Счетная палата дала оценку эффективности выездных налоговых проверок ФНС России

array(50) { ["ID"]=> string(4) "2313" ["~ID"]=> string(4) "2313" ["NAME"]=> string(6) "ЛКП" ["~NAME"]=> string(6) "ЛКП" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["~IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> string(2) "13" ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> string(2) "13" ["DETAIL_TEXT"]=> string(10727) "

Как всем известно, с 2007 года ФНС России применяет риск-ориентированный подход при планировании и назначении выездных налоговых проверок. Выбор объекта проверки основывается на отборе налогоплательщиков для ее проведения по критериям риска совершения налогового правонарушения, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».

В свою очередь, по результатам проведенного анализа Счетная палата РФ пришла к выводу о том, что система критериев риска, применяемая ФНС России при планировании выездных налоговых проверок, устарела, является не совершенной и требует дальнейшей доработки.

Ниже рассмотрим ключевые моменты из отчета Счетной палаты РФ:

1. Статистические данные о контрольной и аналитической работе налоговых органов:

  • Несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода при отборе налогоплательщиков для проведения ВНП, удельный вес безрезультативных проверок в исследуемом периоде увеличился: 4,8 % в 2019 году; 5,6 % в 2020 году и 5,4 % в 2021 году.

  • Прогнозируемые по итогам предпроверочного анализа доначисления подтверждаются по итогам ВНП только на 51%. При этом по итогам ВНП с предполагаемыми доначислениями более 200 млн рублей сумма реально выявленных нарушений составляет всего 4,7%.

  • С 2018 года прослеживается рост средней продолжительности ВНП по организациям на 0,5%, а по ИП – снижение на 5,1%.

  • Доначисления по результатам ВНП занимают 85 % в общей сумме доначислений и 22 % в сумме НДС, возмещение которого признано налоговым органом необоснованным.

  • Охват выездных налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей снизился с 0,17% в 2018 году до 0,11% в 2021 году.

  • Удельный вес ВНП крупнейших налогоплательщиков в общем количестве ВНП снижен с 4,7% в 2019 году до 1,3% в 2021 году.

  • Включение в план в 70 % случаев осуществляется на основании отбора по «разрывным» критериям риска, связанным с применением налоговых вычетов по НДС.

  • В 1,7 раза к уровню 2018 года удельный вес результативных проверок снизился на 2,5%.

 2. Ключевые выводы Счетной палаты РФ:

  • Отсутствует нормативное регулирование процедур предпроверочного анализа, что приводит к высокой административной нагрузке на бизнес. Например, в ходе подготовки к проведению 500 ВНП, которые в итоге завершились без результата, только в рамках предпроверочного анализа было направлено почти 10 тыс. требований о предоставлении более 124 тыс. документов. Из них более 86 % требований направляется контрагентам налогоплательщиков.

  • Отсутствие нормативного регулирования обязанности налогового органа информировать налогоплательщиков о проведении в отношении них предпроверочного анализа. Тем самым налогоплательщики лишаются права дать пояснения по выявленным рискам и добровольно подать уточненную налоговую декларацию, что не соответствует интересам налогоплательщиков.

  • Разработанная ФНС России система отбора налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа нуждается в дальнейшем совершенствовании. В частности, необходимо своевременно исключать нерезультативные/устаревшие и включать новые критерии риска, а также использовать все имеющиеся в распоряжении ФНС России ресурсы, включая данные национальной системы прослеживаемости товаров и Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (ФРПВ).

  • Выемка документов и предметов в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля не предусмотрена НК РФ, в то время как за последние годы судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогового органа

  • Налоговыми органами нарушаются процессуальные сроки проведения ВНП из-за некачественного (неполного) сбора доказательной базы как на стадии подготовки к проведению проверок, так и в ходе проведения ВНП.

  • Рассрочки в связи с отсутствием возможности единовременной уплаты доначисленных сумм по результатам ВНП (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) являются невостребованными в использовании.

3. Предложения Счетной палаты РФ:

  • Подготовить предложения о внесении изменений в п. 6 ст. 101 НК РФ, предусматривающих отнесение выемки документов к дополнительным мероприятиям налогового контроля;

  • Провести анализ правоприменительной практики (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) в целях определения причин низкой востребованности рассрочек по основанию отсутствия у налогоплательщика возможности единовременной уплаты доначисленных сумм по результатам ВНП и подготовить соответствующие изменения в НК РФ;

  • Рассмотреть вопрос об организации работы по информированию налогоплательщиков о выявленных рисках неуплаты налогов и сборов, в отношении которых рассматривается вопрос о проведении ВНП, с целью предоставления налогоплательщикам возможности дать пояснения по установленным признакам нарушения налогового законодательства или уточнения своих налоговых обязательств без назначения ВНП;

  • Оценить возможность разработки и включения в систему критериев рисков в целях отбора налогоплательщиков для предпроверочного анализа критериев, позволяющих выявлять налоговые риски на основании данных национальной системы прослеживаемости товаров и Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (ФРПВ).

В свою очередь, несмотря на то, что рекомендации и предложения Счетной палаты РФ вроде направлены на сокращение административной нагрузки на бизнес и защиту прав налогоплательщика, усматривается прямая цель, выраженная в повышении эффективности работы налоговых органов." ["~DETAIL_TEXT"]=> string(10727) "

Как всем известно, с 2007 года ФНС России применяет риск-ориентированный подход при планировании и назначении выездных налоговых проверок. Выбор объекта проверки основывается на отборе налогоплательщиков для ее проведения по критериям риска совершения налогового правонарушения, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».

В свою очередь, по результатам проведенного анализа Счетная палата РФ пришла к выводу о том, что система критериев риска, применяемая ФНС России при планировании выездных налоговых проверок, устарела, является не совершенной и требует дальнейшей доработки.

Ниже рассмотрим ключевые моменты из отчета Счетной палаты РФ:

1. Статистические данные о контрольной и аналитической работе налоговых органов:

  • Несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода при отборе налогоплательщиков для проведения ВНП, удельный вес безрезультативных проверок в исследуемом периоде увеличился: 4,8 % в 2019 году; 5,6 % в 2020 году и 5,4 % в 2021 году.

  • Прогнозируемые по итогам предпроверочного анализа доначисления подтверждаются по итогам ВНП только на 51%. При этом по итогам ВНП с предполагаемыми доначислениями более 200 млн рублей сумма реально выявленных нарушений составляет всего 4,7%.

  • С 2018 года прослеживается рост средней продолжительности ВНП по организациям на 0,5%, а по ИП – снижение на 5,1%.

  • Доначисления по результатам ВНП занимают 85 % в общей сумме доначислений и 22 % в сумме НДС, возмещение которого признано налоговым органом необоснованным.

  • Охват выездных налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей снизился с 0,17% в 2018 году до 0,11% в 2021 году.

  • Удельный вес ВНП крупнейших налогоплательщиков в общем количестве ВНП снижен с 4,7% в 2019 году до 1,3% в 2021 году.

  • Включение в план в 70 % случаев осуществляется на основании отбора по «разрывным» критериям риска, связанным с применением налоговых вычетов по НДС.

  • В 1,7 раза к уровню 2018 года удельный вес результативных проверок снизился на 2,5%.

 2. Ключевые выводы Счетной палаты РФ:

  • Отсутствует нормативное регулирование процедур предпроверочного анализа, что приводит к высокой административной нагрузке на бизнес. Например, в ходе подготовки к проведению 500 ВНП, которые в итоге завершились без результата, только в рамках предпроверочного анализа было направлено почти 10 тыс. требований о предоставлении более 124 тыс. документов. Из них более 86 % требований направляется контрагентам налогоплательщиков.

  • Отсутствие нормативного регулирования обязанности налогового органа информировать налогоплательщиков о проведении в отношении них предпроверочного анализа. Тем самым налогоплательщики лишаются права дать пояснения по выявленным рискам и добровольно подать уточненную налоговую декларацию, что не соответствует интересам налогоплательщиков.

  • Разработанная ФНС России система отбора налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа нуждается в дальнейшем совершенствовании. В частности, необходимо своевременно исключать нерезультативные/устаревшие и включать новые критерии риска, а также использовать все имеющиеся в распоряжении ФНС России ресурсы, включая данные национальной системы прослеживаемости товаров и Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (ФРПВ).

  • Выемка документов и предметов в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля не предусмотрена НК РФ, в то время как за последние годы судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогового органа

  • Налоговыми органами нарушаются процессуальные сроки проведения ВНП из-за некачественного (неполного) сбора доказательной базы как на стадии подготовки к проведению проверок, так и в ходе проведения ВНП.

  • Рассрочки в связи с отсутствием возможности единовременной уплаты доначисленных сумм по результатам ВНП (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) являются невостребованными в использовании.

3. Предложения Счетной палаты РФ:

  • Подготовить предложения о внесении изменений в п. 6 ст. 101 НК РФ, предусматривающих отнесение выемки документов к дополнительным мероприятиям налогового контроля;

  • Провести анализ правоприменительной практики (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) в целях определения причин низкой востребованности рассрочек по основанию отсутствия у налогоплательщика возможности единовременной уплаты доначисленных сумм по результатам ВНП и подготовить соответствующие изменения в НК РФ;

  • Рассмотреть вопрос об организации работы по информированию налогоплательщиков о выявленных рисках неуплаты налогов и сборов, в отношении которых рассматривается вопрос о проведении ВНП, с целью предоставления налогоплательщикам возможности дать пояснения по установленным признакам нарушения налогового законодательства или уточнения своих налоговых обязательств без назначения ВНП;

  • Оценить возможность разработки и включения в систему критериев рисков в целях отбора налогоплательщиков для предпроверочного анализа критериев, позволяющих выявлять налоговые риски на основании данных национальной системы прослеживаемости товаров и Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (ФРПВ).

В свою очередь, несмотря на то, что рекомендации и предложения Счетной палаты РФ вроде направлены на сокращение административной нагрузки на бизнес и защиту прав налогоплательщика, усматривается прямая цель, выраженная в повышении эффективности работы налоговых органов." ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(691) "Счетной палатой РФ проведено экспертно-аналитическое мероприятие по организации и осуществлению в ФНС России и ее территориальных налоговых органах мероприятий по планированию и проведению выездных налоговых проверок, включая оформление их результатов, мероприятий по обеспечению поступления в бюджетную систему доначисленных сумм.

" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(691) "Счетной палатой РФ проведено экспертно-аналитическое мероприятие по организации и осуществлению в ФНС России и ее территориальных налоговых органах мероприятий по планированию и проведению выездных налоговых проверок, включая оформление их результатов, мероприятий по обеспечению поступления в бюджетную систему доначисленных сумм.

" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["~DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "13.10.2023 16:42:09" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "13.10.2023 16:42:09" ["ACTIVE_FROM"]=> string(19) "07.03.2023 12:36:00" ["~ACTIVE_FROM"]=> string(19) "07.03.2023 12:36:00" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(17) "/blog/stati/2313/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(17) "/blog/stati/2313/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(0) "" ["~CODE"]=> string(0) "" ["EXTERNAL_ID"]=> string(4) "2313" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(4) "2313" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(2) "s1" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(2) "s1" ["IBLOCK_CODE"]=> string(10) "puplikacii" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(10) "puplikacii" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> NULL ["LID"]=> string(2) "s1" ["~LID"]=> string(2) "s1" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(10) "07.03.2023" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(5) { ["SECTION_META_TITLE"]=> string(84) "Статьи компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»" ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(184) "Счетная палата дала оценку эффективности выездных налоговых проверок ФНС России – блог ЛКП КОНСАЛТ" ["ELEMENT_META_KEYWORDS"]=> string(149) "Счетная палата дала оценку эффективности выездных налоговых проверок ФНС России" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(725) "Счетной палатой РФ проведено экспертно-аналитическое мероприятие по организации и осуществлению в ФНС России и ее территориальных налоговых органах мероприятий по планированию и проведению <a href="/services/nalogovye-spory/soprovozhdenie-vnp/">выездных налоговых проверок</a>, включая оформление их результатов, мероприятий по обеспечению поступления в бюджетную систему доначисленных сумм. <p> </p>" ["SECTION_META_DESCRIPTION"]=> string(706) "ЛКП. Лемчик, Крупский и Партнеры — это профессиональная команда корпоративных юристов, налоговых консультантов и адвокатов, которая на протяжении многих лет оказывает услуги в области налогового консалтинга, сопровождения процедур банкротства, структурирования бизнеса в РФ и за рубежом, разрешения налоговых, коммерческих, корпоративных и трудовых споров, сопровождения сделок M&A." } ["FIELDS"]=> array(0) { } ["PROPERTIES"]=> array(4) { ["USLUGI"]=> array(36) { ["ID"]=> string(2) "19" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2020-10-21 09:46:43" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["NAME"]=> string(12) "Услуги" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(6) "USLUGI" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "E" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> array(1) { [0]=> string(4) "4685" } ["VALUE"]=> array(1) { [0]=> string(2) "15" } ["DESCRIPTION"]=> array(1) { [0]=> string(0) "" } ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> array(1) { [0]=> string(2) "15" } ["~DESCRIPTION"]=> array(1) { [0]=> string(0) "" } ["~NAME"]=> string(12) "Услуги" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["IKSPERT"]=> array(36) { ["ID"]=> string(2) "20" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2020-10-21 09:46:43" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["NAME"]=> string(16) "Эксперты" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(7) "IKSPERT" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "E" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "5" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> array(1) { [0]=> string(4) "4686" } ["VALUE"]=> array(1) { [0]=> string(2) "37" } ["DESCRIPTION"]=> array(1) { [0]=> string(0) "" } ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> array(1) { [0]=> string(2) "37" } ["~DESCRIPTION"]=> array(1) { [0]=> string(0) "" } ["~NAME"]=> string(16) "Эксперты" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["ZAGOLOVOK"]=> &array(36) { ["ID"]=> string(2) "30" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2020-10-27 02:38:44" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["NAME"]=> string(31) "Заголовок статьи" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(9) "ZAGOLOVOK" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "S" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> string(4) "4687" ["VALUE"]=> string(149) "Счетная палата дала оценку эффективности выездных налоговых проверок ФНС России" ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> string(149) "Счетная палата дала оценку эффективности выездных налоговых проверок ФНС России" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~NAME"]=> string(31) "Заголовок статьи" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["TEGS"]=> array(36) { ["ID"]=> string(2) "32" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2020-10-28 21:30:28" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["NAME"]=> string(8) "Теги" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(4) "TEGS" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "S" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(8) "Теги" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } } ["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(1) { ["ZAGOLOVOK"]=> array(37) { ["ID"]=> string(2) "30" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2020-10-27 02:38:44" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["NAME"]=> string(31) "Заголовок статьи" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(9) "ZAGOLOVOK" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "S" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> string(4) "4687" ["VALUE"]=> string(149) "Счетная палата дала оценку эффективности выездных налоговых проверок ФНС России" ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> string(149) "Счетная палата дала оценку эффективности выездных налоговых проверок ФНС России" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~NAME"]=> string(31) "Заголовок статьи" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["DISPLAY_VALUE"]=> string(149) "Счетная палата дала оценку эффективности выездных налоговых проверок ФНС России" } } ["IBLOCK"]=> array(90) { ["ID"]=> string(1) "6" ["~ID"]=> string(1) "6" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "05.06.2024 21:26:48" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "05.06.2024 21:26:48" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(2) "s1" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(2) "s1" ["LID"]=> string(2) "s1" ["~LID"]=> string(2) "s1" ["CODE"]=> string(10) "puplikacii" ["~CODE"]=> string(10) "puplikacii" ["API_CODE"]=> string(10) "puplikacii" ["~API_CODE"]=> string(10) "puplikacii" ["NAME"]=> string(20) "Публикации" ["~NAME"]=> string(20) "Публикации" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(18) "/s1/index.php?ID=6" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(18) "/s1/index.php?ID=6" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(44) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_ID#/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(44) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_ID#/" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(0) "" ["~CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(0) "" ["PICTURE"]=> NULL ["~PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["~RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["~RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["~RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> NULL ["~XML_ID"]=> NULL ["TMP_ID"]=> string(32) "636ae12d9f2210903f888ae43a892a2f" ["~TMP_ID"]=> string(32) "636ae12d9f2210903f888ae43a892a2f" ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["~WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["~BIZPROC"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["~SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["~LIST_MODE"]=> string(0) "" ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["~RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "N" ["~SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "N" ["PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["~PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["~VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["~LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["~SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["~SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["ELEMENTS_NAME"]=> string(16) "Элементы" ["~ELEMENTS_NAME"]=> string(16) "Элементы" ["ELEMENT_NAME"]=> string(14) "Элемент" ["~ELEMENT_NAME"]=> string(14) "Элемент" ["EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~EXTERNAL_ID"]=> NULL ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["SERVER_NAME"]=> string(0) "" ["~SERVER_NAME"]=> string(0) "" } ["SECTION"]=> array(1) { ["PATH"]=> array(0) { } } ["SECTION_URL"]=> string(0) "" ["META_TAGS"]=> array(4) { ["TITLE"]=> string(6) "ЛКП" ["BROWSER_TITLE"]=> string(184) "Счетная палата дала оценку эффективности выездных налоговых проверок ФНС России – блог ЛКП КОНСАЛТ" ["KEYWORDS"]=> string(149) "Счетная палата дала оценку эффективности выездных налоговых проверок ФНС России" ["DESCRIPTION"]=> string(725) "Счетной палатой РФ проведено экспертно-аналитическое мероприятие по организации и осуществлению в ФНС России и ее территориальных налоговых органах мероприятий по планированию и проведению <a href="/services/nalogovye-spory/soprovozhdenie-vnp/">выездных налоговых проверок</a>, включая оформление их результатов, мероприятий по обеспечению поступления в бюджетную систему доначисленных сумм. <p> </p>" } }
Счетной палатой РФ проведено экспертно-аналитическое мероприятие по организации и осуществлению в ФНС России и ее территориальных налоговых органах мероприятий по планированию и проведению выездных налоговых проверок, включая оформление их результатов, мероприятий по обеспечению поступления в бюджетную систему доначисленных сумм.

Как всем известно, с 2007 года ФНС России применяет риск-ориентированный подход при планировании и назначении выездных налоговых проверок. Выбор объекта проверки основывается на отборе налогоплательщиков для ее проведения по критериям риска совершения налогового правонарушения, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».

В свою очередь, по результатам проведенного анализа Счетная палата РФ пришла к выводу о том, что система критериев риска, применяемая ФНС России при планировании выездных налоговых проверок, устарела, является не совершенной и требует дальнейшей доработки.

Ниже рассмотрим ключевые моменты из отчета Счетной палаты РФ:

1. Статистические данные о контрольной и аналитической работе налоговых органов:

  • Несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода при отборе налогоплательщиков для проведения ВНП, удельный вес безрезультативных проверок в исследуемом периоде увеличился: 4,8 % в 2019 году; 5,6 % в 2020 году и 5,4 % в 2021 году.

  • Прогнозируемые по итогам предпроверочного анализа доначисления подтверждаются по итогам ВНП только на 51%. При этом по итогам ВНП с предполагаемыми доначислениями более 200 млн рублей сумма реально выявленных нарушений составляет всего 4,7%.

  • С 2018 года прослеживается рост средней продолжительности ВНП по организациям на 0,5%, а по ИП – снижение на 5,1%.

  • Доначисления по результатам ВНП занимают 85 % в общей сумме доначислений и 22 % в сумме НДС, возмещение которого признано налоговым органом необоснованным.

  • Охват выездных налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей снизился с 0,17% в 2018 году до 0,11% в 2021 году.

  • Удельный вес ВНП крупнейших налогоплательщиков в общем количестве ВНП снижен с 4,7% в 2019 году до 1,3% в 2021 году.

  • Включение в план в 70 % случаев осуществляется на основании отбора по «разрывным» критериям риска, связанным с применением налоговых вычетов по НДС.

