Налоговый мониторинг - механизм защиты от налоговых рисков

Несмотря на появление в Налоговом Кодексе еще в 2015 году раздела V.2. «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга», сам термин «налоговый мониторинг» для многих является до сих пор неизвестным, а ряд налогоплательщиков и вовсе неправильно его трактуют, воспринимая «налоговый мониторинг» в качестве некого наименования (рабочего термина) процедуры тщательного анализа налоговой судебной практики и налоговых изменений.

В свою очередь, налоговый мониторинг — это особая форма налогового контроля. Ее особенность состоит в том, что организация добровольно предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета. Налоговый мониторинг имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами контроля:

  • Освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок. С учетом того, что налогоплательщика, находящегося на мониторинге, можно сказать, проверяют ежедневно в онлайн режиме, проводить дополнительную проверку путем проведения проверок у налогового органа нет необходимости, что в свою очередь дополнительно позволяет самому налогоплательщику сократить издержки на юридическое сопровождение данных мероприятий (самой проверки, процедур досудебного и судебного оспаривания). Но из этого правила есть ряд исключений в настоящее время. Так, например, камеральная проверка все равно проводится в случае, если налогоплательщик подает декларацию с заявлением налога к возмещению или предоставляет уточненную декларацию с уменьшением налога или с увеличением убытка. А основаниями для выездной проверки могут стать, например, невыполнение мотивированного мнения налогового органа или представление уточненной налоговой декларации за период проведения налогового мониторинга с уменьшением суммы налога;
  • Сокращение объема истребуемых налоговым органом документов. Данное преимущество особенно актуально для тех, кого администрируют инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Ведь с учетом того, что у данной категории налогоплательщиков не может быть непроверенного налогового периода, они чуть ли не ежедневно получают требования от налоговых органов, объемы запрашиваемых документов в которых зачастую заставляют бухгалтерию просто забыть о выполнении своей основной трудовой обязанности.
  • Возможность получения мотивированных мнений налогового органа по сложным вопросам учета. Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов. Налогоплательщик, находящийся на налоговом мониторинге, может в любой момент, при возникновении спорной ситуации по отражению той или иной операции или при выявлении в процессе деятельности неурегулированных вопросов по соблюдению налогового законодательства, направить соответствующий запрос, в ответ на который получит официальный ответ, фактически — консультацию о налоговых последствиях совершенных или будущих сделок. Таким образом, налоговый мониторинг обеспечивает упрощение применения сложного налогового законодательства: налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своей финансовой документации, а взамен получает право получить мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых им сделок. 
  • Отсутствие штрафов и пеней. Ни для кого не секрет, что отраженным в актах налоговых проверок налоговым доначислениям сопутствуют штрафы и пени. В свою очередь, при установлении фактов, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства, в ходе налогового мониторинга, налоговый орган направляет соответствующее мотивированное мнение, при исполнении которого налогоплательщик ограничивается только доплатой соответствующих сумм налогов.  С учетом того, что в настоящее время в связи с увеличением объемов налоговых доначислений соразмерно увеличились и объемы пеней, а штрафы зачастую составляют 40 процентов от выявленной неуплаченной суммы налога, избавление от данных «карательных» налоговых мер является весомым плюсом для всех налогоплательщиков.
  • Дополнительное подтверждение репутации добросовестного налогоплательщика. Зачем беспокоиться о благонадежности своего контрагента, если он предоставляет налоговому органу прямой беспрепятственный доступ к своей учетной системе, позволяющий следить за всеми операциями.

Вместе с тем, нельзя подходить к вопросу перехода на налоговый мониторинг бездумно. Так как данный режим все-таки является «палкой о двух концах». С одной стороны, вы получаете те плюсы, о которых говорилось выше и которые позволяют сократить одни риски, с другой придется раскрыть полностью свою деятельность, сделав ее максимально прозрачной для налоговых органов, что может породить иные риски. Именно это, зачастую, и останавливает ряд налогоплательщиков от перехода на данный режим взаимодействия с налоговыми органами.

Но вышеуказанные страхи не единственная причина. Далеко не все налогоплательщики в настоящее время могут перейти на данный режим налогового контроля из-за крайне высоких требований.

Но налоговый мониторинг не стоит на месте. Так, 21 февраля 2020 года правительство утвердило Концепцию развития и функционирования системы налогового мониторинга. Она определяет основные направления (этапы) развития и функционирования системы налогового мониторинга. Цель реализации Концепции - повышение качества и эффективности налогового контроля при помощи высокотехнологичных решений, а также упрощение и облегчение взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Самая интересная мера, предусмотренная Концепцией, — это поэтапное снижение показателей, соблюдение которых обязательно для принятия решения о проведении налогового мониторинга. В настоящее время показатели установлены на следующем уровне:

  • совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате за предыдущий календарный год, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объем доходов за предшествующий календарный год составляет не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов на 31 декабря предыдущего года составляет не менее 3 млрд руб.

Концепция указывает на существенное снижение данных показателей. Так, с 2022 года организация сможет обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если:

  • совокупная сумма налога, подлежащего уплате за предшествующий календарный год составляет 100 млн руб. (будет рассчитываться с учетом сумм налога на доходы физических лиц и страховых взносов);
  • суммарный объем полученных доходов за предшествующий календарный год составляет 1 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов на 31 декабря предыдущего года составляет 1 млрд руб.

Кроме того, довольно неожиданным положением Концепции стала отмена обязанности одновременного соответствия плательщика всем трем условиям. Для подачи заявления на переход на налоговый мониторинг достаточно будет соответствовать только одному критерию. С учетом трехкратного снижения показателей это однозначно позволит расширить перечень плательщиков, которые смогут рассмотреть для себя возможность перехода на налоговый мониторинг.  Такие изменения позволят вывести данную форму контроля из класса «только для избранных» в широко распространенную модель взаимодействия с налоговыми органами.

Следующий важный этап, который отражен в Концепции, — это отказ от налоговых проверок. И по действующим нормам оснований для проведения камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков, находящихся на налоговом мониторинге, минимально, о чем уже говорилось ранее, но разработчики Концепции решили пойти дальше. В Концепции прямо указано на упразднение таких оснований для налоговой проверки как подача деклараций по налогу на добавленную стоимость или по акцизам с заявленной суммой к возмещению из бюджета, подача уточненных налоговых деклараций.  Налоговая будет выносить решения по проверкам в рамках мониторинга, в том числе в целях обеспечения возмещения заявленных сумм налога на добавленную стоимость и акцизов. 

Даже неисполнение мотивированного требования налогового органа не повлечет за собой проведение выездной налоговой проверки, а соответствующее решение по данному основанию будут выносится в рамках налогового мониторинга. Замкнуть в рамках налогового мониторинга планируется и досудебное обжалование данных решений. 

Также, Концепция предусматривает развитие информационного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками. Раздел довольно широк, поэтому упомяну основные меры, которые направлены на установление единых стандартов. Так, ФНС поручено разработать и утвердить единые требования к порядку организации и предоставлению доступа налоговым органам к информационным системам плательщиков и требования, предъявляемые к самим информационным системам. Налогоплательщики будут выгружать документы (информацию) в информационные системы в определенных форматах. В том числе планируется разработать структурируемый машиночитаемый формат представления договоров в электронной форме.

Концепция также возлагает на налоговый орган обязанность по разработке порядка выявления, оценки и ведения карты отраслевых рисков участников налогового мониторинга. Это направлено на исключение необходимости проверки всех операций налогоплательщика. Применение риск-ориентированного подхода позволит проверять только те операции, которые согласно ранее собранной информации содержат или могут содержать элементы риска. То есть, за каждой отраслью будут закреплены «проблемные операции», которые и должны будут подвергаться тщательному контролю.

Предусматривается совершенствование требований к системе внутреннего контроля (СВК). Должны быть разработаны формы и форматы документов (информации) по тестированию и оценке эффективности системы внутреннего контроля для целей налогового мониторинга.

Будет проведена дальнейшая интеграция налогового контроля в информационные системы плательщиков и его автоматизацию. Для этого планируется внедрить специальные программы автоматического поиска ошибок и нарушений. Они будут оперативно проверять полноту и целостность данных учета, восстанавливать хронологическую последовательность отражения всех операций в учетной системе, а также определять наличие всех подтверждающих первичных документов.

Авторы Концепции не обошли стороной и информационные системы налогоплательщиков. К ним появятся новые требования:

  • в системе должны использоваться механизмы криптографической защиты информации и иные аналогичные механизмы, позволяющие подтвердить подлинность, неизменность, полноту и хронологическую последовательность данных;
  • система должна быть интегрирована с личным кабинетом налогоплательщика, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru) (в личный кабинете должна публиковаться информация о результатах налогового мониторинга, в том числе о выявленных налоговым органом рисках);
  • у системы должен быть функционал для совместной оценки уровня организации СВК и ее достаточности для управления рисками, идентифицируемыми в целях налогового мониторинга;
  • в системе должен формироваться стандартный файл налогового контроля, обеспечивающий автоматический запуск и выполнение всех необходимых контролей в режиме реального времени;
  • система должна автоматически формировать показатели налоговых деклараций, расчетов, отчеты, сводные и аналитические регистры налогового и бухгалтерского учета, реестры документов, а также расшифровывать эти показатели до самой операции (сделки).  

Таким образом, в будущем налогоплательщики больше не смогут использовать информационные системы (витрины данных) только с функционалом обмена файлами с налоговым органом. 

По мнению разработчиков Концепции, с которым нельзя не согласиться, реализация указанных мероприятий позволит расширить перечень потенциальных участников налогового мониторинга. По их оценке, уже в 2022 году этот показатель вырастет не менее чем до 3879, а в 2024 году не менее чем до 7827 налогоплательщиков (В настоящее время на контроль в такой форме вправе рассчитывать около 2000 компаний).

Также, разработчики полагают, что реализация положений Концепции, позволит:

  • ежегодно увеличивать на 20% количество плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг;
  •  повысить уровень доверия налогоплательщиков и тем самым увеличить количество запросов мотивированных мнений по планируемым сделкам (операциям);
  • повысить долю автоматических и автоматизированных контрольных процедур, выполняемых в рамках налогового мониторинга, на уровне не ниже 20% в год.

Первые шаги по реализации концепции не заставили себя долго ждать. Минфин подготовил законопроект, вносящий поправки в налоговое законодательство в части расширения практики применения налогового контроля в форме налогового мониторинга.

Ведомство рассчитывает, что новшества заработают уже в 2021 году.

В частности, снижаются суммовые критерии для перехода организаций на налоговый мониторинг.

Сумма уплачиваемых за календарный год налогов снижается с 300 до 100 млн. рублей (НДФЛ и страховых взносов также станут учитываться в совокупной сумме исчисленных налогов в целях расширения перечня потенциальных участников налогового мониторинга), суммарный объем полученных доходов и активов — с 3 до 1 млрд. рублей.

Естественно, как уже указано было ранее, режим налогового мониторинга, после существенного снижения показателей условий, и его преимущества станут доступны для большего круга плательщиков. Но дополнительные вводимые требования, особенно к информационным системам, потребуют их совершенствования. А следовательно потенциальным участникам налогового мониторинга придется нести дополнительные издержки. Это может стать камнем преткновения при принятии решения о переходе на данный режим налогового контроля.

Вместе с тем, потенциальным участникам уже сейчас стоит рассмотреть для себя возможность перехода на налоговый мониторинг. Будущие критерии четко обозначены, а значит уже сейчас можно:

  • понять, подпадает под них компания или нет;
  • взвесить все плюсы и минусы и провести диагностику потенциальных рисков;
  • начать дорабатывать систему внутреннего контроля в организации и прорабатывать регламент инфообмена со своей инспекций. После чего начать разработку будущей системы информационного обмена (витрины данных) или хотя бы оценить издержки на нее. Это позволит подойди максимально подготовленным к переходу на налоговый мониторинг, как только критерии будут снижены.
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Другие публикации
ЛКП
05.11.2024

Российская налоговая система переживает трансформацию. Традиционная практика массовых выездных налоговых проверок постепенно уходит в прошлое, уступая место более технологичным и аналитическим методам контроля. Эта тенденция, набирающая всё большие обороты, основана на переходе к активному использованию предпроверочного анализа данных налогоплательщиков.


ЛКП
05.11.2024

В начале 2024 года ФНС опубликовала статистический отчет, согласно которому в 2023 году в ходе выездных проверок объем доначисленных налогов (без учета штрафов и пеней) составил 301,4 млрд руб. По сравнению с 2022 годом показатель снизился на 31% с 435,7 млрд руб.

ЛКП
05.11.2024

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации был принят Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, в соответствии с которым проводится так называемая «налоговая амнистия для дробления».


Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм