В последнее время прослеживается тенденция налоговых органов по усилению контрольно-аналитической работы, которая, по их мнению, направлена на снижение административной нагрузки на налогоплательщиков и формирование комфортной среды для исполнения обязанностей по уплате налогов. Это объясняется в первую очередь тем, что только за предыдущий 2021 год налоговые органы обеспечили поступления в размере 38 милрд. руб. в рамках отработки «схемных вычетов по НДС», что на 37 % больше по сравнению с предыдущим годом. Если посмотреть на то, насколько налоговый орган активно ведет работу в этом направлении по состоянию на текущий период, то эта сумма по результатам 2022 года вероятней всего будет выше.
Контрольно-аналитическая работа проводится с налогоплательщиками, в деятельности которых выявлены налоговые риски, с целью побуждения их к добровольному уточнению налоговых обязательств без назначения выездных налоговых проверок. Вместе с тем, выявленные налоговые риски не всегда являются объективными и «предложения» налогового органа добровольно уточнить налоговые обязательства не всегда являются правомерными.
Также в последнее время улучшилось качество предпроверочного анализа, который представляет собой сбор и исследование информации о налогоплательщике, по результатам которых налоговые органы принимают решение о том, имеет ли смысл включать налогоплательщика в планы выездных налоговых проверок и проводить проверку. Стоит отметить, что план выездных налоговых проверок, является конфиденциальным документом, доступ к которому имеют непосредственно сотрудники налогового органа.
ФНС России активно развивает направление предпроверочного анализа, так как на ежеквартальной основе проводится контрольно-аналитическая работа о применении норм НК РФ о взаимозависимых лицах, а контроль за поступлением в бюджет НДС осуществляется непрерывно благодаря системе АСК «НДС-2». Стремление к максимальной автоматизации налогового контроля связано с планами ФНС России по уменьшению общего числа налоговых проверок в пользу побуждения налогоплательщиков к добровольной доплате налогов.
Стоит ли идти в ИНФС на комиссию?
Игнорировать подобные вызовы со стороны организации не стоит. На заседании рабочей группы можно будет узнать какие именно претензии налоговый орган имеет к компании. Более того, на данном мероприятии можно дать пояснения по спорным вопросам, после чего претензии могут отпасть и активность налогового органа по отношению к организации сократиться.
Руководству компании на данные мероприятия ходить не рекомендуется, так как налоговый орган очень часто использует данные вызовы для проведения дальнейшего допроса руководства в качестве свидетелей. Лучшее решение будет направить квалифицированного представителя, который не будет состоять в штате компании. Это позволит уйти представителю от провокационных вопросов проверяющих и зафиксировать только спорные моменты и передать их руководству для принятия дальнейших решений.
Если же руководство компании пришли вместе с представителем на комиссию, а инспектор по итогу намерен провести допрос руководителя в качестве свидетелей, то представитель, который явилися с генеральным директором по доверенности, не сможет отвечать на вопросы инспектора, а сможет только прочитать протокол допроса и внести в него свои замечания.
Какие последствия ожидают участников комиссии?
Результаты беседы оформляются в протоколе комиссии, где налоговый орган описывает свои претензии к компании и дает налогоплательщику срок на принятие решения по подаче уточненной налоговой декларации.
После комиссии необходимо принять решение, что для компании будет менее затратно: подать уточнённую налоговую декларацию и доплатить налоги либо подвергнуть организацию риску назначения выездной налоговой проверки.
Если же организация уверена в том, что сделки, по которым налоговый орган предъявляет претензии, были реальные и не готова доплачивать налоги в бюджет под «угрозами» Инспекции назначить выездную налоговую проверку, то необходимо разработать стратегию защиты и представить письменные пояснения на протокол комиссии.
Пояснения на протокол комиссии фактически должны представлять собой аналог возражений на акт налоговой проверки, которые будут отражать правовую позицию компании о реальности финансово-хозяйственных операций.
Основная цель письменных пояснений заключается в том, чтобы доказать налоговому органу, что анализируемая компания не является выгодоприобретателем. В случае, если налоговый орган примет данные доказательства, то материалы будут направлены по месту учета предполагаемого выгодоприобретателя.
К письменным пояснениям помимо первичной документации с контрагентом рекомендуется представлять такие документы как:
-
документы по коммерческой осмотрительности, т.е. те документы, которые были получены от контрагента перед заключением сделки;
-
деловую переписку с контрагентом, которая бы свидетельствовала о взаимодействии с ним;
-
совместные фотографии, видеозаписи представителей компании с переговоров;
-
адвокатские опросы участников сделки могут помочь подтвердить реальность операций, но вместе с тем стоит помнить, что налоговый орган может вызвать данных лиц на допрос в инспекцию и провести его по своим правилам с расширенным блоком вопросов;
-
иные документы (информация), свидетельствующие о реальном взаимодействии налогоплательщика со своим контрагентом.
В случае если организация не располагает рекомендованным пакетом документов, за исключением первичных, то на комиссию можно прейти с представителем контрагента с целью подтверждения совместного сотрудничества.
Может ли налоговый орган после комиссии включить организацию в план выездных налоговых проверок?
По результатам заседаний рабочей группы и полученного от налогоплательщика ответа (письменные пояснения или уточненная налоговая декларация) проверяющие формируют и направляют в вышестоящий налоговый орган (Управление по субъекту) заключение по проведенным мероприятиям налогового контроля в отношении участников «схем уклонения от налогообложения».
В случае, если по итогам проведения контрольно-аналитических мероприятий налогоплательщик – выгодоприобретатель отказался от добровольного уточнения своих налоговых обязательство, не согласился на пересмотр модели ведения бизнеса с повышенным риском совершения налогового правонарушения и не представил доказательств, указывающих на отсутствие вины налоговый инспектор формирует и направляет в Управление заключение по проведенным мероприятиям налогового контроля с целью дальнейшего включения в план проведения выездных налоговых проверок.
В связи с этим подходить формально к подготовке письменной позиции не стоит, так как документ, который будет направлен в налоговую должен выглядеть как аналог возражений на акт налоговой проверки.
Стоит отметить, что процедура представления письменных пояснений на протокол комиссии действующим законодательством не предусмотрена, однако исходя из практики рассмотрения налоговых споров проверяющие оценивают представленные налогоплательщиком документы и зачастую удается «урегулировать» претензии со стороны налогового органа минуя выездную налоговую проверку.