговых площадей у уходящего из РФ ретейла.
4. Проект приказа ФАС России «О внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220»
Предусматриваются изменения в действующий порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в связи с принятием «5-ого антимонопольного пакета».
5. Проект приказа ФАС России «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, привлекаемым антимонопольным органом или комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»
В связи с принятием «5-ого антимонопольного пакета» предлагается определить следующие квалификационные требования:
1) гражданство РФ;
2) высшее образование в сфере, касающейся рассматриваемого ходатайства о даче согласия на осуществление сделки (иного действия) или дела о нарушении антимонопольного законодательства;
3) возможность обладать квалификацией, полученной в результате профессиональной переподготовки;
4) опыт работы в сфере, относящейся к предмету рассмотрения ФАС, не менее 5 лет;
5) наличие теоретической подготовки и практических навыков в данной сфере;
6) отсутствие фактов привлечения к ответственности по ст. 13.14, 19.26 КоАП РФ и ст. 183, 200.6, 307 УК РФ.
6. Проект приказа ФАС России «Об утверждении Порядка проведения очного рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю»
Проект разработан в связи с принятием «5-ого антимонопольного пакета» во исполнение ч. 6.3 ст. 33 Закона о защите конкуренции.
1.ФАС России опубликован обзор судебной практики в сфере государственных закупок за I полугодие 2023 г.
2. ФАС усиливает контроль за деятельностью торговых сетей в регионах
Был проведен анализ сведений о долях торговых сетей, реализующих продовольственные товары. Установлено, что в 7,37 % муниципальных районов и городских округов зафиксировано 27 торговых сетей, занимающих доли свыше 35% по объему всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за 2022 г. В связи с этим ФАС России выдала поручение своим территориальным органам усилить контроль за деятельностью торговых сетей.
3. ФАС начала проверку обоснованности роста стоимости мяса у производителей, сообщает РБК
4. Минцифры России совместно с ФАС разрабатывают механизм, согласно которому телеком-операторы, планирующие повысить тарифы, должны будут представить обоснование такой необходимости, «защитив» планируемые инвестрасходы, сообщает Интерфакс
5. ФАС России изучает жалобы абонентов на введение платы за раздачу интернета с телефонов, сообщает ТАСС
6. ФАС России будет контролировать исполнение союзом независимых сетей России инициативы по ограничению наценок на социально значимые товары
7. X5 Group сообщила ФАС России о регистрации сделки по приобретению 100% долей в уставном капитале ООО «Виктория Балтия» и отчиталась о первых результатах исполнения предписания службы
Ранее ФАС России удовлетворила ходатайство X5 Group при условии исполнения предписания, в том числе принятых на себя в инициативном порядке дополнительных социальных обязательств.
8. Компании фиксируют цены по предложению ФАС России: группа М.Видео-Эльдорадо, «Детский мир», ДНС
1. Решение Совета ЕЭК от 29.08.2023 № 88 «О внесении изменений в некоторые решения Совета Евразийской экономической комиссии»
Предусмотрены изменения в:
-
Порядок рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках;
-
Порядок проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках;
-
Порядок рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках;
-
Методику расчета и порядок наложения штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках.
2. В ходе заседания Совета ЕЭК было подписано Соглашение о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных закупок от 29.08.2023 г.
В соответствии со ст. 3 и 4 указанного Соглашения Совет ЕЭК также утвердил (Решение Совета ЕЭК от 29 августа 2023 г. № 87):
-
Порядок обмена информацией в целях взаимного признания таких банковских гарантий;
-
Перечень критериев, которым должны соответствовать гаранты государств – членов ЕАЭС, осуществляющие выдачу таких банковских гарантий.