Регистрация товарного знака в Роспатенте

Товарный знак — это «лицо» компании, по которому клиенты узнают ее. Если не зарегистрировать его, конкуренты смогут этим воспользоваться и продавать продукцию от своего имени. Чтобы такого не произошло, лучше пройти регистрацию товарного знака в Роспатенте. Вы получите на руки свидетельство, которое поможет защитить ваши интересы при возникновении проблем.

Получить консультацию

Для чего нужна регистрация?

Под товарным знаком (далее — ТЗ) обычно подразумевается логотип, который используется компанией для обозначения товаров или услуг. По-другому его еще называют брендом, но с юридической точки зрения это разные понятия.

Какие еще термины используются предпринимателями:

  1. Торговая марка. По сути, это то же самое, что и товарный знак.
  2. Логотип. Может быть в виде эмблемы, рисунка, символа, наименования товарного знака. Повышает узнаваемость компании, но регистрировать его необязательно.
  3. Коммерческое обозначение. Оно выделяет бизнес, например «Сеть супермаркетов «Четверочка».

Регистрация товарного знака для бизнеса необязательна, но позволяет избежать многих неприятностей и отстоять права компании в суде.

Пример

Человек открыл ООО и потратил 300 000 руб. на разработку товарного знака. Когда все было готово, организация стала его использовать для размещения на упаковках продукции. За несколько месяцев товары стали узнаваемы, повысился спрос. После этого предприниматель увидел, что на прилавках появилась такая же продукция с похожим обозначением. Прибыль стала падать, потому что часть товаров конкурента стали покупать люди, думая, что это продукция другого ООО.

Своевременная регистрация товарного знака в Роспатенте — залог вашего спокойствия и развития бизнеса. Получив свидетельство, вы будете уверены, что к вам не поступят претензии от других предпринимателей, посчитавших, что ТЗ похож на их обозначение. Кроме того, вам будет проще доказать право на знак, если его решат использовать другие люди в своих целях.

Какие товарные знаки можно зарегистрировать?

В качестве товарного знака можно использовать что угодно, если это не противоречит законодательству. Самыми распространенными считаются графические (изобразительные) ТЗ. Это изображения и рисунки, по которым можно узнать компанию среди других и хорошо запомнить ее продукцию.

Другие виды ТЗ:

  1. Словесные. Состоят из букв, аббревиатур и даже фраз. Например, название компании, слоган, девиз, доменные имена.
  2. Объемные. Под ними подразумеваются трехмерные формы товаров — изображения, которые отражают высоту, длину и ширину. Например, флакон для духов или оригинальная упаковка — признаки, по которым они станут узнаваемы для потребителей.
  3. Звуковые. Важно, чтобы мелодия ассоциировалась с самим товаром или производителем. Обычно регистрируются музыкальные заставки к различным программам.
  4. Комбинированные. Чаще всего такие ТЗ сочетают в себе сразу логотип и словесное обозначение.

Бывают и цветовые товарные знаки, но их тяжело зарегистрировать. Чтобы пройти регистрацию, нужно доказать, что определенный цвет четко ассоциируется у потребителей именно с вашим брендом, причем эта связь должна быть установлена еще до подачи заявки в Роспатент.

Есть также обонятельные, тактильные, вкусовые, изменяющиеся ТЗ, но они используются реже всего.

Особенности регистрации товарного знака

С июня 2023 года подать заявку в Роспатент может не только представитель организации или ИП, но и обычное физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя. Это связано с изменением законодательства. Но сначала нужно определиться с классами МКТУ, которые будут использоваться в ходе деятельности. Они указываются при заполнении заявки на регистрацию товарного знака.

Что важно знать:

  1. Внимательно отнеситесь к подбору МКТУ. От выбранных кодов будет зависеть решение Роспатента, если ваш ТЗ имеет схожие черты с уже зарегистрированным брендом. Если вы работаете в одном регионе и в такой же сфере, зарегистрировать ТЗ не получится. Если не знаете, какой класс выбрать, лучше обратиться за помощью к специалистам.
  2. Госпошлина уплачивается несколько раз. Первая — при подаче заявки и проведении формальной экспертизы, вторая — за саму регистрацию ТЗ и выдачу свидетельства. Если Роспатент откажет, деньги не вернут.
  3. Могут дать время на исправление ошибок. Например, если нужно доработать логотип, обычно дают 2–3 месяца, срок рассмотрения заявки приостанавливается. Если все в порядке, после повторной проверки вы получите свидетельство. Если нет, в регистрации откажут.
  4. Роспатент отправляет уведомление о результатах проверки изображения на соответствие всем требованиям. Если что-то не так, вам предоставят до 6 месяцев для отправки доводов. Они будут учтены по результатам экспертизы логотипа.

Подать заявку на регистрацию можно на сайте Роспатента или через патентного поверенного — организацию, которая имеет соответствующий допуск. Компания ЛКП предоставляет все виды поддержки для бизнеса при регистрации любых обозначений. Мы поможем оформить документы и подадим их за вас, чтобы вы смогли спокойно заниматься другими делами.

Этапы регистрации товарного знака

Для регистрации товарного знака нужно подготовить документы и оплатить госпошлину. Стандартно за формальную экспертизу уплачивается 3 500 руб. + 1 000 руб. за каждый класс МКТУ свыше пяти, если они должны быть зарегистрированы. Вторая экспертиза обозначения обойдется в 11 500 руб. + по 2 500 руб. за каждый класс МКТУ свыше одного.

Когда все экспертизы будут пройдены и вы получите положительное уведомление от Роспатента, за регистрацию ТЗ нужно заплатить 16 000 руб. + 1 000 руб. за каждый класс МКТУ более пяти. Далее оплачивается выдача свидетельства — 2 000 руб.

Какие документы понадобятся для Роспатента:

  1. Заявление.
  2. Обозначение с подробным описанием.
  3. Перечень услуг и товаров, в отношении которых осуществляется регистрация ТЗ.

В зависимости от ситуации могут запросить дополнительные документы.

Преимущества регистрации бренда

Регистрация товарного знака в Роспатенте дает не только защиту от недобросовестных конкурентов, но и иные преимущества. Так, зарегистрированный ТЗ считается активом компании. Если вы решите продать бизнес, он будет стоить дороже, чем без регистрации обозначения. Кроме того, ТЗ можно передать в залог при оформлении кредита на развитие или внести в уставный капитал.

Другие плюсы:

  1. Масштабирование бизнеса. Вы можете заключить договор франшизы, чтобы под вашим брендом работали другие люди. Обычно это приносит хорошую прибыль.
  2. Оптимизация налогообложения. Вы можете заключить от лица ИП на УСН лицензионный договор для использования ТЗ, если у вас есть еще и ООО. В таком случае вместо 20 % от полученных доходов вы будете платить только 6 % в качестве налога.

Кроме того, регистрация обозначения в Роспатенте увеличивает шанс на взыскание убытков с конкурентов, если они решат использовать его в своей деятельности. Если убытки подтвердить нечем, можно потребовать компенсацию до 5 млн рублей.

Чем мы можем помочь?

Мы предлагаем комплексное сопровождение регистрации товарного знака:

  1. Консультации.
  2. Подготовку документов.
  3. Подачу заявки в Роспатент.
  4. Внесение изменений в товарный знак.
  5. Оспаривание отказа Роспатента.
  6. Проверку ТЗ на соответствие всем требованиям.

Доверьтесь нам, и получите результат всего через несколько недель! В нашей компании работают опытные юристы, которые уже помогли с регистрацией товарных знаков тысячам клиентов. Мы знаем все требования законодательства и Роспатента: к чему могут придраться, как реагировать на отказ, чтобы эксперты изменили свое мнение и не препятствовали регистрации.

К нам обращаются и по другим причинам:

  1. Экономия. Заказывая регистрацию товарного знака под ключ, клиенты уверены, что не потеряют деньги (уплаченную госпошлину, которая не возвращается) и не будут платить повторно.
  2. Надежность. Мы работаем ответственно и дорожим репутацией. Наши клиенты знают, что получат услугу вовремя и в полном объеме.
  3. Прозрачность. Перед началом работы заключается договор, в котором указываются все права и обязанности сторон без двойных формулировок и фраз, напечатанных мелким шрифтом.

Чтобы заказать регистрацию товарного знака в Роспатенте, оставьте заявку на сайте или позвоните. Предоставим подробную консультацию и ответим на все вопросы.

Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм