Как всем известно, с 2007 года ФНС России применяет риск-ориентированный подход при планировании и назначении выездных налоговых проверок. Выбор объекта проверки основывается на отборе налогоплательщиков для ее проведения по критериям риска совершения налогового правонарушения, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».
В свою очередь, по результатам проведенного анализа Счетная палата РФ пришла к выводу о том, что система критериев риска, применяемая ФНС России при планировании выездных налоговых проверок, устарела, является не совершенной и требует дальнейшей доработки.
Ниже рассмотрим ключевые моменты из отчета Счетной палаты РФ:
1. Статистические данные о контрольной и аналитической работе налоговых органов:
-
Несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода при отборе налогоплательщиков для проведения ВНП, удельный вес безрезультативных проверок в исследуемом периоде увеличился: 4,8 % в 2019 году; 5,6 % в 2020 году и 5,4 % в 2021 году.
-
Прогнозируемые по итогам предпроверочного анализа доначисления подтверждаются по итогам ВНП только на 51%. При этом по итогам ВНП с предполагаемыми доначислениями более 200 млн рублей сумма реально выявленных нарушений составляет всего 4,7%.
-
С 2018 года прослеживается рост средней продолжительности ВНП по организациям на 0,5%, а по ИП – снижение на 5,1%.
-
Доначисления по результатам ВНП занимают 85 % в общей сумме доначислений и 22 % в сумме НДС, возмещение которого признано налоговым органом необоснованным.
-
Охват выездных налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей снизился с 0,17% в 2018 году до 0,11% в 2021 году.
-
Удельный вес ВНП крупнейших налогоплательщиков в общем количестве ВНП снижен с 4,7% в 2019 году до 1,3% в 2021 году.
-
Включение в план в 70 % случаев осуществляется на основании отбора по «разрывным» критериям риска, связанным с применением налоговых вычетов по НДС.
-
В 1,7 раза к уровню 2018 года удельный вес результативных проверок снизился на 2,5%.
2. Ключевые выводы Счетной палаты РФ:
-
Отсутствует нормативное регулирование процедур предпроверочного анализа, что приводит к высокой административной нагрузке на бизнес. Например, в ходе подготовки к проведению 500 ВНП, которые в итоге завершились без результата, только в рамках предпроверочного анализа было направлено почти 10 тыс. требований о предоставлении более 124 тыс. документов. Из них более 86 % требований направляется контрагентам налогоплательщиков.
-
Отсутствие нормативного регулирования обязанности налогового органа информировать налогоплательщиков о проведении в отношении них предпроверочного анализа. Тем самым налогоплательщики лишаются права дать пояснения по выявленным рискам и добровольно подать уточненную налоговую декларацию, что не соответствует интересам налогоплательщиков.
-
Разработанная ФНС России система отбора налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа нуждается в дальнейшем совершенствовании. В частности, необходимо своевременно исключать нерезультативные/устаревшие и включать новые критерии риска, а также использовать все имеющиеся в распоряжении ФНС России ресурсы, включая данные национальной системы прослеживаемости товаров и Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (ФРПВ).
-
Выемка документов и предметов в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля не предусмотрена НК РФ, в то время как за последние годы судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогового органа
-
Налоговыми органами нарушаются процессуальные сроки проведения ВНП из-за некачественного (неполного) сбора доказательной базы как на стадии подготовки к проведению проверок, так и в ходе проведения ВНП.
-
Рассрочки в связи с отсутствием возможности единовременной уплаты доначисленных сумм по результатам ВНП (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) являются невостребованными в использовании.
3. Предложения Счетной палаты РФ:
-
Подготовить предложения о внесении изменений в п. 6 ст. 101 НК РФ, предусматривающих отнесение выемки документов к дополнительным мероприятиям налогового контроля;
-
Провести анализ правоприменительной практики (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) в целях определения причин низкой востребованности рассрочек по основанию отсутствия у налогоплательщика возможности единовременной уплаты доначисленных сумм по результатам ВНП и подготовить соответствующие изменения в НК РФ;
-
Рассмотреть вопрос об организации работы по информированию налогоплательщиков о выявленных рисках неуплаты налогов и сборов, в отношении которых рассматривается вопрос о проведении ВНП, с целью предоставления налогоплательщикам возможности дать пояснения по установленным признакам нарушения налогового законодательства или уточнения своих налоговых обязательств без назначения ВНП;
-
Оценить возможность разработки и включения в систему критериев рисков в целях отбора налогоплательщиков для предпроверочного анализа критериев, позволяющих выявлять налоговые риски на основании данных национальной системы прослеживаемости товаров и Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (ФРПВ).
В свою очередь, несмотря на то, что рекомендации и предложения Счетной палаты РФ вроде направлены на сокращение административной нагрузки на бизнес и защиту прав налогоплательщика, усматривается прямая цель, выраженная в повышении эффективности работы налоговых органов.