Внедрение и настройка такой системы позволяет минимизировать налоговые риски в момент их зарождения и не доводить ситуацию до выездной налоговой проверки. Это необходимо, поскольку возможность «безболезненного» выхода из выездной налоговой проверки для организации сегодня весьма мала по следующим причинам:
-
При планировании выездных налоговых проверок используется риск-ориентированный подход, то есть налоговый орган целенаправленно выбирает для контроля организации, которые, по его мнению, нарушают закон;
-
До начала выездной налоговой проверки отдел предпроверочного анализа формирует досье на организацию, где описаны возможные нарушения и примерные суммы доначислений, которые могут составлять сотни миллионов даже для среднего бизнеса. Эти суммы согласуются с вышестоящими органами системы ФНС;
-
Инспекция по результатам выездной налоговой проверки не может прийти к нулевым результатам, так как это повлечет служебное разбирательство в отношении конкретных должностных лиц, отвечающих за проверку;
-
Выездные проверки находятся под пристальным контролем вышестоящих органов системы ФНС, что сводит на нет ценность локальных договоренностей;
-
С момента принятия решения по результатам выездной проверки инспекция вправе заблокировать операции по счетам налогоплательщика в рамках обеспечительных мер;
-
Взыскание по решению начинается до суда.
Из этого следует, что бизнес сегодня фактически лишен реальной возможности отстаивать свою позицию в споре с налоговой инспекцией. Еще до того, как по исковому заявлению назначат первое заседание, счета компании могут быть заблокированы, а деятельность – полностью парализована.
В этих условиях система защиты от налоговых рисков может помочь снизить интерес налоговой инспекции к компании и не допустить ее включения в план выездных налоговых проверок.
Важно отметить, что бизнесу недостаточно проявить «должную осмотрительность» при выборе контрагента, а также иметь правильно оформленные первичные документы. В сегодняшних реалиях налогового контроля инспектор стремиться в деталях восстановить деловые отношения, имевшие место в прошлом. Так, инспекцию интересует история знакомства с контрагентом, критерии его выбора, контактные лица, порядок взаимодейтсвия и документы, которыми оформлялся каждый его этап.
Основная проблема заключается в том, что операции, исследуемые инспекцией в рамках проверки, как правило, имели место более четырех лет назад. За это время утрачиваются многие документы, удаляется деловая переписка, а работавшие с контрагентом сотрудники увольняются. В результате компания не может предоставить ту информацию, которую от нее требует инспектор. Однако хранение в течение столь длительного времени всей информации по конкретным операциям тоже влечет значительные издержки, так как требует дополнительных серверных мощностей и излишне нагружает сотрудников.
В связи с этим система защиты от налоговых рисков должна представлять разумный компромисс между возможностями компании и требованиями налогового органа. При создании такой системы следует выполнить следующие этапы:
-
Определить критерии операции, влекущей реальные налоговые риски, с учетом специфики деятельности компании и региона регистрации;
-
На основе этих критериев выявить операции, которые влекут для компании реальные налоговые риски;
-
Классифицировать операции по видам договоров, из которых они возникают;
-
Разработать для каждого вида операций комплект документов и сведений, которые организация имеет возможность хранить в течение длительного времени;
-
Определить места и способы хранения документов и сведений;
-
Назначить сотрудников, ответственных за исполнение положения.
При разработке локальных нормативных документов следует учитывать главную цель всех мероприятий – сохранение во времени доказательств реальности операций с конкретным контрагентом. Готовый комплект доказательств должен подтверждать, что организация действительно имела деловые отношения с конкретным контрагентом, при этом содержать не только первичные документы, но и «косвенные» свидетельства, такие какие как деловая переписка, сведения о контактных лицах и т.п.
Также важно регламентировать технические аспекты системы, а именно порядок хранения документов и ответственных лиц. Информация должна быть систематизирована и доступна в любой момент.
В процессе разработки системы важно отказаться от излишнего формализма и ставить в приоритет практическую ценность выработанных механизмов. Каждый элемент системы должен иметь практический смысл с учетом актуальной правоприменительной практики, а каждый работник должен четко знать и понимать свои обязанности в рамках налогового комплаенса. Для этих целей можно использовать наглядные материалы, такие как схемы, чек-листы и т.п.
Все изложенное позволит создать такую систему защиты от налоговых рисков, которая позволить существенно усилить позицию организации в налоговом споре без значительного повышения нагрузки на работников компании. Однако не стоит забывать и о том, что налоговое законодательство и практика его применения постоянно меняются. В связи с чем рекомендуется не реже одного раза в год проводить аудит системы и, при необходимости, модифицировать ее.