В задачи ФАС – Федеральной антимонопольной службы – входит контроль деятельности участников гражданского оборота по целому ряду направлений, в том числе с точки зрения соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства, требований к работе на рынках товаров и услуг и др.
Отдельным блоком, за который отвечает ФАС, является надзор в сфере регулируемых закупок на основании законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Одна из чувствительных для поставщиков санкций, применяемых службой, – включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Это происходит, когда:
Нарушитель включается в РНП на 2 года, в течение которых он лишён права участвовать в госзакупках. То есть если профиль деятельности поставщика неразрывно связан с выполнением госзаказов, бизнес на длительное время «замораживается».
Кроме того, в РНП также попадают участники и руководитель компании, которые теряют возможность участвовать в госзакупках даже от имени других юридических лиц.
Включение компании в реестр недобросовестных поставщиков происходит следующим образом:
Однако далеко не всегда есть действительные основания для привлечения компании к ответственности. Например, достаточно часто поставщик, выигравший конкурс, не имеет намерения уклоняться от заключения контракта, но не успевает своевременно подписать его по техническим причинам.
Внесудебное урегулирование
В ходе проверки информации от госзаказчика комиссия ФАС уведомляет компанию о поступившей жалобе и предлагает предоставить пояснения. Это первый этап, на котором у организации появляется возможность избежать включения в РНП, предоставив в орган подтверждение своей добросовестности.
Если комиссия ведомства всё-таки вынесла неудовлетворительное для компании решение, в ФАС можно направить жалобу. Она рассматривается в течение 30 дней, а затем заявителю направляется ответ от имени руководителя органа.
Судебный спор
Если ФАС всё же внесла поставщика в РНП, у него есть право на обжалование такого решения в арбитражном суде. Ключевое значение здесь имеют документальные доказательства: истцу нужно продемонстрировать, что реальных оснований для его признания недобросовестным не было. Подать заявление в суд необходимо в течение 3 месяцев с момента вынесения госорганом обжалуемого решения.
Какой вариант обжалования выбрать – внесудебный или судебный, – зависит от особенностей ситуации. В одних случаях стоит попытаться защитить себя без суда, так как это быстрее, в других лучше сразу инициировать судебное разбирательство. Выбор рекомендуется делать с помощью опытных юристов, поскольку споры с ФАС – специализированная тема.
Специалисты «ЛКП» имеют богатую практику защиты прав доверителей в спорах с ФАС. Мы добиваемся положительных результатов благодаря комплексному подходу к работе:
Внимательно анализируем случай
Чтобы честно оценить перспективы, сформировать надёжную правовую позицию и определить оптимальный сценарий действий. Мы не ставим перед собой самоцели довести дело до суда, если есть хорошие шансы урегулировать спор без органов правосудия.
Собираем материалы
Подтверждающие доводы в пользу отмены несправедливого акта ведомства.
Готовим письменное обращение в орган или иск в суд
Представляем интересы клиента в комиссии и судебных заседаниях
Сопровождаем процесс во всех инстанциях вплоть до получения нужного доверителю решения.
С помощью команды «ЛКП» клиенты успешно избегают включения в РНП и получают возможность стабильно работать в нише госзакупок.