Годовой антимонопольный дайджест

Дайджест самых важных и обсуждаемых новостей за 2023 год от практики «Антимонопольное право и государственный заказ»


Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным на встрече с руководителем ФАС Максимом Шаскольским в сентябре 2023 г. были озвучены 3 приоритетных направления в работе службы:

I.        Вступил в силу «пятый антимонопольный пакет»

II.        ФАС сделала акцент на выявлении случаев злоупотребления компаниями доминирующим положением в форме установления, поддержания монопольно высокой цены товара (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции)

III.        Большое внимание было уделено сфере рекламы в связи с введением с 01.09.2023 г. штрафов за отсутствие маркировки интернет-рекламы

IV.        Конституционный Суд РФ и Верховный суд РФ не оставили без внимания сферу антимонопольного регулирования

V.        Были осуществлены значимые сделки на рынке розничной торговли продовольственными товарами

VI.        Компании поддержали инициативу ФАС России по соблюдению принципов ответственного ценообразования путем фиксирования цен на определенные товары

VII.        ФАС России внимательно следит за достаточностью регулирования деятельности маркетплейсов инструментами «soft law»

VIII.        Продолжающаяся цифровизация процессов

IX.        Операторы сотовой связи как обычно «под присмотром»

X.        Активное использование ФАС института предостережения для недопущения увеличения цен

XI.        Направленность деятельности ФАС на развитие биржевой торговли

XII.        ФАС России пристально следит за тарифами







Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным на встрече с руководителем ФАС Максимом Шаскольским в сентябре 2023 г. были озвучены 3 приоритетных направления в работе службы:

1.      лекарства, в частности жизненно важные лекарства;

2.      продукты;

3.      стройматериалы.

Интерес представляют также некоторые важные высказывания представителей ФАС, прозвучавшие в 2023 г.

1.      Высказывания руководителя ФАС Максима Шаскольского на встрече в сентябре 2023 г. с Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным:

1)   «Также мы ведём постоянный сравнительный анализ цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты с ценами в референтных странах. И если видим, что у нас цены выше, то уведомляем производителей о необходимости снижения этих цен».

2)   «В случае если мы видим рост выручки и при этом снижение затрат, неисполнение инвестиционных программ, рост затрат по направлениям, не связанным с предоставлением услуг связи, выдаём операторам предписание либо пересмотреть тарифы и снизить их до экономически обоснованных, либо вообще отменить повышение».

2.      Высказывания заместителя руководителя ФАС России Нелли Галимхановой в ходе ее выступления на сессии Петербургского международного юридического форума «Ответственность топ-менеджеров в новой реальности», из которых можно выделить следующие позиции:

1)   В текущих условиях изменения структуры рынков также меняются методики по оценке конкуренции и подходы в антимонопольных расследованиях. Ориентироваться на зарубежные биржевые и внебиржевые индикаторы при обосновании монопольно высокой цены стало нецелесообразным. При ценообразовании российским производителям нужно оценивать конъюнктуру внутреннего рынка.

2)   Участникам рынка необходимо рассматривать экономическую ситуацию в долгосрочной перспективе. Краткосрочный рост прибыли за счет резкого увеличения цен крупными компаниями может привести к уходу с рынка более мелких контрагентов, не имеющих возможности соразмерно повысить цены на свою продукцию. В связи с этим важно, чтобы компании самостоятельно включали принципы ответственного ценообразования в свои торгово-сбытовые политики в качестве одного из элементов антимонопольного комплаенса.

В числе рекомендуемых ФАС к внедрению принципов в такие политики - приоритет интересов российских потребителей и недопущение снижения объема поставок при наличии спроса. Также важно включить в них принцип заключения долгосрочных контрактов с использованием механизмов сглаживания цен в случае их высокой волатильности стабильными (фиксированными) ценами и объемами поставок.

3)   Рекомендуется включать в торгово-сбытовые политики принципы повышения цены соразмерно повышению расходов, а также снижения ранее установленных цен при снижении расходов.

Кроме того, в 2023 году мы могли наблюдать следующие основные тенденции в сфере антимонопольного регулирования:

  • вступил в силу «пятый антимонопольный пакет»;

  • ФАС сделала акцент на выявлении случаев злоупотребления компаниями своим доминирующим положением в форме установления, поддержания монопольно высокой цены товара (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);

  • большое внимание было уделено сфере рекламы в связи с введением с 01.09.2023 г. штрафов за отсутствие маркировки интернет-рекламы;

  • Конституционный Суд РФ и Верховный суд РФ не оставили без внимания сферу антимонопольного регулирования;

  • были осуществлены значимые сделки на рынке розничной торговли продовольственными товарами;

  • компании поддержали инициативу ФАС России по соблюдению принципов ответственного ценообразования путем фиксирования цен на определенные товары;

  • ФАС России внимательно следит за достаточностью регулирования деятельности маркетплейсов инструментами «soft law»;

  • продолжающаяся цифровизация процессов;

  • операторы сотовой связи как обычно «под присмотром»;

  • активное использование ФАС института предостережения для недопущения увеличения цен;

  • направленность деятельности ФАС на развитие биржевой торговли;

  • ФАС России пристально следит за тарифами

.

Рассмотрим подробнее каждую из вышеперечисленных тенденций с указанием конкретных примеров.

I.        Вступил в силу «пятый антимонопольный пакет»

С 01.09.2023 г. вступили в силу поправки в Закон о защите конкуренции и КоАП РФ, направленные на:

§ совершенствование регулирования цифровых рынков;

§ стимулирование хозяйствующих субъектов к исполнению предписаний, выдаваемых антимонопольным органом;

§ пресечение применения специального программного обеспечения («цифровых алгоритмов») для целей заключения и исполнения антиконкурентных соглашений, в частности картелей на торгах.

Основные положения «пятого антимонопольного пакета»:

1)     в Законе о защите конкуренции закреплено определение понятия «сетевой эффект»;

2)     теперь ФАС официально учитывает наличие сетевых эффектов при проведении анализа товарного рынка;

3)     установлен специальный запрет на осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой;

4)     введен новый критерий для необходимости получения предварительного согласия ФАС на осуществление сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, а также правами в отношении них – цена сделки более 7 млрд рублей;

5)     расширение применения антимонопольным органом института экспертизы;

6)     был увеличен предельный срок рассмотрения ходатайства о даче согласия ФАС на совершение сделки или создание коммерческой организации;

7)     предусмотрено право на предоставление ФАС письменных обязательств об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

8)     был введен институт заключения об обстоятельствах ходатайства;

9)     установлена возможность очного рассмотрения ФАС ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю;

10) закреплено право ФАС в ходе рассмотрения ходатайства запрашивать у органов государственной власти документы и сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства;

11) появилась возможность признания допустимой координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

12) картели на торгах были исключены из иммунитета, предусматривающего неприменение запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения;

13) введено новое отягчающее обстоятельство - использование «цифровых алгоритмов»;

14) за невыполнение предписания ФАС штраф может быть удвоен или применена санкция в виде дисквалификации должностного лица.

На официальном сайте нашей компании вы можете найти подробный разбор внесенных изменений[1], а в нашем официальном Telegram-канале 23.08.2023 г. была размещена наглядная презентация на указанную тему.

Во исполнение положений «пятого антимонопольного пакета» ФАС России были приняты:

§ Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25.08.2023 № 576/23 «Об утверждении Порядка проведения очного рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией»;

§ Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25.08.2023 № 574/23 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, привлекаемым антимонопольным органом или комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

II.        ФАС сделала акцент на выявлении случаев злоупотребления компаниями доминирующим положением в форме установления, поддержания монопольно высокой цены товара (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции)

1.    ФАС России было возбуждено дело в отношении ГУП «Петербургский метрополитен»

Службой было установлено, что:

§ рентабельность услуги по размещению оборудования сотовых операторов в метро Санкт-Петербурга в I полугодии 2022 г. составила 2420 %;

§ тарифы на данную услугу являются экономически необоснованными, создают барьеры выхода на рынок услуг связи и не позволяют операторам строить сети связи, а также ущемляют интересы абонентов, поскольку они не могут воспользоваться услугами мобильной связи надлежащего качества.

2.    ФАС России было возбуждено три дела: в отношении АО «ВМЗ», АО «ЕВРАЗ НТМК» и ООО «ЕВРАЗ ТК»

По мнению службы общества необоснованно завышали цены на свою продукцию в III квартале 2022 г.: цены превышали сумму необходимых расходов и прибыли для производства и реализации такой продукции.

ФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке цельнокатаных колес для железнодорожных вагонов, по результатам которого было установлено, что:

§ этот рынок является высококонцентрированным и характеризуется наличием барьеров, при этом доступ на него требует значительных временных и финансовых затрат;

§ общества - крупнейшие производители, занимающие доминирующее положение на данном рынке.

3.    ФАС России были возбуждены дела в отношении ПАО «Симпреал» и АО «Орская нерудная компания»

Службой в связи с большим количеством поступивших заявлений о росте стоимости тугоплавкой глины был проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке. Было установлено, что данный рынок является высококонцентрированным, а общества являются одними из крупнейших производителей такого вида глины и занимают доминирующее положение.

В 2022 г. ПАО «Симпреал» увеличило цену на глину более чем вдвое, а АО «Орская нерудная компания» в 4 раза, при этом установленные цены превысили сумму необходимых расходов и прибыли для производства и реализации.

4.    ФАС России было возбуждено дело в отношении ООО «Востокцемент» и АО «Спасскцемент», входящих в одну группу лиц

В рамках проведения мониторинга цен на строительные материалы антимонопольной службой было установлено, что рост цен на цемент указанной группы лиц в I полугодии 2023 г. происходил более быстрыми темпами по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет.

При этом группа лиц ООО «Востокцемент» занимает доминирующее положение на рынке цемента и является его крупнейшим производителем в Дальневосточном федеральном округе.

5.    ФАС России было возбуждено дело в отношении группы компаний «Промсорт» (ООО «Промсорт», ООО «Промсорт-Тула», ООО «Промсорт-Калуга», АО «НЛМК-Урал»)

В ФАС поступила информация от Минпромторга России и Минстроя России о том, что группа компаний «Промсорт» с 1 октября 2023 г. существенно повысила цену на арматуру на внутреннем рынке на 20-25%.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке арматуры антимонопольная служба установила, что группы компаний «Промсорт», «Мечел», «УК Новосталь-М» и «ЕВРАЗ» занимают доминирующее положение на рынке.

По мнению ФАС установленная группой компаний «Промсорт» цена на арматуру превышает сумму необходимых для ее производства и реализации расходов и прибыли, в связи с чем было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Доминирующим на рынке компаниям были направлены запросы информации об обоснованности установленных ими цен.

6.    ФАС России было возбуждено дело в отношении ОАО «Верхнебаканский цементный завод» и АО «Новоросцемент», входящих в группу лиц «Газметаллпроект»

В рамках мониторинга цен на строительные материалы ФАС было установлено, что темпы роста цен на цемент компаний в I полугодии 2023 г. превышали темпы роста цен аналогичного периода прошлого года. При этом установленные в I полугодии 2023 г. цены превышали сумму необходимых расходов и прибыли для производства и реализации цемента.

Ведомством также было установлено, что группа лиц «Газметаллпроект» является крупнейшим производителем цемента в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах и занимает доминирующее положение на этом рынке.

7.    ФАС России было возбуждено дело в отношении АО «Уральская сталь»

По мнению службы в действиях общества имеются признаки установления и поддержания монопольно высокой цены на два вида заготовки, необходимых для производства цельнокатаных колес.

По результатам анализа состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке ФАС было установлено, что компания занимает на нем доминирующее положение. По данным службы с конца 2022 г. рост цен на заготовку составил более 40% при незначительном изменении себестоимости.

8.    ФАС России признала ООО «Аэропорт Емельяново» нарушившим антимонопольное законодательство (решение и предписание от 07.03.2023 г. по делу № 03/01/10-26/2022)

Было установлено, что общество злоупотребило своим доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора в данном аэропорту.

III.        Большое внимание было уделено сфере рекламы в связи с введением с 01.09.2023 г. штрафов за отсутствие маркировки интернет-рекламы

1.    С 01.09.2023 г. вступили в силу следующие положения об административной ответственности за нарушения в сфере маркировки рекламы:


Правовая норма

Субъект ответственности

Размер штрафа

ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ

Неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанности по предоставлению информации или обязанности по обеспечению предоставления информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе в Роскомнадзор в соответствии с законодательством о рекламе

или

нарушение установленных сроков исполнения таких обязанностей,

или

предоставление в Роскомнадзор при исполнении таких обязанностей неполной, недостоверной, неактуальной информации.

гражданин

от 10 до 30 тыс. руб.

должностное лицо

от 30 до 100 тыс. руб.

юридическое лицо

от 200 до 500 тыс. руб.

ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ

Распространение рекламы в сети «Интернет» без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы

или

нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в сети «Интернет».

гражданин

от 30 до 100 тыс. руб.

должностное лицо

от 100 до 200 тыс. руб.

юридическое лицо

от 200 до 500 тыс. руб.

ч. 17 ст. 14.3 КоАП РФ

Неисполнение оператором рекламных данных обязанности по передаче предоставленной ему в соответствии с законодательством о рекламе информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе в Роскомнадзор

или

несоблюдение оператором рекламных данных установленного порядка взаимодействия с указанным органом,

или

предоставление оператором рекламных данных в указанный орган неполной, недостоверной, неактуальной информации,

или

нарушение оператором рекламных данных установленных требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядку и срокам его присвоения, хранения и предоставления в указанный орган.

должностное лицо

от 100 до 200 тыс. руб.

юридическое лицо

от 300 до 700 тыс. руб.


2.    На официальном сайте ФАС России был создан специальный раздел «РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТЕ»[2], в котором служба отвечает на часто задаваемые вопросы, а также выкладывает иную полезную информацию и примеры.

3.    На официальном сайте ФАС России также были опубликованы руководства по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы[3], в которые фактически вошло большинство позиций службы, изложенных ей ранее в более чем 230 письмах с разъяснениями, признанных недействующими в соответствии с письмом ФАС России от 02.12.2022 № МШ/109196-ПР/22

«О направлении информации».

4.    Решение Нижегородского УФАС от 25.10.2023 г. по делу № 052/05/18.1-2159/2023

Информация, размещенная в нескольких постах в Telegram-канале «Мой Нижний Новгород - https://t.me/moynnov», была признана рекламой, поскольку в данных постах размещались призывы к подписке на сторонние Telegram-каналы. УФАС установило факт отсутствия в данных публикациях пометки «реклама», что было признано нарушением ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе.

Представитель Нижегородского УФАС, отвечая на вопросы СМИ, сообщил, что материалы дела будут переданы в Роскомнадзор в связи с отсутствием в постах идентификаторов рекламы.

IV.        Конституционный Суд РФ и Верховный суд РФ не оставили без внимания сферу антимонопольного регулирования

1.    Постановление Конституционного суда РФ от 19.04.2023 г. по делу о проверке конституционности ч. 1 и п. «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ, а также п. 1 примечаний к данной статье в связи с жалобой гражданина С.Ф. Шатило

КС РФ поддержал позицию ФАС России об определении дохода от картелей: он определяется исходя из цены контракта, заключенного участником картеля, без ее уменьшения на размер каких-либо расходов, в т. ч. произведенных или планируемых в связи с исполнением такого контракта.

2.    Постановление Конституционного суда РФ от 30.03.2023 г. по делу о проверке конституционности ч. 8 ст. 11 и п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой акционерных обществ «Специализированный Застройщик «Кошелев-проект Самара» и «Кошелев-проект»

Проверке конституционности подверглась ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, в которой раскрывается понятие контроля для целей ст. 11, 11.1 и 32 Закона о защите конкуренции. КС РФ указал, что расширительное толкование данной нормы «позволяло бы, в частности, имитировать существование контроля созданием совокупности указывающих на него фиктивных признаков и использовать в дальнейшем предполагаемый фактический контроль для преодоления запрета картельных соглашений на торгах, что в конечном счете препятствовало бы достижению целей антимонопольного регулирования».

3.      Верховный суд РФ подтвердил законность позиции ФАС о необходимости оценки ценовых предложений участников закупки вне зависимости от применяемой ими системы налогообложения

Письмо ФАС России от 22.08.2018 № АД/66562/18 «По вопросу установления требований, к участникам, применяющим различные системы налогообложения (уменьшение или увеличение предложенной максимальной начальной цены на сумму НДС)» признано законным и соответствующим Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом, ВС РФ поддержал позицию службы о том, что оценка госкомпаниями ценовых предложений участников закупки исходя из их приведения к единому базису (без НДС) изначально ставит предпринимателей, правомерно применяющих различные системы налогообложения, в неравное положение, что ведет к дискриминации и созданию преимущественных условий для участников на общей системе налогообложения.

V.        Были осуществлены значимые сделки на рынке розничной торговли продовольственными товарами

1.    Решение ФАС России от 19 июня 2023 г. № ГМ/48067/23 по результатам рассмотрения ходатайства ООО «Корпоративный центр ИКС 5» (X5 Group) о получении предварительного согласия на приобретение доли в размере 100% в уставном капитале ООО «Виктория Балтия», а также предписание службы от 19 июня 2023 г. № ГМ/48068/23

В ходе рассмотрения ходатайства было установлено, что доля ООО «Корпоративный центр ИКС 5» превысила 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за 2022 г. в границах городского округа Долгопрудный Московской области.

ФАС России удовлетворила ходатайство ООО «Корпоративный центр ИКС 5», приняв во внимание следующее:

§ заключение договора уступки прав и обязанностей по долгосрочному договору аренды нежилого помещения, согласно которому торговый объект в границах городского округа Долгопрудный Московской области, посредством которого ООО «Виктория Балтия» осуществляло розничную торговлю продовольственными товарами, был исключен из перечня торговых объектов, находящихся в пользовании общества;

§ готовность ООО «Корпоративный центр ИКС 5» в случае совершения сделки в инициативном порядке принять на себя дополнительные социальные обязательства.

ФАС России путем выдачи соответствующего предписания обязала общества совершить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции:

1)       ООО «Корпоративный центр ИКС 5» и лицам, входящим с ним в одну группу лиц, ООО «Виктория Балтия» и лицам, входящим с ним в одну группу лиц, до совершения заявленной в ходатайстве сделки обеспечить прекращение использования в целях осуществления торговой деятельности и сохранение возможности такого использования третьими лицами, не входящими в группу лиц с каким-либо из указанных обществ, торговых объектов, расположенных в границах городского округа Долгопрудный Московской области, посредством которых ООО «Виктория Балтия» осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами, в целях соблюдения требований ч. 1 ст. 14 Закона о торговле.

2)       ООО «Корпоративный центр ИКС 5» и лицам, входящим с ним в одну группу лиц, ООО «Виктория Балтия» и лицам, входящим с ним в одну группу лиц, не осуществлять действий, направленных на создание дискриминационных условий, препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка хозяйствующих субъектов, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, навязывание хозяйствующим субъектам невыгодных условий договора на рынках торговли продовольственными товарами.

3)       ООО «Корпоративный центр ИКС 5» и лицам, входящим с ним в одну группу лиц, ООО «Виктория Балтия» и лицам, входящим с ним в одну группу лиц, обеспечить исполнение всех заключенных ООО «Виктория Балтия» и лицами, входящими с ним в одну группу лиц, краткосрочных и долгосрочных контрактов, договоров, действующих на дату совершения сделки.

4)       ООО «Корпоративный центр ИКС 5» и лицам, входящим с ним в одну группу лиц, ООО «Виктория Балтия» и лицам, входящим с ним в одну группу лиц, обеспечить исполнение взятых на себя дополнительных социальных обязательств, а именно:

a.    В течение 1 г. с момента совершения сделки установить предельный уровень торговых наценок в размере, не превышающем 10% от цены приобретения товара, не менее чем на одну товарную позицию в каждой из категорий продовольственных товаров, входящих в Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530.

b.    В течение 1 г. с момента совершения сделки установить предельный уровень торговых наценок в размере, не превышающем 5% от цены приобретения товара, не менее чем на одну товарную позицию в каждой из следующих категорий продовольственных товаров: кефир, молоко питьевое, масло сливочное, творог, капуста белокачанная, картофель, лук репчатый, морковь, свекла, сахар-песок, хлеб и булочные изделия.

c.    Не взимать вознаграждение за оказание маркетинговых услуг и приобретение определенного количества указанных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего предписания товаров, а также не предъявлять требования к упаковке, весу и сорту таких товаров (за исключением случаев, когда это предусмотрено законодательством РФ).

5)       О совершении заявленной сделки проинформировать ФАС России в пятидневный срок с момента ее совершения.

X5 Group сообщила ФАС России о регистрации сделки и отчиталась о первых результатах исполнения предписания службы.

2.    Решение ФАС России от 10 апреля 2023 г. № КТ/27169/23 по результатам рассмотрения ходатайства ООО «Корпоративный центр ИКС 5» (X5 Group) о получении предварительного согласия на приобретение доли в размере 100% в уставном капитале ООО «Тамерлан» (торговые сети «Покупочка», «ПокупАЛКО», «Га-га») с выдачей предписания

В ходе рассмотрения ходатайства было установлено, что в случае осуществления заявленной сделки совокупная доля групп лиц ООО «Корпоративный центр ИКС 5» и ООО «Тамерлан» на рынке розничной торговли продовольственными товарами в границах ряда административно-территориальных образований может составить более 25%, при этом в некоторых и более 35%.

ФАС России удовлетворила ходатайство ООО «Корпоративный центр ИКС 5» с выдачей предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, приняв во внимание готовность ООО «Корпоративный центр ИКС 5» в случае совершения сделки в инициативном порядке принять на себя дополнительные социальные обязательства.

Предписанием службы, в частности предусматривалась необходимость совершения следующих действий:

§ Распространение на приобретаемые торговые сети всех социальных ценовых обязательств группы лиц X5 Group.

§ ООО «Корпоративный центр ИКС 5» и ООО «Тамерлан» должны до 10.04.2024 г. снизить до 35% долю от общего объема оборота продовольственных товаров в муниципальных образованиях, где в результате сделки она может быть превышена. При этом за Х5 Group сохраняется возможность продать или передать торговые точки третьим лицам.

§ ООО «Корпоративный центр ИКС 5» необходимо исполнить все заключенные приобретаемым обществом договоры.

§ По ряду продовольственных товаров торговые сети не будут предъявлять производителям особые требования к упаковке, весу и сорту, а поставщикам этих продуктов не придется платить магазинам вознаграждение за их реализацию.

VI.        Компании поддержали инициативу ФАС России по соблюдению принципов ответственного ценообразования путем фиксирования цен на определенные товары

1.    С 17.08.2023 г. группа М.Видео-Эльдорадо зафиксировала цены на бытовую технику и электронику из начального и среднего ценовых сегментов в категориях повседневного использования: ноутбуки, мобильные телефоны, климатическая техника и т.д.

Данная программа была реализована в более чем 370 российских городах в течение 2 месяцев и предусматривала возможность продления. Её условия распространялись на покупки как в онлайн-магазине, так и в розничных магазинах.

2.    Интернет-магазин электроники и бытовой техники «Ситилинк» зафиксировал на уровне июня 2023 г. цены на 10 категорий товаров: наиболее популярные модели телевизоров, холодильников и т.д., о чем уведомил ФАС соответствующим письмом сообщив также, что, помимо этого, регулярно проводит для потребителей сезонные ценовые акции и распродажи. При этом «Ситилинк» гарантировал наличие в магазинах товаров с зафиксированными ценами.

Программа действовала до 22.09.2023 г. и предусматривала возможность продления.

3.    Компания «DNS» зафиксировала предельные цены на 100 позиций техники и электроники, преимущественно производимых в России и пользующихся постоянным спросом у покупателей.

Программа действовала до конца октября 2023 г. в 1177 населенных пунктах присутствия магазинов с возможностью продления.

4.    Магазины «ATAK» и «АШАН» продлили добровольные обязательства по ограничению наценок на 2023 г.

ФАС России был предоставлен перечень из более чем 2 500 позиций востребованных потребителями товаров из 4 групп (хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, сахар песок и «борщевой набор») с ограниченными предельными торговыми наценками с разбивкой по регионам.

VII.        ФАС России внимательно следит за достаточностью регулирования деятельности маркетплейсов инструментами «soft law»

1.    Заседание Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в области информационных технологий от 21.04.2023 г.

На заседании обсуждались практики цифровых платформ на их соответствие Принципам взаимодействия участников цифровых рынков в связи с поступающими в ФАС обращениями граждан.

Было отмечено, что недостижение целей саморегулирования и систематическое нарушение положений указанных принципов кем-либо из участников может являться основанием для проработки вопроса о введении государственного регулирования отдельных сфер деятельности цифровых платформ.

2.    Подписаны и опубликованы Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с владельцами пунктов выдачи заказов

Документом установлены базовые условия по взаимодействию маркетплейсов с владельцами ПВЗ (добросовестные практики).

Стандарты были подписаны 10.10.2023 г.:

§ ООО «Вайлдберриз» (Wildberries);

§ ООО «Интернет Решения» (OZON);

§ ООО «Яндекс» (Яндекс.Маркет);

§ Ассоциацией участников рынка электронной коммерции (АУРЭК);

§ Ассоциацией компаний Интернет-торговли (АКИТ);

§ Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства (ОПОРА РОССИИ).

3.    Заседание Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в области информационных технологий от 16.10.2023 г.

Обсуждался вопрос необходимости вывести маркетплейсы из-под моратория на проверки IT-компаний, а также старые проблемы, связанные с деятельностью маркетплейсов, решение которых пока не удается получить путем использования инструментов «soft law».

4.    Антимонопольные органы БРИКС работают над Модельными принципами и стандартами деятельности участников цифровых рынков.

VIII.        Продолжающаяся цифровизация процессов

1.    Представление в ФАС ходатайств или уведомлений в электронной форме теперь осуществляется посредством портала «Госуслуги». Ранее данные действия совершались через официальный сайт ФАС России (Приказ ФАС России от 04.08.2023 № 522/23).

2.    Реестр недобросовестных участников земельных аукционов теперь ведется в электронном виде (Приказ Федеральной антимонопольной службы от 07.12.2022 № 938/22).

Реестр содержит сведения о недобросовестных участниках аукционов по продаже государственных или муниципальных земельных участков или аукционов на право заключения договора аренды таких участков.

3.    Конкурсы или аукционы на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, теперь проводятся в электронной форме (Приказ ФАС России от 21.03.2023 № 147/23).

4.    Правительственной комиссией по законодательной деятельности был одобрен отказ от создания информационно-аналитической системы гособоронзаказа (ИАС ГОЗ).

Поправками к соответствующему законопроекту № 1005078-7 предусматривается замена ИАС ГОЗ федеральным каталогом продукции для федеральных нужд, объектами которого будут исключительно товары, поставляемые по ГОЗу.

IX.        Операторы сотовой связи как обычно «под присмотром»

1.    В сентябре 2023 г. ФАС выдала «большой четвёрке» предупреждения об отмене платы за раздачу интернет-трафика с мобильных устройств.

Мегафон отменил соответствующую плату с 23 октября 2023 г., Теле2 и Билайн сообщили о планах по ее отмене в декабре. При этом компания МТС изначально уведомила службу, о том, что в ее действиях отсутствует ущемление интересов абонентов. Однако впоследствии изменила свою позицию и сообщила об отмене платы за раздачу интернет-трафика с мобильных устройств не позднее 29 февраля 2024 г.

2.      ФАС России было возбуждено дело в отношении ПАО «Мегафон» в связи с повышением тарифов на услуги связи в 2023 г. для более 8,2 млн абонентов в среднем на 10,24%. В качестве обоснования данных действий указывалось повышение роста затрат, однако данные финансовой отчетности ПАО «Мегафон» свидетельствовали о значительном снижении расходов общества и росте чистой прибыли. На основании этого ФАС России пришла к выводу, что оснований для повышения тарифов не было, а действия компании могут привести к ущемлению интересов потребителей.

X.        Активное использование ФАС института предостережения для недопущения увеличения цен

1.   ФАС России выдала предостережение председателю Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Краснодарского края.

Поводом для выдачи предостережения явилось цитирование СМИ его заявления о прогнозируемом росте цен на мясо свинины в ближайшее время.

2.   ФАС выдала предостережение гендиректору Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) в связи с публичным заявлением о росте цен на гречневую крупу в сентябре 2023 г.

Ведомство указало, что подобные заявления могут быть восприняты как побуждение к повышению цен участниками рынка, а также спровоцировать ажиотажный спрос со стороны потребителей.

3.   ФАС выдала предостережение совладельцу АО «Авиакомпания Азимут», совладельцу и председателю Совета директоров АО «Международный аэропорт «Внуково».

Ряд СМИ в июле процитировал его заявление с прогнозом роста цен на авиабилеты.

Служба указала, что подобные заявления могут быть восприняты как побуждение к действию по повышению цен компаниями, осуществляющими деятельность на рынке реализации авиабилетов и авиаперевозок.

XI.        Направленность деятельности ФАС на развитие биржевой торговли

Развитие биржевой торговли предусмотрено Национальным планом развития конкуренции на 2021-2025 гг.

1.    На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) были заключены первые биржевые сделки с сахаром из нового урожая сахарной свеклы. В качестве биржевого базиса поставки выступил «Сахарный завод Ленинградский», расположенный в Краснодарском крае.

По данным ФАС России ранее на заседании Биржевого комитета по развитию организованных торгов агропродукцией производители сахара вышли с инициативой взять на себя добровольные обязательства по реализации на бирже не менее 10% от произведенного ими сахара с начала производственного сезона 2023-2024 гг.

2.    Были проведены первые биржевые торги углем.

ФАС России считает, что реализация угля на бирже позволит создать рыночные индикаторы и условия для обеспечения прозрачности заключаемых сделок на поставку угольной продукции.

