Критерии для получения льготы
Чтобы воспользоваться льготой, необходимо удовлетворять одновременно двум критериям:
-
сумма доходов за предшествующий год не более 2 млрд. руб.;
-
доля доходов от реализации услуг общепита в общей сумме доходов налогоплательщика за предшествующий год составляет не менее 70 процентов.
Компании, которые начали работать в 2022–2023 годах, смогут применить льготу без ограничений.
С 2024 года дополнительным условием применения льготы будет являться размер среднемесячной зарплаты сотрудников, которая должна быть не ниже среднеотраслевой по региону.
Предпосылки изменений в Налоговом кодексе
Вопрос налогообложения общепита можно назвать по-настоящему болезненным для рестораторов. Основная проблема неэффективности ведения деятельности ресторанов и кафе на общей системе налогообложения (далее – ОСНО) заключается в высокой налоговой нагрузке, возникающей в связи с налогообложением НДС, при котором деятельность даже крупных ресторанных сетей фактически становилась нерентабельной.
Вызвано это тем, что исходящий НДС у общепита по общему правилу составляет 20%, при этом сумма входящего НДС, которую можно было бы принять к вычету, критически мала: так, основные поставщики либо не являются плательщиками НДС, либо применяют ставку 10% (реализация мяса, молока, масла, яиц, овощей фруктов и других продовольственных товаров, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ, относится к льготируемой категории).
Ввиду вышеперечисленных особенностей ресторанного бизнеса крупные предприятия были вынуждены выбирать из двух вариантов:
-
значительно увеличивать цены в заведениях (что снижает конкурентоспособность в сравнении с небольшими заведениями на УСН);
-
реализовывать альтернативные варианты организации бизнеса, которые в большинстве случаев не безопасны.
Одним из таких способов налоговой оптимизации является «дробление бизнеса» - создание искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких юридических лиц на льготных системах налогообложения (УСН, ПСН) прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика на ОСНО.
Налоговые органы не раз отмечали свой интерес к дроблению бизнеса в общепите как к способу незаконной налоговой оптимизации. В ходе контрольных мероприятий налоговым органом, как правило, анализируется степень самостоятельности налогоплательщика – используются ли собственные трудовые и производственные ресурсы, кто принимает управленческие решения и т.д.
Переломный момент в ресторанном бизнесе. Как выбрать правильный путь?
Безусловно, освобождение общепита от уплаты НДС является долгожданным событием для рестораторов – заманчивые перспективы открываются не только для новых субъектов бизнеса, но и для многих заведений, которые используют «серые схемы» оптимизации в виде неучтенной выручки, искусственного «дробления бизнеса» и выплаты зарплаты сотрудникам «в конвертах».
Однако при внесении изменений в структуру группы компаний важно не поддаваться эйфории, а трезво оценить риски и возможные последствия реструктуризации, которые зависят от выбранного варианта изменений.
Самое главное, что нужно учитывать собственникам бизнеса - реструктуризация бизнеса (объединение, деление или выделение) не должна быть обусловлена исключительно целями в экономии на налогах. Необходимо иметь фактические, весомые предпринимательские цели в обоснование необходимых изменений в структуре бизнеса.
Можем предположить, что в 2022 году некоторые рестораторы могут использовать следующие варианты изменений в структуру своего бизнеса:
1) «Обеление» бизнеса, путем объединения небольших компаний (на УСН, ПСН) в одну компанию (на ОСНО).
На данный момент не ясно, каким образом контролирующие органы отреагируют на объединение ряда компаний в единое предприятие. Фактически собственники бизнеса преследуют благую цель - уход от искусственного «дробления» бизнеса. Однако если налогоплательщик не сможет объяснить, какова была структура владения и управления ресторанами до объединения, а также по какой причине это объединение произошло, сам факт объединения станет одним из признаков дробления, допущенного в прошлых периодах. Следует помнить, что мероприятия налогового контроля могут затронуть деятельность компаний в ретроспективе 3 лет.
При этом само по себе объединение может оказаться не эффективным, например, если на каждой небольшой компании есть «алкогольная» лицензия. В этом случае, группа компаний «укрупнит» риск приостановки деятельности по большому количеству ресторанов, в случае отзыва лицензии у компании, которая этими ресторанами управляет.
Тем не менее, укрупнение компаний может быть вполне оправданным и безопасным, если причиной тому является, например, поглощение конкурентов.
2) Дробление крупного бизнеса на ОСНО на небольшие (с доходами до 2 млрд).
Безусловно, налоговые органы предполагают возможные злоупотребления правом в случае деления более крупной компании на ОСНО для соответствия условиям для применения льгот по НДС. Налоговых последствий не избежать в случае, если разделение будет обусловлено исключительно налоговой целью.
3) Выделение из крупного бизнеса отдельного направления Общепита.
Наиболее безопасной моделью реструктуризации бизнеса является выделение из компании, которая осуществляет иные виды предпринимательской деятельности, направления общепита. Однако в данном случае также следует соблюдать правила налоговой безопасности
Таким образом, какой бы вариант реструктуризации вы ни выбрали (один из перечисленных, или какой-то иной), необходимо заранее убедиться, что налоговая экономия не является единственной целью реструктуризации, и что вы можете подтвердить, что изменение в структуре осуществляли с определенной экономической, деловой целью.