Связано это с тем, что прежде чем выйти на проверку, налогоплательщика ждет тщательный отбор для установления «рентабельности» потенциальных контрольных мероприятий. Поэтому, несмотря на снижение количества проверок, текущий контроль за налогоплательщиками стал еще серьезнее. Для этих целей в арсенале налоговых органов имеется предпроверочный анализ.
Предпроверочный анализ представляет собой комплекс мероприятий по сбору и исследованию информации о юридическом лице, по итогам которого контролирующий орган принимает решение о том, имеет ли смысл проводить выездную проверку в отношении конкретной организации.
Для получения верных результатов механизмы отбора постоянно совершенствуются, что приводит к тому, что основная часть сведений о компании известна налоговым органам еще до того, как они ее посетят. Поэтому, если предприятие получило уведомление о выездной проверке, значит, в ходе предпроверочного анализа выявлены нарушения и осталась лишь сущая формальность — доукомплектовать документально свои выводы и составить акт.
Эффективность налогового контроля возросла во многом благодаря развитию информационных технологий. В настоящее время существенный объем предпроверочного анализа осуществляется посредством компьютерных ресурсов. Разберем ключевые:
Программно-информационный комплекс «ВНП Отбор»
Данный ресурс оценивает организации по 43 параметрам, сравнивает анализируемую компанию с юридическими лицами с аналогичным видом экономической деятельности (например, для сравнения уровня налоговой нагрузки). За любое выявленное нарушение/отклонение начисляются баллы. Чем больше баллов, тем выше вероятность отбора в список на проверку.
Примеры случаев для начисления баллов:
- в отчетности убытки за несколько периодов;
- выручка компании растет, а налоговая нагрузка не меняется или уменьшается;
- налоговая нагрузка организации ниже, чем по отрасли.
АСК НДС
Автоматическая система контроля отслеживает цепочки операций с контрагентами для установления фактов ухода от уплаты НДС. Информация по сделкам проверяемого лица сверяется с данными по тем же операциям у контрагентов. АСК НДС выступает одним из ключевых используемых в настоящее время ресурсов для выявления схем незаконной «оптимизации».
СУР АСК НДС
По сути, это дополнение к ранее отраженному ресурсу, которое распределяет организации по степени риска неуплаты НДС.
Компании делятся на три категории:
- высокая степень риска — фирма не платит НДС, не располагает средствами для ведения реальной деятельности либо замечена в связях с подозрительными юридическими лицами;
- низкая степень риска — компания исправно платит НДС в нужном объеме, имеет достаточное количество ресурсов, среди контрагентов нет однодневок и других сомнительных организаций;
- средняя степень риска — фирма не попадает ни в одну из названных категорий.
Если по итогам анализа ранее приведенными ресурсами компании присваивается какое-либо значение риска - начинается более глубокая проработка.
Информационная система «Налог-3»
Ресурс содержит сведения о всех компаниях и позволяет определить, кто является руководителем, собственником юрлица, наличие денежных средств на счетах, имущества. Служит данная система преимущественно для оценки перспективы взыскания доначислений.
ПИК «Однодневка»
Программа определяет, есть ли в реестре фирм-однодневок контрагенты проверяемой организации.
Кроме того, у налоговых органов имеются различные Федеральные информационные ресурсы (ФИР), которые также содержат кучу упрощающей их работу информации: выписки по счетам, протоколы допросов и т.д.
Помимо получения информации из различных внутренних ресурсов, инспекторы в принципе делают все, что им дозволено вне рамок проверок:
– направляют требования контрагентам;
– вызывают сотрудников контрагентов и налогоплательщика на допросы;
– делают запросы в банки;
–и т.д.
Итоги предпроверочного анализа оформляются документально (заключение под грифом «ДСП», которое вы никогда не увидите). В нем, помимо общей информации о налогоплательщике и его контролирующих лицах, содержится следующая информация:
- Оценка степени риска по критериям, обозначенным в Приказе ФНС «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»;
- Информация, полученная об организации в ходе предпроверочного анализа (информация из ресурсов, анализ запрошенных документов, сведения из открытых источников);
- Данные о результатах мероприятий налогового контроля, осуществленных по налогоплательщику ранее (сведения о ранее проведенных камеральных, выездных и проверках);
- Итоговая аналитика. Главная часть, где отражается позиция о целесообразности выездной проверки. Также в данной части даются рекомендации по мероприятиям, составу проверяющих, обозначается предполагаемая сумма доначислений.
Что же делать, чтобы минимизировать риск возникновения проверки или уменьшить потенциальный периметр претензий? Заранее обратиться за помощью к специалистам, которые проведут полноценную диагностику, выявят факторы риска и дадут советы по их устранению.
Также не стоит забывать и об определенных иных звоночках пристального внимания, которые тоже свидетельствуют о серьезном контроле со стороны службы - вызовы в инспекции на заседания рабочей группы для дачи пояснений по вопросам правильности исчисления НДС и взаимоотношениям с поставщиками.
Согласно новым реалиям, чаще всего на такие рабочие группы вызывают тех, кто попал в Федеральный Реестр Выгодоприобретателей (ФРВ). А этими «счастливчиками» теперь плотно занимаются несколько отделов – отделы риск анализа и отраслевого контроля, контрольно-аналитический отдел, выездной отдел. Причина включения в ФРВ – ранее установленные факты взаимодействия с техническими компаниями. Простыми словами, ранее проводились мероприятия налогового контроля (ВНП или КНП), в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды с использованием сомнительных организаций. И все, теперь выявление операций, которые порождают у налоговых органов сомнения, станут причиной для обязательной тщательной проверки, при том, что чаще всего причиной этого являются сугубо формальные обстоятельства.
К таким обстоятельствам можно отнести:
- Контрагент имеет признаки технической компании (минимальная стоимость активов, высокий удельный вес вычетов, численность сотрудников менее 3 человек, расходы максимально приближены к доходам и т.д.);
- Налоговый орган не усматривает у контрагента источника закупки реализуемого вам товара;
- Контрагент был замечен в связях с техническими компаниями;
- Контрагент не отвечает на требования, не является на допросы/вызовы.
Отбиться от этих претензий не проще, чем в рамках оспаривания результатов ВНП. А от Инспекторов исходит стандартный набор пугалок, побуждений и угроза открытия ВНП. Для того, чтобы этого избежать, предлагается исключить из состава налоговых вычетов те, которые приходятся на указанных контрагентов, и уплатить в бюджет НДС и прибыль. А дальше сидеть и ждать следующих вызовов.
Однозначно ФРВ это новая головная болью для бизнеса, поэтому необходимо заранее начать готовиться к потенциальным претензиям.
Необходимо выстроить в организации четкую регламентированную систему сбора данных по коммерческой осмотрительности. Необходимо не только ограничиваться сбором пакета документов, подтверждающего правоспособность контрагента, но и уделить внимание документированию процессов поиска и выбора контрагентов, процесса подписания договора и т.д. Необходимо осуществлять сбор и хранение документов и информации, подтверждающей факты реальности взаимодействия и исполнения договорных обязательств (деловая переписка, сканы журналов выдачи пропусков, фото и видео фиксация въезда автомобилей контрагентов и т.д.). А для того, чтобы система по сбору работала, необходимо сформировать соответствующие приказы/регламенты/инструкции, в которых будут прямо определены ответственные лица, порядок сбора и взаимодействия, частота и объем получения информации, а также порядок систематизации полученных документов (информации) и сроки хранения. Тогда по итогу проделанной работы, организация помимо первичных документов будет иметь на руках «портфолио» по контрагенту, которое если не исключит полностью риск возникновения претензий, но позволит с минимальными затратами осуществить процедуру защиты.
Да, бизнес в 2022 году однозначно хочет минимизировать данные процедуры, исключить бумажную волокиту и сократить затраты дополнительных ресурсов. Но в текущих реалиях практический аспект показывает, что лучше единожды затратить ресурсы и время на выстраивание правильной внутренней системы контроля, чем потратить их в разы больше на оспаривание претензий налоговой.
Отдельно хочется предостеречь от халатного подхода к результатам Рабочей Группы. По ее итогам, исходя из практики, отражается далеко не весь периметр риска, который видит налоговый орган. Поэтому построение защиты сугубо за счет позиции, согласно которой бизнес не обязан всесторонне проверять своего контрагента, собирать кучу документов, а также на бездокументальном подтверждении (сугубо на словах) реальности взаимодействия с контрагентом, либо в принципе занятие позиции «у меня все хорошо, я не должен ничего доказывать, мне ничего не будет», попросту приведет к ВНП с колоссальными доначислениями и дополнительной головной боли.