Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) в 2021 года представила миру план BEPS 2.0, который содержит типовые правила, направленные на борьбу с размыванием налоговой базы и перемещением прибыли в условиях цифровизации. Реализация предполагает внедрение в национальное законодательство 137 стран, включая Россию двух модельных компонентов:
Pillar-1. Предполагает ввод налога для корпораций в странах, где имеется их существенная клиентская база даже при отсутствии постоянных представительств, филиалов и иного физического присутствия, и
Pillar-2. Инициатива повышает размер ставки налога у источника при выплате пассивных платежей до 9% и минимальный корпоративный налог до 15%.
20 декабря 2021 года ОЭСР опубликовала Pillar-2. Вызвав серьезный резонанс, она разделила юридическое и бизнес сообщества на два лагеря: одни ознаменовали событие «концом налогового планирования» для международных групп, других специалистов нововведения серьезно озадачили – практическая сторона вопроса весьма неоднозначна, и вызывает очень много вопросов. Несомненен только один факт – в игру стремительно вступают новые правила, эффект от которых в ближайшее время вполне реально ощутят на себе многие участники рынка, в частности, иностранные дочки российских холдингов. Кроме того, Pillar-2 предполагает свое распространение и в отношении постоянных представительств.
На сегодняшний день российскому налоговому законодательству уже известна быстрая и успешная имплементация инициатив из плана BEPS – это налоговый автообмен со многими зарубежными странами, установление правил о контролируемых иностранных компаниях, внедрение правил трансфертного ценообразования.
Давайте разберемся, для кого Pillar-2 внесет дополнительную налоговую обязанность, и какие действия бизнесу стоит предпринять, а от каких отказаться чтобы уберечься от многократной налоговой нагрузки.
Меры из Pillar-2 условно можно поделить на две категории: выравнивание эффективной ставки международных групп компаний (МГК) по налогу на прибыль как минимум до 15% (правило IIR = Income Inclusion Rule, правило UTPR = Undertaxed Payments Rule) и повышение ставки налога у источника до 9% (STTR = Subject to Tax Rule).
Курс на пересмотр налоговых соглашений
Мера STTR предполагает закрепить за юрисдикциями источника дохода, применяющими на сегодняшний день ставку корпоративного налогообложения ниже выбранного уровня, право повысить ее до 9%. Реализация меры произойдет через пересмотр Соглашений об избежании двойного налогообложения, которых у Российской Федерации заключено с порядка 80 странами. Как следствие, выплата дивидендов, лицензионных платежей и процентов по займам с применением пониженных ставок у источника в размере 0% и 5% в ближайшей перспективе станет невозможной. Позитивная сторона этой меры заключается в прогнозируемом уменьшении судебных разбирательств с налоговыми органами по недоимкам и переквалификациям не только процентов в скрытые дивиденды, но и лицензионных платежей в дивиденды, как показала актуализированная после кейса ООО «Джонсон Матти Катализаторы» практика. Тем не менее, ее существенно перекрывает негативный экономический эффект от увеличения налоговой нагрузки.
Минимальная корпоративная ставка – 15%
Реализация следующего направления Pillar-2 в рамках IIR будет осуществляться через уплату материнской организацией за компанию Группы разницы между 15% и исчисленной компанией Группы ставкой в бюджет юрисдикции, в которой такая материнская организация зарегистрирована. Таким образом, дополнительное налоговое бремя за каждую компанию МГК, инкорпорированную в низконалоговых юрисдикциях, начнут нести материнские организации вне зависимости от стран их собственной регистрации. Если по определенным причинам IIR в отношение МНК не подлежит применению, Государства смогут использовать правила UTPR, в соответствии с которыми корректировка эффективной ставки налогообложения до 15% производится силами других компаний Группы за счет отказа в вычете расходов или произведения соответствующей корректировки.
По оценкам ОЭСР, внедрение механизмов увеличит ежегодные бюджетные поступления от обложения прибыли на 100 миллиардов $ США.
Рекомендуемые шаги
Резюмируя, Pillar-2 помимо прочего, намечает тенденцию ухода от холдинговых структур в пользу более оптимальных способов построения бизнеса в зарубежном периметре. Сами выстроенные оптимизирующие бизнес-модели в скором времени окончательно утратят былую привлекательность. Не стоит обольщаться пороговым значением для применения Pillar-2: договаривающиеся страны вправе самостоятельно установить уровень прибыли ниже 750 миллионов евро. Снижение порога прибыли повлияет на подпадание под меры Pillar-2 в разы больше предполагаемого изначально ряда корпораций.
Ожидаемый срок внесения изменений в Налоговый кодекс РФ и пересмотра налоговых соглашений– 2022 год. Учитывая серьезность глобальной реформы для множества компаний, я рекомендую провести комплексную налоговую диагностику зарубежных структур для прогнозирования экономических эффектов от ожидаемых нововведений. Вполне вероятно, что по итогу диагностики вы придете к выводу об отсутствии целесообразности ведения многоступенчатой холдинговой структуры. В таком случае есть смысл задуматься о реструктуризации в виде исключения неэффективных элементов либо отказа от имущественных звеньев в иностранном периметре как таковых.