Нужно ли платить налог с продажи криптовалюты

Уважаемые эксперты есть вопросы. Осветите пожалуйста Должен ли человек заплатить НДФЛ с доходов от продажи криптовалют? Какие нормативные документы регулируют криптовалюту? Есть ли письма Минфина и предписания Финмониторинга?

Ответ на вопрос подготовил Илья Горшков, юрист практики "Международное право и налоги" юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»:

Действующим законодательством не предусмотрено особого порядка налогообложения доходов физических лиц при совершении ими операций с криптовалютой (Письмо Минфина России от 17.05.2018 N 03-04-07/33234; Письмо Минфина России от 20.08.2019 N 03-04-05/63704; Письмо Минфина). В связи с этим применяются общие нормы НК об определении дохода как экономической выгоды налогоплательщика, выраженной в денежной или натуральной форме (ст. 41 НК РФ), а также положения главы 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц».

Доход от реализации криптовалюты российским резидентом-физическим лицом признается доходом от источников в РФ (Письмо Минфина России от 08.11.2019 N 03-04-05/86163).

Правовой статус криптовалюты как особого вида имущества не установлен для целей налогообложенгия (Письмо Минфина России от 08.11.2018 N 03-04-07/80764). В связи с этим не подлежат применению положения п. 17.1 ст. 217 НК РФ об освобождении доходов от продажи криптовалюты как от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Также не применимы положения пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ в части возможности получения имущественного налогового вычета при владении менее трех лет, не превышающего 250 000 руб. (Письмо Минфина РФ от 08.11.2018 № 03-04-07/80764, Письмо Минфина от 17.05.2018 № 03-04-07/33234).

Обращаем, что Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон о ЦФА) является нейтральным с точки зрения порядка налогообложения криптовалюты. Закон о ЦФА вносит понятие «цифровая валюта» только в отдельных специально поименованных законодательных актах. НК РФ в число таких актов не входит. В связи с этим налоговый режим криптовалюты определяется на основе более ранних позиций и разъяснений налоговых органов и Минфина России.

Для расчета налоговой базы по доходам от реализации криптовалюты необходимо руководствоваться абз. 1 пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ (Письмо Минфина от 17.05.2018 N 03-04-07/33234). Так, налоговая база определяется в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение.

Таким образом, в условиях текущей нормативной базы порядок налогового декларирования доходов от реализации криптовалюты следующий:

Этап 1. Предварительный сбор и подготовка подтверждающих документов для целей подтверждения расходов на приобретение криптовалюты.

Этап 2. Предварительный сбор и подготовка подтверждающих документов для целей подтверждения продажи криптовалюты налогоплательщиком.

Этап 3. Расчет суммы налоговой базы и налога.

Этап 4. Подготовка и подача налоговой декларации.

Этап 5. Уплата налога.

К настоящему моменту в первом чтении принят законопроект о внесении изменений в НК РФ в части налогообложения цифровой валюты (дата принятия законопроекта в первом чтении – 17.02.2021).

Ключевым изменением является наделение цифровой валюты статусом «имущество» посредством внесения дополнений в п. 2 ст. 38 НК РФ. Данное изменение позволит признать утратившими силу более ранние разъяснения Минфина в части невозможности применения освобождения от налогообложения доходов от продажи криптовалюты как от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более (п. 17.1 ст. 217 НК РФ), равно как и возможности получения имущественного налогового вычета при владении менее трех лет (пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ). Тем не менее текст законопроекта и пояснительной записки к нему не содержит каких-либо пояснений в данной части.

Также предлагается ввести для владельцев криптовалюты обязанность сообщать в налоговые органы о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, представлять отчеты об операциях с цифровой валютой и об остатках цифровой валюты, в случае если сумма поступлений или списаний превышает сумму, эквивалентную 600 тысячам рублей. Отчетные документы должны быть предоставлены не позднее 30 апреля каждого года. Штраф за непредоставление отчета составит 50 000 рублей.

Также предлагается ввести методику расчета рыночной стоимости криптовалюты на дату совершения каждой операции. Предполагается, что данная методика может быть в будущем применима и для случаев расчета налоговой базы по доходам от реализации. Механизм расчета рыночной стоимости криптовалюты должен быть разработан ФНС России. В настоящий момент какие-либо подробности в данной части отсутствуют. Кроме того, в законопроекте предусмотрен штраф за неуплату налога в результате невключения в налоговую базу доходов от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, влечет взыскание штрафа в размере 40 % от суммы неуплаченного налога.

Материал подготовлен для издания Финансовый Директор
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Другие публикации
ЛКП
24.04.2024

Ассоциация компаний интернет-торговли просит Минпромторг и Генпрокуратуру решить проблему с преднамеренной порчей техники и затем получением компенсации через суд


ЛКП
24.04.2024

За месяц до отзыва лицензии «Смоленский банк» продал за 330 млн руб. Олегу Граблеву* и Петру Стрелкину* здание в Москве. Оплату они перечислили платежами с расчетных счетов, открытых в этом же банке. Позже новые собственники продали недвижимость другим физлицам, которые запустили с ней цепочку сделок. Агентство по страхованию вкладов, будучи конкурсным управляющим банка, посчитало, что купля-продажа недействительна.


ЛКП
24.04.2024

Отказ организации в приёме на работу по возрасту, полу, семейному и социальному положению, национальности, отношению к религии — трудовая дискриминация. По закону она запрещена. Так, в ст. 64 Трудового кодекса говорится, что по причинам, не связанным с деловыми качествами, компания не может ограничивать права соискателя при заключении трудового договора. 



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм