Сделки экономической концентрации - это сделки, которые могут способствовать формированию доминирующего положения на рынке у объединяющихся компаний и снижению общественного благосостояния.
Cделки стратегического значения - это сделки, осложнённые иностранным элементом – приобретателем актива, имеющего значение для обороноспособности страны.
В случае заключения такой сделки без предварительного согласования антимонопольного органа, высока вероятность признания такой сделки ничтожной по иску регулятора.
Для кого актуальна услуга:
Содержание услуги:
Результат услуги:
Согласие антимонопольного органа на сделку.
Данный вопрос регулируется федеральным законом о защите конкуренции в РФ, в частности статьями 27 и 28. В них перечислены сделки, по которым нужно предварительно получить одобрение уполномоченного ведомства:
Определенные случаи создания коммерческих организаций или их реорганизации.
Так, согласие понадобится при некоторых формах оплаты уставного капитала новой структуры. Это касается взносов акциями, долями либо имуществом, то есть за счет нематериальных активов или производственных фондов, которые принадлежат сторонней коммерческой организации. Требование не распространяется на оплату уставного капитала денежными средствами.
Соглашения о ведении совместной деятельности.
В ФАС отметили конкретные признаки отнесения сделок к данной категории. Помимо создания совместного предприятия, запрашивать одобрение ведомства придется по соглашениям, предполагающим следующие принципы сотрудничества:
О совместном характере деятельности говорит и ряд менее очевидных моментов. К примеру, если стороны обязуются не применять разработки, ставшие результатом общей работы, или переманивать клиентов друг у друга.
Операции с долями и акциями коммерческих предприятий.
В том числе, согласование предусмотрено, когда:
Важно учитывать, что в данном случае под переходом собственности понимается не только стандартная купля-продажа, но также наследование, заключение договора о доверительном управлении, договора поручения. Правило о согласовании распространяется в первую очередь на приобретение активов российских юридических лиц. Однако ФАС отслеживает и операции иностранных организаций, если за предшествующий год их совокупная стоимость составила больше 1 млрд рублей. К ним относятся поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг непосредственно на территории России или в пользу компании из РФ.
Сторонами в подобных отношениям становятся покупатель и объект экономической концентрации. Причем последний — не всегда продавец. Объектом экономической концентрации признается предприятие, акции, права или имущество которого подлежат переходу другому собственнику. АО «А» может продавать обществу «В» не свои акции, а ценные бумаги эмитента «Б». Именно «Б» — это и есть объект экономической концентрации.
При подсчете выручки и стоимости активов нужно ориентироваться не только на показатели непосредственных участников сделки. Учету подлежат и данные аффилированных лиц, входящих с ними в одну группу. Это обладатели более половины голосующих акций общества, их ближайшие родственники или руководители АО.
Порядок получения одобрения
Заинтересованное лицо подает ходатайство в соответствующее ведомство.
В зависимости от стоимости передаваемых активов это может быть территориальный орган или головное подразделение ФАС. К заявлению необходимо приложить документы, в которых раскрывается корпоративная структура и бухгалтерская информация юридического лица.
Услуга рассмотрения и согласования будущей сделки облагается государственной пошлиной. Следует предоставить подтверждение ее полной уплаты.
Кто вправе обращаться по этому вопросу?
Возможно, придется подождать 30 календарных дней. Это максимальный срок, отведенный уполномоченному ведомству на согласование или отказ в таких ситуациях.
Чтобы принять какое-либо решение, ФАС подробно анализирует последствия предполагаемого перехода прав с точки зрения влияния на конкуренцию. Оценивается как негативный (усиление доминирующего положения участника определенного сегмента рынка), так и положительный эффект (развитие экономики).
Нет, это грозит серьезными санкциями для бизнеса. В частности, нарушителей ждет:
Все наказания, кроме штрафа, накладываются только при одном условии — несогласованная передача активов действительно привела или способна привести к снижению конкуренции.
На первый взгляд кажется, что финансовые критерии обязательности одобрения — слишком мягкие и обращение в ФАС — по сути, редкое явление. Чтобы попасть в установленные рамки, нужно иметь огромные объемы выручки и имущества. На самом деле это не так — учитываются суммарные показатели всей группы, в которую могут входить множество участников.
Последствия уклонения от согласования тоже очень чувствительны для бизнеса. То есть для многих вероятность прохождения такой процедуры — достаточно высокая.
Поэтому планируя совместное предприятие или операции с акциями и долями, стоит сразу проверить их на соответствие действующим антимонопольным требованиям. Чтобы не упустить ни одной детали и избежать ошибок, оценку ситуации лучше поручить профессионалам из «Лемчик, Крупский и Партнеры».