Будут ли приняты новшества и поправки в правила начисления амортизации в целях налога на прибыль организации?

В Госдуму поступили поправки в Налоговый кодекс РФ, которые предполагают существенное изменение правил начисления амортизации в целях налога на прибыль организаций. В статье автор проанализировал данную инициативу.


Автор: Никита Кривошеев, юрист практики "Структурный и налоговый консалтинг" 

1.       Что предлагают изменить законодатели?

В Государственную Думу РФ депутатами из фракции КПРФ был внесен законопроект об изменении порядка учета амортизационных отчислений, направляемых на модернизацию основных фондов организаций. Если законопроект примут, то планируемые изменения должны вступить в силу с 1 января 2024 года.

Основная идея – стимулировать налогоплательщиков инвестировать в основные фонды. Для достижения этой цели законопроект предлагает для налогоплательщиков включать в затраты только те амортизационные начисления, которые направлены на модернизацию и обновление основных фондов. В случае же «нецелевого» использования амортизационных отчислений, то такие отчисления будут облагаться по повышенной налоговой ставке.

Изменения планируют осуществить путем внесения в статьи НК РФ следующих основных поправок:

Статью 256 НК РФ планируют дополнить изменениями, в части обязанности налогоплательщика регулярно осуществлять переоценку основных фондов. Установление порядка и сроков проведения переоценки предлагается делегировать Правительству РФ. Дополнительно в Пояснительной записке к законопроекту также предлагается провести переоценку за период с 1996 года по настоящее время и установить требования о проведении организациями регулярной переоценки основных фондов в целях начисления амортизационных отчислений с учетом восстановительной стоимости основных фондов.

Таким образом налогоплательщик должен учитывать результаты переоценки при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации для целей налогообложения. Начисление амортизации в таком случае должно производиться не с первоначальной, а с восстановительной стоимости.

В статью 259 НК РФ вносят поправки устанавливающие, что в целях налога на прибыль налогоплательщик теперь может включить амортизационные начисления на основные фонды только в части сумм, фактически направленных на модернизацию и обновление основных средств.

Предельный уровень использования амортизационных отчислений для каждой группы оборудования и правил бухгалтерского учета будет устанавливаться отдельным Постановлением Правительства РФ.

 

Статья 253.9 НК РФ. Предлагается внести норму о том, что налогоплательщики, обеспечивающие более 3-х лет подряд обновление основных фондов с коэффициентом не менее 10%, имеют право увеличить на 5 лет срок использования повышающего коэффициента амортизации. Предусмотрена и обратная ситуация, в которой если налогоплательщик имеет низкий уровень коэффициента обновления основных фондов, то вводятся пониженные нормы амортизационных отчислений и устанавливаются повышающие коэффициенты по различным видам налогов.

 

Также предлагается НК РФ дополнить новой 284.10 статьей (скорее в дальнейшем номер статьи поменяется так как на текущий момент ст. 284.10 НК РФ регулирует условия применения международными холдинговыми компаниями пониженных налоговых ставок). Изменения будут касаться особенностей применения льготной налоговой ставки организациями, имеющие повышенную степень износа основных фондов (более 50%).

В п. 2 ст. 284.10 НК РФ предлагается, что налогоплательщик сможет включать в затраты по налогу на прибыль только суммы амортизации, фактически использованных на финансирование инвестиций (на модернизацию, обновление) основных фондов, а не суммы начисленных амортизационных отчислений.

Особый интерес вызывает п. 3 ст. 284.10 НК РФ, где предлагается взимать повышенный налог на прибыль в размере 30% в случае нецелевого использования амортизационных отчислений.

В пояснительной записке к законопроекту дополнительно указывается, что контроль за целевым использованием амортизационных отчислений налогоплательщиков должен осуществляться ФНС, а также аудиторами независимых саморегулируемых организаций.

2.       Цель данных поправок, на что направлены

По мнению инициаторов законопроекта в России наблюдается проблема неэффективного использования амортизационных отчислений из-за падения экономического роста и вводимых экономических санкций. В связи с этим основной целью законопроекта в глобальном плане является решение проблемы износа основных фондов путем перенаправления прибыли бизнеса из инвестиционного сектора экономики в реальный сектор.

Согласно пояснительной записке, достигнуть таких целей можно с помощью изменения порядка амортизационных отчислений с целью стимулировать налогоплательщиков активнее инвестировать в основные фонды. С помощью поправок законодатели хотят увеличить долю амортизационных отчислений с инвестиций в основные фонды с существующих 20% до уровня развитых стран в 60%-70%.

3.       Выводы

В текущей редакции законопроект не поддерживается Правительством РФ так как введение контроля за целевым использованием сумм начисленной амортизации не относится предмету регулирования НК РФ и принятие такого законопроекта приведет к недополучению дохода в федеральный бюджет и бюджеты субъектов. Об этом указывается в Заключении Правительства РФ на законопроект.

Это частично подтверждают и инициаторы законопроекта, указывая в пояснительной записке, что внедрение мероприятий по повышения уровня вложения инвестиций в основные фонды приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет в части роста амортизационных отчислений, направленных на модернизацию и обновление основных фондов, которые могут составить примерно 160 млрд. руб. ежегодно в течение трех лет.

Подводя итог рассмотрения законопроекта, необходимо отметить, что несмотря на общий положительный посыл законопроекта в части снижения налоговой нагрузки для налогоплательщиков путем стимулирования инвестиций в основные фонды, ряд сформулированных в законопроекте предложений не обладают достаточным обоснованием, в частности как налогоплательщики будут проводить переоценку основных фондов и каким образом будет осуществляться контроль за амортизационными начислениями с инвестиций в основные фонды. Скорее всего положения законопроекта будут дополнительно корректироваться в дальнейших чтениях.


Источник

Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
ЛКП
24.04.2024

Ассоциация компаний интернет-торговли просит Минпромторг и Генпрокуратуру решить проблему с преднамеренной порчей техники и затем получением компенсации через суд


ЛКП
24.04.2024

За месяц до отзыва лицензии «Смоленский банк» продал за 330 млн руб. Олегу Граблеву* и Петру Стрелкину* здание в Москве. Оплату они перечислили платежами с расчетных счетов, открытых в этом же банке. Позже новые собственники продали недвижимость другим физлицам, которые запустили с ней цепочку сделок. Агентство по страхованию вкладов, будучи конкурсным управляющим банка, посчитало, что купля-продажа недействительна.


ЛКП
24.04.2024

Отказ организации в приёме на работу по возрасту, полу, семейному и социальному положению, национальности, отношению к религии — трудовая дискриминация. По закону она запрещена. Так, в ст. 64 Трудового кодекса говорится, что по причинам, не связанным с деловыми качествами, компания не может ограничивать права соискателя при заключении трудового договора. 



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм