Счетная палата дала оценку эффективности выездных налоговых проверок ФНС России

Счетной палатой РФ проведено экспертно-аналитическое мероприятие по организации и осуществлению в ФНС России и ее территориальных налоговых органах мероприятий по планированию и проведению выездных налоговых проверок, включая оформление их результатов, мероприятий по обеспечению поступления в бюджетную систему доначисленных сумм.

Как всем известно, с 2007 года ФНС России применяет риск-ориентированный подход при планировании и назначении выездных налоговых проверок. Выбор объекта проверки основывается на отборе налогоплательщиков для ее проведения по критериям риска совершения налогового правонарушения, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».

В свою очередь, по результатам проведенного анализа Счетная палата РФ пришла к выводу о том, что система критериев риска, применяемая ФНС России при планировании выездных налоговых проверок, устарела, является не совершенной и требует дальнейшей доработки.

Ниже рассмотрим ключевые моменты из отчета Счетной палаты РФ:

1. Статистические данные о контрольной и аналитической работе налоговых органов:

  • Несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода при отборе налогоплательщиков для проведения ВНП, удельный вес безрезультативных проверок в исследуемом периоде увеличился: 4,8 % в 2019 году; 5,6 % в 2020 году и 5,4 % в 2021 году.

  • Прогнозируемые по итогам предпроверочного анализа доначисления подтверждаются по итогам ВНП только на 51%. При этом по итогам ВНП с предполагаемыми доначислениями более 200 млн рублей сумма реально выявленных нарушений составляет всего 4,7%.

  • С 2018 года прослеживается рост средней продолжительности ВНП по организациям на 0,5%, а по ИП – снижение на 5,1%.

  • Доначисления по результатам ВНП занимают 85 % в общей сумме доначислений и 22 % в сумме НДС, возмещение которого признано налоговым органом необоснованным.

  • Охват выездных налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей снизился с 0,17% в 2018 году до 0,11% в 2021 году.

  • Удельный вес ВНП крупнейших налогоплательщиков в общем количестве ВНП снижен с 4,7% в 2019 году до 1,3% в 2021 году.

  • Включение в план в 70 % случаев осуществляется на основании отбора по «разрывным» критериям риска, связанным с применением налоговых вычетов по НДС.

  • В 1,7 раза к уровню 2018 года удельный вес результативных проверок снизился на 2,5%.

 2. Ключевые выводы Счетной палаты РФ:

  • Отсутствует нормативное регулирование процедур предпроверочного анализа, что приводит к высокой административной нагрузке на бизнес. Например, в ходе подготовки к проведению 500 ВНП, которые в итоге завершились без результата, только в рамках предпроверочного анализа было направлено почти 10 тыс. требований о предоставлении более 124 тыс. документов. Из них более 86 % требований направляется контрагентам налогоплательщиков.

  • Отсутствие нормативного регулирования обязанности налогового органа информировать налогоплательщиков о проведении в отношении них предпроверочного анализа. Тем самым налогоплательщики лишаются права дать пояснения по выявленным рискам и добровольно подать уточненную налоговую декларацию, что не соответствует интересам налогоплательщиков.

  • Разработанная ФНС России система отбора налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа нуждается в дальнейшем совершенствовании. В частности, необходимо своевременно исключать нерезультативные/устаревшие и включать новые критерии риска, а также использовать все имеющиеся в распоряжении ФНС России ресурсы, включая данные национальной системы прослеживаемости товаров и Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (ФРПВ).

  • Выемка документов и предметов в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля не предусмотрена НК РФ, в то время как за последние годы судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогового органа

  • Налоговыми органами нарушаются процессуальные сроки проведения ВНП из-за некачественного (неполного) сбора доказательной базы как на стадии подготовки к проведению проверок, так и в ходе проведения ВНП.

  • Рассрочки в связи с отсутствием возможности единовременной уплаты доначисленных сумм по результатам ВНП (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) являются невостребованными в использовании.

3. Предложения Счетной палаты РФ:

  • Подготовить предложения о внесении изменений в п. 6 ст. 101 НК РФ, предусматривающих отнесение выемки документов к дополнительным мероприятиям налогового контроля;

  • Провести анализ правоприменительной практики (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) в целях определения причин низкой востребованности рассрочек по основанию отсутствия у налогоплательщика возможности единовременной уплаты доначисленных сумм по результатам ВНП и подготовить соответствующие изменения в НК РФ;

  • Рассмотреть вопрос об организации работы по информированию налогоплательщиков о выявленных рисках неуплаты налогов и сборов, в отношении которых рассматривается вопрос о проведении ВНП, с целью предоставления налогоплательщикам возможности дать пояснения по установленным признакам нарушения налогового законодательства или уточнения своих налоговых обязательств без назначения ВНП;

  • Оценить возможность разработки и включения в систему критериев рисков в целях отбора налогоплательщиков для предпроверочного анализа критериев, позволяющих выявлять налоговые риски на основании данных национальной системы прослеживаемости товаров и Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (ФРПВ).

В свою очередь, несмотря на то, что рекомендации и предложения Счетной палаты РФ вроде направлены на сокращение административной нагрузки на бизнес и защиту прав налогоплательщика, усматривается прямая цель, выраженная в повышении эффективности работы налоговых органов.
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Другие публикации
ЛКП
05.11.2024

Российская налоговая система переживает трансформацию. Традиционная практика массовых выездных налоговых проверок постепенно уходит в прошлое, уступая место более технологичным и аналитическим методам контроля. Эта тенденция, набирающая всё большие обороты, основана на переходе к активному использованию предпроверочного анализа данных налогоплательщиков.


ЛКП
05.11.2024

В начале 2024 года ФНС опубликовала статистический отчет, согласно которому в 2023 году в ходе выездных проверок объем доначисленных налогов (без учета штрафов и пеней) составил 301,4 млрд руб. По сравнению с 2022 годом показатель снизился на 31% с 435,7 млрд руб.

ЛКП
05.11.2024

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации был принят Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, в соответствии с которым проводится так называемая «налоговая амнистия для дробления».


Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм