Сопровождение налогового спора в суде - это комплекс мероприятий, направленных на защиту клиента в споре с налоговым органом в судах всех инстанций.
Сопровождение налогового спора в суде первой инстанции:
Сопровождение в суде апелляционной инстанции:
Сопровождение налогового спора в суде кассационной инстанции:
Сопровождение в Верховном суде:
Законодательство не содержит определения понятия налогового спора.
Под ним обычно понимают правовые разногласия, возникающие между инспекцией ФНС России или таможенным органом и налогоплательщиком относительно порядка исчисления и уплаты налогов и сборов.
Сюда же относятся споры о законности актов и решений, на основании которых обязательные платежи в бюджет взысканы в принудительном порядке.
Основаниями для возникновения налоговых конфликтов являются:
Участники налоговых правоотношений:
Названные субъекты являются инициаторами конфликтов в процессе взаимодействия между собой в рамках исчисления и уплаты налогов, сборов и пошлин.
Предметом спора обычно выступают права и обязанности сторон, предусмотренные налоговым законодательством.
Налоговые споры – сложная категория дел в силу ряда особенностей:
Именно поэтому такой практикой должны заниматься квалифицированные юристы, обладающие знаниями налогового и таможенного права, а также практикой их применения.
Прежде чем направить дело на рассмотрение в суд, необходимо в обязательном порядке пройти процедуру разрешения спора в административном порядке.
Это требование закреплено в статье 101 НК РФ. При несогласии с решением по акту о результатах налоговой проверки налогоплательщик вправе обжаловать его начальнику инспекции или в вышестоящий орган.
Если конфликт возник в отношении действий (бездействия) инспектора, которые носят ненормативный характер, то их можно оспорить в суде без обязательного соблюдения досудебного урегулирования налогового спора.
Например, при отказе возмещения НДС или запрете транзакций по счетам. Сразу подать жалобу в суд без соблюдения досудебного порядка также можно по актам налоговых органов:
Возможен вариант обжалования в вышестоящий налоговый орган и суд одновременно.
Общий порядок предъявления претензий в отношении действий (бездействия) должностных лиц и ненормативных правовых актов налоговых органов определен статьями 101, 139-141 НК РФ.
Апелляционная жалоба подается в орган, который вынес спорное решение, до момента вступления его в законную силу.
Пропуск срока лишает налогоплательщика возможности обжаловать акт ИМНС или таможни в апелляционном порядке. Орган, получивший жалобу, в течение трех дней после приема заявления обязан перенаправить материалы в вышестоящую инстанцию.
По итогам рассмотрения дела спорный акт может быть:
В ходе проверки жалобы налогоплательщика вышестоящий орган вправе назначить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение по делу в таком случае выносится после получения необходимых документов и (или) сведений.
Если срок на подачу апелляционной жалобы был пропущен, обжаловать акт налогового органа можно напрямую в вышестоящую инстанцию в течение одного года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Срок рассмотрения заявления составляет 30 дней и может быть продлен на 15 дней. О результатах заявитель уведомляется в письменном виде.
Законодательство не содержит требований к форме и содержанию жалобы. Она составляется в письменном виде по аналогии с исковым заявлением.
В ней должны быть отражены:
Жалоба должна быть подписана руководителем организации-заявителя, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным представителем по доверенности. Документ, подтверждающий полномочия, прикладывается к заявлению.
Досудебное урегулирование налоговых споров в административном порядке по сравнению с судебным имеет ряд преимуществ:
Юристы и адвокаты компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» составят все необходимые документы, чтобы решить досудебный налоговый спор.
Судебное рассмотрение налоговых споров осуществляется по правилам, установленным АПК РФ. Согласно статье 198, организации, индивидуальные предприниматели и граждане вправе подать заявление в арбитражный суд о признании:
Срок подачи заявления в суд составляет 3 месяца.
Его форма и содержание должны соответствовать требованиям статьи 199 АПК РФ. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения налогового или таможенного органа, чье решение или акт обжалуются.
К иску помимо документов, перечисленных в статье 126 АПК РФ, необходимо приложить:
Арбитражный суд по ходатайству заявителя на время рассмотрения дела может приостановить действие оспариваемого акта или решения. Постановление о назначении судебного разбирательства выносится в течение пяти дней с момента поступления заявления.
Налоговый орган может подать на плательщика в суд, если последний в течение 60 дней задерживает оплату налогов, сборов, пошлин или иных обязательных платежей в бюджет.
При этом в заявлении могут содержаться требования:
Решение суда первой инстанции впоследствии может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.
Процедура разрешения налогового спора в арбитражном суде состоит из нескольких последовательных этапов.
Юристы «Лемчик, Крупский и Партнеры» работают на результат.
Мы не затягиваем спор, а стремимся решить его еще в досудебном порядке. При этом наши специалисты используют все доступные юридические инструменты защиты прав и законных интересов клиента.