3.    ФАС России сообщила, что работа в части формирования биржевых индикаторов цен на уголь марок Д и ДГ продолжается.

4.    ФАС России направила нефтяным компаниям письмо, в котором рекомендовала учитывать поставки «франко-вагон станция отправления отп» в рамках минимальных объемов реализации нефтепродуктов на бирже.

5.    В планах АО «Национальная товарная биржа» запуск биржевых торгов молочными продуктами, мясом (птица, свинина) и промышленным маргарином.

6.    Объемы торгов масличными культурами, в частности соей, позволят в 2023 г. начать расчет биржевого индекса на этот продукт.

XII.        ФАС России пристально следит за тарифами

Статистика за 8 месяцев 2023 г.:

§ из тарифов было исключено 9,27 млрд руб. необоснованных средств;

§ с момента отмены моратория на проведение проверок ФАС России провела 65 контрольных мероприятий, 14 из которых совместно с Генеральной прокуратурой;

§ было выдано 107 предписаний об устранении выявленных нарушений.

1.    Постановление Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2023 года № 1869

По поручению ФАС России региональные управления смогут самостоятельно проводить внеплановые выездные и документарные проверки в сфере тарифов, при этом выносить акт по итогам проверки и контролировать его исполнение, как и прежде, будет центральный аппарат службы.

2.    ФАС России разработала проект постановления Правительства РФ об изменении сроков проведения тарифной кампании в сфере электроэнергетики, которым предусматривается перенос на более ранний срок тарифно-балансовых решений со стороны ФАС России и региональных регуляторов (ID проекта 01/01/04-23/00137500).

3.    ФАС России провела внеплановую проверку Министерства тарифной политики Красноярского края, в ходе которой выявила нарушения при установлении тарифов на электроэнергию для ООО «РСК сети» на 2021-2023 гг. Было выявлено отсутствие документов об обосновании расходов компании, которые были включены в тарифы.

Служба выдала министерству предписание о произведении дополнительного анализа и расчета расходов ООО «РСК сети».

4.    ФАС предписала регулятору республики Бурятия исключить из тарифов в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, установленных для 7 крупнейших регулируемых организаций на территории региона, 260 млн руб. необоснованных затрат.

5.    ФАС рассмотрела заявление ОАО ХБК «Шуйские ситцы» о разногласиях с Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области и отказала обществу во включении в утвержденный тариф затрат на дополнительные расходы.

Региональный тарифный орган установил объём необходимой валовой выручки в размере 2,2 млн руб., тогда как организация для включения в тариф расходов на транспортировку сточных вод посчитала экономически обоснованным ее размер в 22 млн руб.

6.    ФАС России удовлетворила заявление ООО «Щекинская ГРЭС» в ходе досудебного урегулирования разногласий между ним и Комитетом Тульской области по тарифам.

Служба выяснила, что региональный регулятор при установлении тарифов для общества на 2023 г. учел искусственно заниженный на 72% объем полезного отпуска реализации технического водоснабжения ввиду отсутствия поставок воды в адрес ОАО «Щекиноазот», однако ФАС России было установлено, что фактически поставка воды продолжилась.

Комитету Тульской области по тарифам было выдано предписание пересчитать объем реализации услуг для ООО «Щекинская ГРЭС» на 2023 г. с учетом выявленных обстоятельств. Исполнение предписания позволило снизить тариф на водоснабжение этой организации в Тульской области на 44% относительно ранее установленного тарифа на 2023 г.




[1] См. https://lkpconsult.ru/blog/stati/2707/


[2] См. https://fas.gov.ru/pages/reklama_v_internete




[3] См. https://fas.gov.ru/pages/obyazatel_trebovaniya


Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
ЛКП
05.11.2024

Российская налоговая система переживает трансформацию. Традиционная практика массовых выездных налоговых проверок постепенно уходит в прошлое, уступая место более технологичным и аналитическим методам контроля. Эта тенденция, набирающая всё большие обороты, основана на переходе к активному использованию предпроверочного анализа данных налогоплательщиков.


ЛКП
05.11.2024

В начале 2024 года ФНС опубликовала статистический отчет, согласно которому в 2023 году в ходе выездных проверок объем доначисленных налогов (без учета штрафов и пеней) составил 301,4 млрд руб. По сравнению с 2022 годом показатель снизился на 31% с 435,7 млрд руб.

ЛКП
05.11.2024

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации был принят Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, в соответствии с которым проводится так называемая «налоговая амнистия для дробления».


Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм