1. Получить статус резидента ОЭЗ станет проще
3. ЦБ РФ опубликовал положение о платформе цифрового рубля
5. Расширен список не облагаемых налогом на прибыль доходов
6. ФНС России [Юр3] опубликовала обзор основных положений Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ по вопросам налогообложения имущества, а также земельных участков.
1. Получить статус резидента ОЭЗ станет проще
Упрощен[1] порядок получения статуса резидента особой экономической зоны, также изменены механизмы создания и схемы управления ОЭЗ.
Закон предусматривает вместо множественных соглашений между инвестором, регионом и Минэкономразвития одно соглашение. Это позволит упростить подготовительные процедуры.
Также меняется схема финансирования создания ОЭЗ, расширяется перечень разрешенных видов деятельности на территориях ОЭЗ, упрощается порядок получения статуса резидента ОЭЗ.
Вместо бизнес-планов нужно предоставить инвестпроекты, которые являются упрощенной формой бизнес-планов.
Кандидатура резидента будет рассматриваться регионом без участия экспертного и наблюдательного совета. Такая гибкость механизма позволит принимать решение по инвестору за 15 дней.
Устанавливается необходимость разработки Минэкономразвития порядка оформления и подачи заявки на расширение ОЭЗ.
Также в документе закреплена возможность ликвидации ОЭЗ в случае признания ее деятельности неэффективной в течение пяти лет подряд. При этом первая оценка эффективности функционирования ОЭЗ проводится не ранее чем через два года после ее создания.
Закон предусматривает изменения в классификации ОЭЗ: вместо промышленно-производственных и технико-внедренческих будут промышленно-технологические зоны.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
При этом в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона действует переходный период.
Определено, в числе прочего, что соглашения о создании ОЭЗ, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с внесенными изменениями до окончания переходного периода.
2. Топ-5 налоговых споров для ИП: Можно ли применять общий режим без отказа от УСН? Нужно ли включать в доходы компенсацию арендаторами расходов за коммунальные услуги? Вправе ли налоговики определять доходы от подаренного родственником имущества исходя из цены по договору?
1) Применение ОСН без отказа от спецрежима
ИП с момента регистрации применял УСН. С января 2021 года он стал оформлять первичку и счета-фактуры с НДС, сдавать отчетность по ОСН. Уведомление об отказе от спецрежима предприниматель подал лишь в декабре 2021 года.
В декларации по НДС за III квартал 2021 года ИП заявил вычет по НДС. Инспекция ему отказала и доначислила налог. Она сочла, что тот обязан применять УСН, так как от нее он вовремя не отказался.
АС Западно-Сибирского округа контролеров не поддержал[2]:
-
налогоплательщик применяет УСН и возвращается к ОСН сам;
-
заявление о применении УСН носит уведомительный характер;
-
до начала применения спецрежима налогоплательщик вправе без согласия инспекции изменить свое решение и остаться на ОСН;
-
важно то, каков режим налогообложения ИП с начала налогового периода;
-
инспекция приняла декларации по НДС за I и II кварталы 2021 года, нарушений не нашла. Значит, она признала переход на ОСН;
-
отчетность по УСН предприниматель не подавал.
2) Возмещение стоимости коммунальных услуг арендаторами
Предприниматели получали от арендаторов компенсацию расходов за коммуналку. Суммы в доходах при исчислении налога по УСН они не учитывали.
Контролеры и АС Поволжского округа с таким подходом не согласились[3]:
-
налогоплательщик как агент заключил договоры с коммунальщиками от своего имени, а не от имени арендаторов-принципалов;
-
ИП платил поставщикам от своего имени и в своих интересах, договоры с коммунальщиками он заключил до подписания агентских договоров и появления отношений с принципалами;
-
по договору аренды предприниматель сам и за свой счет нес эксплуатационные и иные расходы для работы здания и его поддержания;
-
арендодатель предоставлял имущество в состоянии, соответствующем его назначению. Оплата коммунальных услуг — затраты, которые нужны для деятельности по получению дохода от сдачи имущества в аренду.
3) Безвозмездное получение имущества от взаимозависимого лица
ИП получил от дочери недвижимость по договору дарения. Стоимость имущества предприниматель в состав доходов не включил. Налоговый орган доначислил УСН и взносы, включив суммы из договоров дарения: недвижимость использовалась в предпринимательской деятельности.
АС Волго-Вятского округа согласился[4] с инспекцией, что цену безвозмездно полученного имущества надо включить в доходы. Однако доначисление налога и взносов отменил, поскольку налоговики не установили рыночную цену недвижимости.
Суд отклонил довод инспекции о возможности применять п. 3 ст. 105.3 НК РФ, по которому при определении налоговой базы цену, указанную в договоре дарения, считают рыночной. Договоры дарения безвозмездные, цену по ним стороны не использовали, оплаты не было. По ГК РФ ценой по соглашению сторон руководствуются в возмездном договоре. Кроме того, по НК РФ под рыночными понимают цены, которые действуют в сделках между невзаимозависимыми лицами.
Анализируя судебную практику[5] стоит отметить, что в ситуации дарения недвижимости ИП на УСН, если стороны являются взаимозависимыми, то ИП-получатель включает в состав дохода по УСН рыночную стоимость объектов недвижимости, подтвержденную отчетом оценщика и определенную на момент регистрации договора дарения недвижимости. Кадастровая стоимость в случае, если ИП на УСН не используется[6]. При этом именно на ИП лежит обязанность по проведению оценки с целью определения дохода[7].
4) Продажа имущества, которое физлицо купило до регистрации ИП
До постановки на учет как ИП физлицо купило нежилое помещение. Через 12 лет оно его продало также как физлицо. Доходы от реализации в налоговой базе по УСН предприниматель не отразил.
АС Поволжского округа поддержал[8] налоговиков, которые доначислили налог по спецрежиму:
-
недвижимость использовали в предпринимательской деятельности, она имела статус нежилого помещения;
-
ИП получал выручку от сдачи имущества в аренду, учитывал этот доход при налогообложении по УСН;
-
предприниматель не доказал, что помещение можно использовать в иных целях (для личных, семейных, бытовых потребностей), кроме предпринимательской деятельности.
ВС РФ отказал[9] в пересмотре дела.
5) Расчет базы по ПСН по не вступившему в силу закону
Предприниматели получили патент на применение ПСН в следующем году. Они посчитали, что налоговики неверно рассчитали годовой возможный доход по закону, который не вступил в силу на момент выдачи патента.
АС Московского округа[10] в действиях контролеров нарушений не усмотрел:
-
патент выдали на будущий период, дата начала его действия совпадает с вступлением закона в силу;
-
дата выдачи патента и дата начала его действия не были тождественны;
-
ИП вправе до даты начала действия патента отказаться от него, однако они этого не сделали.
ВС РФ пересматривать дела не стал[11].
3. ЦБ РФ опубликовал [Юр1] положение о платформе цифрового рубля
Согласно правилам у физлица, организации или ИП может быть только 1 счет цифрового рубля. ЦБ РФ открывает счет пользователю по его обращению. Это происходит с помощью клиентского приложения.
Многие нормы масштабного документа[12] вступили в силу с 11 августа 2023 года. Однако применять их нужно пока лишь участникам пилотного проекта по запуску операций с цифровыми рублями. Регулятор установил и ряд других правил, в т.ч. порядок урегулирования споров и разногласий.
Среди общих положений отметим такое: платформа цифрового рубля должна работать круглосуточно и ежедневно. Выходные, нерабочие праздничные дни, а также нерабочие дни с сохранением зарплаты не исключение.
В числе требований к участникам платформы (например, российским банкам) и ее пользователям (физлицам, ИП и организациям) есть следующие:
- чтобы физлицам и ИП открыть счет цифрового рубля, им нужно иметь учетную запись в ЕСИА и лично получить ключ простой ЭП. Физлицам и ИП надо соблюдать это требование и для совершения операций с такими рублями;
- прежде чем начать пользоваться платформой, клиенты должны пройти идентификацию по антиотмывочному закону и получить в удостоверяющем центре сертификат ключа проверки ЭП;
- пользователи составляют, удостоверяют и передают распоряжения об операциях с цифровыми рублями через клиентские приложения. Речь идет о программах для смартфонов и об ином софте дистанционного банковского обслуживания;
- участники предоставляют доступ к платформе только своим клиентам, которым ведут банковские счета или кошельки электронных денег.
Определены тарифы по операциям с цифровым рублем.
Центробанк определился[13] с размером комиссий на операции с цифровым рублем. До 01.01.2025 они будут нулевыми для всех и во всех случаях.
В дальнейшем переводы между физлицами так и останутся бесплатными.
Например, за перевод цифровых рублей физлицами в пользу юрлиц комиссию должны будут платить организации-получатели - 0,3% от суммы перевода, но не более 1 500 руб. за 1 перевод. При этом для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, устанавливается отдельный тариф - 0,2% от суммы перевода, но не более 10 рублей.
За переводы между юрлицами будут брать 15 руб. за 1 перевод. Платит та компания, которая перечисляет средства.
Каждый человек или компания смогут открыть один счет цифрового рубля (цифровой кошелек) на платформе Банка России. Сделать это можно будет бесплатно. Точно так же не нужно будет платить никаких комиссий за пополнение таких кошельков со своих банковских счетов или за операции по переводу цифровых рублей из кошельков на счета в банках.
Напоминаем, что Банк России в августе начинает пилотный проект с реальными цифровыми рублями с участием ограниченного числа клиентов 13 банков. Он будет проходить в несколько этапов в 2023 и 2024 годах. Введение цифрового рубля в широкий оборот предполагается начать постепенно с 2025 года.
4. Даниил Егоров[Юр2] подвел итоги налоговых поступлений за первое полугодие на встрече с председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным.
За шесть месяцев 2023 года в бюджет поступило 21,7 трлн рублей, что на 4%, или на 743 млрд рублей, больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поступления в региональные бюджеты составили плюс 8%. Итоги работы налоговых органов в 2023 году на встрече с председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным подвел руководитель ФНС России Даниил Егоров.
Он также отметил рост ненефтегазовых доходов — плюс 7%, или 1 трлн рублей. Поступления НДС выросли на 12%, налога на прибыль на 5%, НДФЛ – 4,6% и страховых взносов – более чем на 11%.
Подводя предварительные итоги внедрения Единого налогового счета, Даниил Егоров рассказал, что в настоящее время открыты 56 млн личных кабинетов для всех категорий налогоплательщиков. Кроме того, благодаря слаженной работе с Минфином, Правительством и Госдумой оперативно внесены необходимые корректировки.
Отмечена польза от нововведения в части приоритетного порядка зачисления в бюджеты субъектов НДФЛ для плательщиков: в этом случае по ним не будет штрафов, так как он идёт первым платежом. Более того, сейчас подготовлены поправки, которые позволяют налогоплательщикам без усиленной подписи подавать уведомления. «Это институт, который был необходим для того, чтобы обеспечить равномерное поступление доходов в региональные бюджеты», — добавил глава ФНС России.
Кроме того, принят закон, который позволит предпринимателям уменьшать сумму налога по УСН и ПСН на страховые взносы сразу при начислении, а не при уплате как сейчас.
5. Расширен список не облагаемых налогом на прибыль доходов
С 31 августа 2023 года скорректирован[14] перечень доходов, не учитываемых организациями при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, в него включены суммы прекращенных в 2022-2023 годах обязательств по договорам займа, договорам купли-продажи акций российских компаний, заключенных с иностранными компаниями, по которым приняты решения о прощении долга, а также по оплате права требования по обязательствам, вытекающим из этих договоров, при принятии решения о прощении такого обязательства. Кроме того, не учитываются и доходы, связанные с выплатой иностранному участнику ООО действительной стоимости доли при выходе или исключении в судебном порядке в указанные периоды из состава участников.
А также не учитываются и доходы в виде замещающих облигаций, полученных в результате обмена облигаций иностранных организаций (еврооблигаций). Но эта норма применяется держателями еврооблигаций, если последние принадлежали им на праве собственности или ином вещном праве на 1 марта 2022 года.
Еще один вид дохода, не учитываемый при расчете налога на прибыль – доходы в виде имущества, имущественных прав, результатов работ, услуг, безвозмездно полученных организацией в случае, если российским законодательством на нее возложена обязанность по принятию в собственность такого имущества, имущественных прав, результатов работ, услуг.
6. ФНС России [Юр3] опубликовала обзор основных положений Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ по вопросам налогообложения имущества, а также земельных участков.
В отношении изменений, вступающих в силу с 2024 года в части налога на имущество организаций ФНС, указала на следующие особенности:
-
расширили перечень видов недвижимости, налоговую базу по которым определяют как кадастровую стоимость. В него включили[15] многоквартирные и наемные дома. ФНС отметила, что у регионов сохраняется право включить указанные объекты в состав налогооблагаемых, предусмотрев соответствующую норму в своих региональных законах.
-
также с 2024 года по имуществу личного фонда, а именно жилым помещениям, гаражам, машино-местам установлена[16] предельная максимальная ставка в размере 0,3 % от кадастровой стоимости по объектам кадастровая стоимость каждого из которых составляет или менее 300 млн рублей. Ставку в пределах обозначенного лимита установит регион самостоятельно.
-
до 2026 года продлена предельная налоговая ставка в размере, не превышающем 1,6 процента, в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
-
в случае гибели или уничтожения объекта недвижимости налог прекратит начисляться на основании сведений, полученных налоговыми органами в случае, если налогоплательщик самостоятельно об это не заявит.
-
с 2024 года на месяц, а именно до 25 февраля сокращен срок представления налоговой декларации. Таким образом в 2024 году налогоплательщикам не придется подавать уведомление в отношении годового налога, как они это делали в 2023 году.
В части изменений с 2024 года по земельному налогу ФНС обозначила в том числе следующие моменты:
- в отношении земельного участка занятом жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса применяется пониженная ставка в размере не более 0,3%, однако если на таком земельном участке, располагаются иные объекты недвижимости, то участок в соответствующей части облагается по общей ставке налога 1,5%. Для этого налогоплательщик должен будет представить уведомление о площади земельного участка, приходящегося на этот объект недвижимости, и приложить подтверждающие документы. Если такое уведомление не будет представлено, то налоговый орган сам должен рассчитать площадь участка. Напомним, что данная ситуация в настоящий момент относится к неурегулированной нормами НК РФ и разрешалась[17] на уровне судебных споров;
- установлены особенности применения повышающего коэффициента при исчислении налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и (или) юридическими лицами для осуществления жилищного строительства на основании договора о комплексном развитии территории;
- установлены условия применения повышающего коэффициента при исчислении налога в случае, если разрешенное использование земельных участков, предусматривающее жилищное строительство или индивидуальное жилищное строительство, установлено после государственной регистрации прав на данные участки;
- изменены условия прекращения применения повышающего коэффициента при исчислении налога в случае государственной регистрации прав на построенные жилой дом (многоквартирный дом) или на любое помещение в указанном доме.
Также ФНС поручила[18] территориальным налоговым органам в числе прочего:
- информировать финансовые органы субъектов Российской Федерации в целях приведения законов субъектов РФ о налоге на имущество организаций в соответствие с принятым Законом;
- подготовиться с 2024 года к информационному взаимодействию с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль в рамках реализации пункта 18 статьи 396 Кодекса, а именно с целью получения информации о случаях выявления факта использования в предпринимательской деятельности земельного участка предназначенного для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, либо о выявленных нарушениях в связи с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка.
- с 2024 года быть готовыми к информационному взаимодействию с органами, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство жилых домов (многоквартирных домов) на земельных участках, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и (или) юридическими лицами для осуществления жилищного строительства на основании договора о комплексном развитии территории в части реализации положений пункта 21 статьи 396 Кодекса. В отношении таких участков исчисление суммы земельного налога будет производиться начиная с даты выдачи разрешения на строительство жилых домов (многоквартирных домов).
[1] Федеральный закон от 04.08.2023 N 448-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
[2] Постановление АС Западно-Сибирского округа от 03.05.2023 по делу N А70-15501/2022
[3] Постановление АС Поволжского округа от 19.01.2023 по делу N А65-14411/2022
[4] Постановление АС Волго-Вятского округа от 25.01.2023 по делу N А28-8623/2021
[5] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2020 N 08АП-10347/2020 по делу N А70-7735/2020, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2021 N Ф04-6192/2020 данное Постановление оставлено без изменения)
[6] п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)
[7] Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 N 17АП-15498/2018-АК по делу N А50П-1045/2017
[8] Постановление АС Поволжского округа от 22.03.2023 по делу N А65-23571/2022
[9] Определение ВС РФ от 26.05.2023 N 306-ЭС23-7568
[10] Постановления АС Московского округа от 30.01.2023 по делу N А40-72307/2022, от 20.01.2023 по делу N А40-27164/2022
[11] Определения ВС РФ от 20.04.2023 N 305-ЭС23-6009, от 19.04.2023 N 305-ЭС23-4893
[12] Положение Банка России от 03.08.2023 N 820-П "О платформе цифрового рубля" (вместе с "Порядком урегулирования споров и разногласий")
[13] Решение Совета директоров Банка России от 03.08.2023 "О тарифах на услуги оператора платформы цифрового рубля (Оператор) для пользователей платформы цифрового рубля (Платформа), размерах вознаграждений, выплачиваемых Оператором участникам Платформы, максимальных значениях размера платы, взимаемой участниками Платформы с пользователей Платформы"
[14] Федеральный закон от 31 июля 2023 г. № 389-ФЗ
[15] П. 105 ст. 2, Федеральный закон от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
[16] пункт 1.2 статьи 380 НК РФ в редакции Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ
[17] <Письмо> ФНС России от 31.05.2023 N БВ-4-7/6781 <О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда
[18] <Письмо> ФНС России от 31.07.2023 N БС-4-21/9762@