Блок I. Предупреждения и дела ФАС России
Блок III. Нормативные правовые акты
Блок IV. Позиции судов высших инстанций
Блок I. Предупреждения и дела ФАС России
1. ФАС России выдала предупреждение ООО «Торговый дом «ФТК» в связи с необоснованным установлением различных цен на пропант
Служба провела анализ рынка и установила доминирующее положение общества. Согласно предупреждению в течение 60 дней после его получения общество должно направить в ведомство проект торговой политики по реализации магнезиально-кварцевого пропанта.
2. ФАС России возбудила дело в отношении АО «Орская нерудная компания» - крупнейшего производителя тугоплавкой глины
Служба установила, что общество занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и в 2022 г. увеличило цену на глину в 4 раза. При этом анализ показателей хозяйственной деятельности общества показал, что установленная им цена превышает сумму необходимых расходов и прибыли для производства и реализации.
3. После возбуждения дела в отношении АО «Орская нерудная компания» ФАС России также выдала предупреждение обществу за необоснованный отказ в поставке сырья
Общество, ссылаясь на возбуждение службой антимонопольного дела, заявило отдельным контрагентам о приостановке отгрузки сырья до окончания рассмотрения в отношении него дела и вынесения решения ФАС России.
Согласно позиции ведомства факт возбуждения антимонопольного дела не оказывает влияния на обычную хозяйственную деятельность организации, в связи с чем такие действия могут рассматриваться как экономически или технологически необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (нарушение, предусмотренное п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).
Обществу было выдано предупреждение о необходимости возобновить поставку сырья в течение 10 дней с момента его получения.
1. ФАС России удовлетворила ходатайство Х5 Group о приобретении 100% долей в уставном капитале ООО «Тамерлан» с выдачей предписания
-
ООО «Корпоративный центр ИКС 5» и ООО «Тамерлан» (торговые сети «Покупочка», «ПокупАЛКО», «Га-га») должны до 10.04.2024 г. снизить до 35% долю от общего объема оборота продовольственных товаров в муниципальных образованиях, где в результате сделки она может быть превышена.
-
Все заключенные ООО «Тамерлан» договоры должны быть исполнены.
-
По ряду продовольственных товаров торговые сети не будут предъявлять производителям особые требования к упаковке, весу и сорту. Поставщикам этих продуктов не придется платить магазинам вознаграждение за их реализацию.
-
Необходимо распространить действующие добровольные социальные обязательства Х5 Group на приобретаемые торговые сети: наценки на отдельные позиции продовольственных товаров в течение года с момента совершения сделки будут установлены на уровне не выше 10% от цены приобретения на одни категории товаров и не выше 5% - на другие категории.
Блок III. Нормативные правовые акты
1. Президент РФ подписал закон об уточнении правовых последствий недействительности сделок в отношении стратегических хозяйственных обществ*
Согласно данному закону, если недобросовестный иностранный инвестор установил незаконный контроль над российским стратегическим обществом (совершил ничтожную сделку), то в качестве одного из ее последствий суд может взыскать в доход государства акции стратегического общества и доходы иностранного инвестора, полученные в результате такой сделки. Также предусматривается возможность взыскания причиненных убытков и возмещения вреда с иностранного инвестора по иску стратегического общества.
Закон уточняет и расширяет понятие иностранного инвестора: к ним также отнесены граждане РФ, которые получили вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий их право на постоянное проживание в иностранном государстве.
* Федеральный закон от 28.04.2023 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (вступит в силу 09.05.2023 г.)
2. Президент РФ подписал закон о введении фиксированного штрафа за получение излишнего дохода в ходе выполнения гособоронзаказа*
Штраф составит:
-
для должностных лиц – 50 тыс. руб.;
-
для юридических лиц – от 3 до 5 млн. руб.
* Федеральный закон от 28.04.2023 № 152-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.55-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступит в силу 09.05.2023 г.)
3. Федеральный закон от 14.04.2023 № 116-ФЗ «О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Законом предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление, предусмотренное п. «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ (заключение антиконкурентного соглашения (картеля), причинившее особо крупный ущерб либо повлекшее извлечение дохода в особо крупном размере), в связи с возмещением ущерба и перечислением в федеральный бюджет соответствующего денежного возмещения.
4. Постановление Правительства РФ от 24.04.2023 № 645 «О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации»
Постановлением предусматривается новая редакция Положения о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Одним из нововведений является установление срока, в течение которого председатель комиссии принимает решение о необходимости/отсутствии необходимости предварительного согласования сделок иностранных инвесторов в отношении российских хозяйственных обществ - 30 дней со дня получения информации о таких сделках от ФАС России.
Блок IV. Позиции судов высших инстанций
1. Постановление Конституционного суда РФ от 19.04.2023 г. по делу о проверке конституционности ч. 1 и п. «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ, а также п. 1 примечаний к данной статье в связи с жалобой гражданина С.Ф. Шатило
КС РФ поддержал позицию ФАС России об определении дохода от картелей: он определяется исходя из цены контракта, заключенного участником картеля, без ее уменьшения на размер каких-либо расходов, в т. ч. произведенных или планируемых в связи с исполнением такого контракта.
1. ФАС России предложила Правительству РФ перечень товаров для формирования национальных индикаторов
Внутренние цены, привязанные к «нетбэкам», создают предпосылки завышения цен для российских производителей и потребителей. Формирование национальных индикаторов призвано решить эту проблему.
В рассматриваемый перечень вошли продукты нефтяной и нефтегазохимической промышленности, черной и цветной металлургии, минеральные удобрения и др.