1. Правительство внесло в Госдуму поправку о зачислении налога на сверхприбыль бизнеса целиком в федеральный бюджет
Правительство внесло в Госдуму законопроект[1], подразумевающий зачисление будущего налога на сверхприбыль бизнеса за последние несколько лет в федеральный бюджет.
Законопроект предлагает внести пакет поправок в Бюджетный кодекс. Только часть их них касается налога на сверхприбыль бизнеса. В пояснительной записке говорится, что разработка законопроектов о налоге на сверхприбыль обусловлена «текущей экономической ситуацией», а также тем фактом, что в 2021 и 2022 годах наблюдался «достаточно высокий уровень конъюнктурных доходов в некоторых отраслях экономики».
Там же указано, что поступления за налоговый период 2024 года в федеральный бюджет ожидаются в размере примерно 300 млрд рублей.
2. Правительству поручено[2] обеспечить направление добровольных взносов в бюджет от продажи иностранцами активов на поддержку развития российской промышленности
Речь идет о средствах, полученных в результате уплаты в федеральный бюджет добровольных взносов при совершении сделок по отчуждению активов в сфере промышленности и торговли, принадлежащих иностранным резидентам, связанным с недружественными государствами, в части, касающейся взносов, рассчитанных от сумм сделок, представляемых Минпромторгом.
3. ФНС информирует[3] о предоставлении дорожной карты по переходу на новый формат информационного взаимодействия при проведении налогового мониторинга
Организациям, планирующим переход на налоговый мониторинг с 2024 года, рекомендуется представить дорожную карту до 1 июля 2023 года.
Для компаний с госучастием предоставление дорожной карты обязательно, она должна быть согласована с центральным аппаратом ФНС России.
Сообщается, что дорожная карта должна содержать порядок подготовки и обсуждения с налоговым органом регламента информационного взаимодействия, информацию об организации системы внутреннего контроля, рисках и контрольных процедурах, сроки демонстрации и тестирования информационного взаимодействия, а также сроки подготовки и представления документов в налоговый орган.
4. Минэкономразвития утвержден[4] перечень видов объектов туриндустрии для целей применения льготы по НДС
Утвержден перечень видов объектов туристской индустрии для целей применения налоговой ставки по НДС в размере 0 процентов, предусмотренной подпунктами 18 и 19 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
В утвержденном перечне поименованы 9 видов объектов туристской индустрии:
-
Гостиницы.
-
Кемпинги.
-
Объекты санаторно-курортного лечения и отдыха.
-
Горнолыжные трассы и горнолыжные комплексы.
-
Аквапарки.
-
Многофункциональные комплексы, включающие номерной фонд гостиниц и (или) санаторно-курортных организаций.
-
Входящие в состав многофункциональных комплексов, указанных в пункте 6 настоящего перечня, развлекательные комплексы (центры), и (или) спортивно-оздоровительные комплексы (центры), в том числе детские, и (или) конгресс-центры, и (или) яхт-клубы и яхтенные марины.
-
Стационарные объекты для организации обслуживания населения на территории пляжей, в том числе в составе многофункциональных комплексов, указанных в пункте 6 настоящего перечня.
-
Объекты общественного питания, входящие в состав объектов, указанных в пунктах 1 - 8 настоящего перечня.
Надо отметить, что применение ставки НДС объектами туриндустрии в размере 0% требует дополнительных усилий по ведению раздельного учета НДС по операциям, облагаемым по нулевой и общей ставкам[5], и по подтверждению права на применение ставки 0%, осуществлять которые гостиницы не всегда считают рациональным и окупаемым[6].
5. Минфин предлагает отменить инвестиционные льготы на иностранные ценные бумаги
Минфин предлагает оставить льготы по налогам с торговли акциями и облигациями только для российских бумаг и бумаг из стран — членов ЕАЭС. Это следует из поправок в Налоговый кодекс, которые министерство направило в правительство. Если поправки будут приняты, они вступят в силу с 1 января следующего года. При этом сохраняется условие о том, что такие бумаги должны обращаться на одной из российских бирж.
Как работает льгота на долгосрочное владение ценными бумагами в настоящий момент: если инвестор непрерывно владеет ценной бумагой три года и больше, он может оформить инвестиционный налоговый вычет. Льгота затрагивает доходы от всех бумаг, торгующихся на российских биржах, и паев открытых паевых инвестиционных фондов. Под действие льготы подпадают и бумаги иностранных эмитентов, обращающиеся на российских биржах.
Поправки в Налоговый кодекс, которые должны изменить порядок льгот на долгосрочное владение бумагами, Минфин внес в законопроект, который призван ввести ряд стимулирующих мер для новых ИИС третьего типа. В частности, министерство предложило давать налоговый вычет в размере до 30 млн руб. за долгосрочные инвестиции (от десяти лет с переходным периодом).
6. Методика списания безнадежной к взысканию задолженности по отдельным основаниям в условиях ЕНС
ФНС разъяснила[7] поэтапный порядок проведения мероприятий по отбору кандидатов и суммы задолженности к списанию в условиях ЕНС.
На первом этапе предоставляется доступ для списания сумм признанных безнадежными ко взысканию по основанию, предусмотренному в переходных моментах при введении системы ЕНС[8].
Списанию подлежит сумма, удовлетворяющая следующим условиям одновременно:
1) задолженность образовалась до 1 января 2023 года;
2) размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
3) отношении указанной задолженности судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа
Так списание задолженности по данному основанию имеет критически важное значение в переходный период для процессов[9] формирования и направления налогоплательщикам требований об уплате и применения мер взыскания задолженности УФНС России по субъектам РФ
[1] Проект Федерального закона N 375105-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году"
[2]
"Перечень
поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета"
(утв. Президентом РФ 04.06.2023 N Пр-1118ГС)
[3] <Информация> ФНС России "До 1 июля рекомендуется предоставить дорожную карту по переходу на налоговый мониторинг"
[4] Приказ Минэкономразвития России от 05.05.2023 N 302 "Об утверждении перечня видов объектов туристской индустрии" Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2023 N 73772
[5] абз. 3 п. 1 ст. 153 НК РФ, п. 10 ст. 165 НК РФ
[6] О необходимости такого раздельного учета см. в письмах Минфина России от 14.06.2022 N 03-07-11/56055, от 27.07.2022 N 03-07-15/73570
[7] Письмо ФНС России от 5 апреля 2023 г. № КЧ-4-8/4040
[8] пункт 11 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ
[9] Письмо ФНС России от 17.03.2023 N КЧ-4-8/3162@