  • В 1,7 раза к уровню 2018 года удельный вес результативных проверок снизился на 2,5%.

 2. Ключевые выводы Счетной палаты РФ:

  • Отсутствует нормативное регулирование процедур предпроверочного анализа, что приводит к высокой административной нагрузке на бизнес. Например, в ходе подготовки к проведению 500 ВНП, которые в итоге завершились без результата, только в рамках предпроверочного анализа было направлено почти 10 тыс. требований о предоставлении более 124 тыс. документов. Из них более 86 % требований направляется контрагентам налогоплательщиков.

  • Отсутствие нормативного регулирования обязанности налогового органа информировать налогоплательщиков о проведении в отношении них предпроверочного анализа. Тем самым налогоплательщики лишаются права дать пояснения по выявленным рискам и добровольно подать уточненную налоговую декларацию, что не соответствует интересам налогоплательщиков.

  • Разработанная ФНС России система отбора налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа нуждается в дальнейшем совершенствовании. В частности, необходимо своевременно исключать нерезультативные/устаревшие и включать новые критерии риска, а также использовать все имеющиеся в распоряжении ФНС России ресурсы, включая данные национальной системы прослеживаемости товаров и Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (ФРПВ).

  • Выемка документов и предметов в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля не предусмотрена НК РФ, в то время как за последние годы судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогового органа

  • Налоговыми органами нарушаются процессуальные сроки проведения ВНП из-за некачественного (неполного) сбора доказательной базы как на стадии подготовки к проведению проверок, так и в ходе проведения ВНП.

  • Рассрочки в связи с отсутствием возможности единовременной уплаты доначисленных сумм по результатам ВНП (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) являются невостребованными в использовании.

3. Предложения Счетной палаты РФ:

  • Подготовить предложения о внесении изменений в п. 6 ст. 101 НК РФ, предусматривающих отнесение выемки документов к дополнительным мероприятиям налогового контроля;

  • Провести анализ правоприменительной практики (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ) в целях определения причин низкой востребованности рассрочек по основанию отсутствия у налогоплательщика возможности единовременной уплаты доначисленных сумм по результатам ВНП и подготовить соответствующие изменения в НК РФ;

  • Рассмотреть вопрос об организации работы по информированию налогоплательщиков о выявленных рисках неуплаты налогов и сборов, в отношении которых рассматривается вопрос о проведении ВНП, с целью предоставления налогоплательщикам возможности дать пояснения по установленным признакам нарушения налогового законодательства или уточнения своих налоговых обязательств без назначения ВНП;

  • Оценить возможность разработки и включения в систему критериев рисков в целях отбора налогоплательщиков для предпроверочного анализа критериев, позволяющих выявлять налоговые риски на основании данных национальной системы прослеживаемости товаров и Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей (ФРПВ).

В свою очередь, несмотря на то, что рекомендации и предложения Счетной палаты РФ вроде направлены на сокращение административной нагрузки на бизнес и защиту прав налогоплательщика, усматривается прямая цель, выраженная в повышении эффективности работы налоговых органов.
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Другие публикации
ЛКП
04.07.2024

Электронные торговые площадки (маркетплейсы) начнут производить обмен данными с налоговыми органами в рамках налогового режима для малого бизнеса «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (автоУСН, АУСН).


ЛКП
04.07.2024

Смартфоны стали неотъемлемой частью нашей жизни, и вопрос защиты личных данных приобретает всё большую значимость. Давайте поговорим о том, как мобильные устройства на базе Android и iOS справляются с задачами защиты личных данных пользователей. Мы рассмотрим основные различия в подходах этих двух систем к приватности, основываясь на информации о механизмах безопасности, разрешениях для приложений и недавних исследованиях.


ЛКП
04.07.2024

Если протокол общего собрания участников общества составлен формально, то есть без указания не только содержания новых формулировок устава, но и даже конкретных пунктов, в которые были внесены изменения, то директор, злоупотребляя своими правами, может представить в регистрирующий орган вместе с таким протоколом иную редакцию устава, содержащую заведомо ложные для него сведения.



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм