Неуплата налогов. Срок возбуждения уголовного дела

Вопрос о порядке возбуждения уголовного дела по преступлениям, связанным с неуплатой налогов и сборов оставался открытым достаточно долгое время. Законодательно данный порядок регламентирован статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса, которая отсылает к законодательству о налогах и сборах, то есть к статьями 32 и 82 Налогового кодекса РФ, что создает ситуацию двойственного регулирования. 


В первом случае НК предписывает налоговым органам ожидать в течение 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения погашения указанной в решении задолженности, а затем в течение 10 дней направить соответствующие материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. 

  Во втором случае законодательно закреплена возможность возбуждения уголовного дела в любой момент на основании межведомственного взаимодействия по обмену необходимой информацией для деятельности соответствующих ведомств, что чаще всего и происходит на практике. То есть налоговые органы сообщают в следственные органы и дознание об имеющихся недоимках без наличия решения о привлечении к налоговой ответственности и не дожидаясь указанного в законе срока, а последние, в свою очередь, возбуждают уголовное дело. 

  Приказ Генерального прокурора Российской Федерации №736, опубликованный в октябре 2023 года направлен на разрешение данной коллизии. Он указывает, что поводом для возбуждения уголовного дела по преступлениям, связанным с неуплатой налогов, являются только материалы, которые направлены налоговыми органами в порядке статьи 32 Налогового кодекса, а значит, с соблюдением 75-дневного срока ожидания погашения задолженности со дня вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. 

  Налоговые органы тем временем продолжают настаивать на своей позиции, указывая, что из статьи 32 НК РФ, якобы, имеются исключения, например, когда имеются признаки готовящегося вывода активов. Но фактически, законом не предусмотрено никаких формальных исключений, кроме юридического дефекта и двойственности порядка возбуждения уголовного дела. 

  Касательно признаков готовящегося вывода активов, рассматриваемый приказ Генерального прокурора предписывает нижестоящим прокурорам рассматривать (и по возможности санкционировать) решения налогового органа об аресте имущества налогоплательщика. Пока налогоплательщик будет отстаивать свою позицию в суде, государство за счет ареста имущества получит гарантию для себя о выплате задолженности по налогам. 

  На наш взгляд, указания Генерального прокурора РФ по осуществлению прокурорского надзора в данном направлении свидетельствуют о наметившемся тренде на поддержку бизнеса и гуманизацию уголовного и уголовно-процессуального законодательства в вопросах ответственности за преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности, что безусловно положительно сказывается на экономическом климате.


Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
ЛКП
08.10.2024

В Государственную Думу внесен законопроект (№ 731807-8), устанавливающий ставку 8% по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность в области радиоэлектронной промышленности.


ЛКП
08.10.2024

ВС внес ясность в процент арбитражных управляющих



ЛКП
08.10.2024

Самозанятым и предпринимателям могут предоставить льготы на покупку патента. Соответствующий законопроект уже подготовлен и находится на стадии оценки и согласования.



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм