Как стать исполнительным органом авиакомпании

Наша компания ( компания на УСН) является акционером авиакомпании ( компания на ОСНО). Планируется функции единого исполнительного органа авиакомпании передать нашей компании (акционеру авиакомпании) Так же планируется, что управляющая компания ( наша компания) будет оказывать услуги авиакомпании по ведению кадрового учета, бухгалтерого и экономические сопровождение. Для этого сотрудники авиакомпании ( бухгалтера, экономисты, кадровики) будут переведены из авиакомпании в нашу.

Вопрос: Не будет ли налоговыми органами воспринято перевод сотрудников как дробление бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки. У авиакомпании есть шанс в июле месяце быть исключенной из реестра МСП ( выручка авиакомпании за прошлый год более 2 млр.рублей) и соответсвенно авиакомпания не сможет применять пониженные страховые взносы на з/пл сотрудников. А наша компания остается в реестре МСП и размер страховых взносов на з/пл остается льготным ( 15% вместо 30%).

   Отвечает Сергей Мараховский, заместитель руководителей практик "Структурный и налоговый консалтинг" и "Сопровождение сделок M&A"

Из описанной ситуации следует, что в результате создания управляющей компании (далее также «УК») будет получена налоговая выгода в виде возможности применения льготной ставки страховых взносов. Для оценки рисков предъявления налоговых претензий необходимо определить насколько такая налоговая выгода соответствует условиям ст. 54.1 НК РФ, то есть является ли обоснованной с точки зрения налогового законодательства и практики налогового администрирования. Как известно, общее правило заключается в том, что не допускается получение налоговой выгоды в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения. Кроме того, для любой сделки получение налоговой выгоды не должно быть основной целью, и обязательство по такой сделке должно быть исполнено контрагентом на договорной основе.  

Применительно к дроблению бизнеса практикой выработан набор признаков, которые могут свидетельствовать о налоговой недобросовестности (Письмо ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@). Стоит выделить следующие признаки:

  • формальный характер деятельности участников схемы, в том числе формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;

  • взаимозависимость участников схемы;

  • единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса является другой ее участник;

  • создание элементов дробления незадолго до потери прав на применение налоговых льгот;

  • отсутствие деловой цели дробления бизнеса.

В рассматриваемой ситуации основные обстоятельства, которые будут доказывать налоговую недобросовестность – это отсутствие деловой цели в создании управляющей компании и формальный характер ее деятельности.

Что касается первого (деловой цели) – то создание управляющей компании, в том числе  на базе головной компании, которая наделена полномочиями ЕИО и оказывает комплекс дополнительных услуг – это достаточно стандартная практика для холдингов, включающих несколько контролируемых компаний и заинтересованных в единым центре выработки и принятия управленческих решений и стандартов бизнеса. В такую управляющую компанию привлекается персонал, который «работает» в интересах всей группы компаний. Это позволяет повысить качество взаимодействий между компаниями группы, сделать прозрачным движение денежных потоков, обеспечить инвестиционную привлекательность бизнеса. Когда такая УК создается для управления только одной дочерней компании и для управления в УК переводится только персонал этой дочерней компании – деловой смысл такой связки значительно менее очевиден и его нужно дополнительно качественно обосновывать, например, планами по масштабированию бизнеса или планами по  использованию такой УК и высоких компетенций персонала для оказания управленческих услуг третьим лицам и т.п. Такое обоснование должно быть подтверждено объективными доказательствами. 

Относительно формального характера деятельности – налоговый орган оценит реальность оказания услуг со стороны УК, произошли ли какие-то формальные и фактические изменения в процессе управления дочерней компанией после передачи функций УК и перевода персонала.  В частности, будет исследован документооборот между компаниями, материальные ресурсы для оказания услуг, фактический процесс оказания управленческих услуг, допрошен персонал. Отношения между этими двумя компаниями должны строиться на основе практики взаимодействия двух независимых договорных контрагентов, каждый из которых строго выполняет свои обязательства и ведет самостоятельную хозяйственную деятельность с использованием принадлежащих ему ресурсов.  Если будет установлено, что в реальности после создания УК никаких сущностных  изменений не произошло – налоговую выгоду будет сложно отстоять. 

В качестве короткого вывода по ситуации:  

С учетом приведенных фактических обстоятельств налоговый орган может проверить ситуацию на предмет получения необоснованной налоговой выгоды. В случае такой проверки реальный уровень риска налоговых претензий будет зависеть от подтверждения указанных выше признаков дробления бизнеса, в особенности отсутствия деловой цели и формального характера деятельности управляющей компании.

Дополнительно стоит обратить внимание, что по тем же основаниям налоговый орган может отказать в признании расходов на внутригрупповые услуги. 


Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
ЛКП
18.11.2024

Второе чтение прошел проект федерального бюджета на 2025-2027 года, которым предусмотрено введение обязательных отчислений от деятельности по распространению рекламы и продвижению товаров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


ЛКП
18.11.2024

ФНС подала в суд заявление о банкротстве ООО «СВС» по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, указав на задолженность в 172 млн рублей. Первая инстанция ввела наблюдение. Апелляция отказала в банкротстве. Арбитражный суд Уральского округа отменил акты нижестоящих судов, указав на недопустимость введения наблюдения вопреки воле ФНС как заявителя и на процессуальные нарушения апелляции (дело А76-2104/2023).


ЛКП
18.11.2024

Минэкономразвития предлагает масштабную реформу института корпоративного договора. Поправки вводят ограничение на снижение неустойки, предусматривают возможность принятия судом волезамещающего решения, расширяют основания для оспаривания решений органов управления обществ и позволяют включить в корпоративный договор элементы опциона.



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм