Налоговый дайджест за апрель 2023

Дайджест самых важных и обсуждаемых новостей в налоговой сфере за апрель 2023 года. Часть1

1. В рамках программы промышленной ипотеки льготный кредит можно получить не только в целях приобретения, но и на строительство, модернизацию и реконструкцию объектов недвижимости для промышленного производства

2.  Состоялось совместное расширенное заседание [2] коллегий Минфина и Минэка

3. ФНС России опубликовала обзор основных правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам налогообложения имущества за I квартал 2023 года.


1. В рамках программы промышленной ипотеки льготный кредит можно получить не только в целях приобретения, но и на строительство, модернизацию и реконструкцию объектов недвижимости для промышленного производства

Программу промышленной ипотеки распространят[1] на строительство, модернизацию и реконструкцию производственных зданий, строений, сооружений или их частей. Ранее ряд изготовителей могли воспользоваться мерой поддержки, только чтобы купить недвижимость. Поправки вступили в силу 18 апреля 2023 года.

Если кредит нужен для покупки недвижимости, в договоре установят условие его выдачи по льготной ставке в пределах таких максимальных цен за 1 кв. м:

- 75 тыс. руб. - для объектов в столице, Московской области и Санкт-Петербурге;

- 50 тыс. руб. - для объектов в иных регионах.

Сейчас этого ограничения нет.

Если договор заключат для строительства, реконструкции и (или) модернизации, льготную ставку будут применять в пределах цены за 1 кв. м не более 90 тыс. руб.

Процентная ставка по льготному кредиту не изменилась и составляет 3 процента годовых для технологических компаний и 5 процентов годовых для иных заемщиков. Максимальная сумма кредита 500 млн. рублей.

 

2.  Состоялось совместное расширенное заседание [2] коллегий Минфина и Минэка

Минфин и Минэкономики провели в пятницу совместную коллегию. В таком формате отчетных мероприятий этих ведомств не проходило с 2011 года

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подвел итоги и наметил ключевые задачи. Неизбежный спад оказался в прошлом году умеренным, а со второго полугодия, удалось вернуть экономику на траекторию роста. Прогноз роста ВВП реалистичный. При этом на фоне сокращения сверхдоходов от экспорта, снижения прибыли крупных компаний требуется развитие инструментов поддержки инвесторов. Параллельно необходимо работать над повышением эффективности государственных инвестиций.

Правительство перезапустило ряд инструментов, чтобы распределить риски между инвесторами и государством. На это направлены механизмы поручительств институтов развития, соглашения о защите и поощрении капиталовложений, фабрика проектного финансирования[3].

Заработал[4] новый инструмент поддержки инвестиций в этой сфере – инвестиционные таможенные льготы. Когда предприятия могут получать льготы и на оборудование, и на сырье и комплектующие при условии, что они создают новое производство.

В 2023 году должны быть готовы индивидуальные методики оценки эффективности льгот бизнеса — по результатам будут скорректированы параметры преференциальных режимов.

Какие задачи Минфин обозначил на текущий год?

Первая – это поддержка бизнеса. В целях снижения издержек и рисков для бизнеса и выравнивания конкурентной среды планируется дальнейшая цифровизация и улучшение системы администрирования доходов через ЕНП.

В 2023 году дальнейшее развитие получит система налогового и таможенного мониторинга. Запланировано снижение порогов: объём доходов и активов для участия в налоговом мониторинге для компаний снизится с 3 млрд до 1 млрд, уплаченных налогов – с 300 млн до 100 млн рублей, что позволит участвовать в мониторинге среднему бизнесу.

Запланировано также проведение эксперимента по таможенному мониторингу. В рамках этого мониторинга будет предусмотрен отказ от выездных таможенных проверок, упрощены соответствующие административные процедуры.

В части создания комфортных условий для развития малого бизнеса и предпринимательства в четырёх пилотных регионах запущен эксперимент спецрежима автоматизированной системы уплаты налогов. Это первая в мире налоговая система, рассчитанная для микропредприятий, которая полностью считает налоги с касс и банковских счетов налогоплательщиков. По результатам этого эксперимента будет рассматриваться распространение его на все остальные регионы.

 3. ФНС России опубликовала обзор основных правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам налогообложения имущества за I квартал 2023 года.

В обзоре ФНС привела[5] выводы Конституционного суда, в котором проверялись на конституционность нормы:

- пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса. На взгляд суда норма, регламентирующая процедуру направления налогового уведомления, сама по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права физического лица в указанном им аспекте. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, преследует цель своевременного и безошибочного исполнения конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.

- пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса, поскольку по мнению налогоплательщика позволяют произвольно без учета фактического использования здания (помещений в нем) относить его к объектам недвижимого имущества, подлежащим налогообложению исходя из их кадастровой стоимости. Однако Конституционный Суд не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению, так как положения статьи 378.2 НК РФ, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость[6]. При этом положения статей 375 и 378.2 Налогового кодекса не лишают налогоплательщиков возможности при разрешении споров представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным оспариваемым регулированием.

Также в обзор ФНС был включен вывод СКЭС[7] ВС РФ по применению пониженной ставки земельного налога: начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для ИЖС, исключает возможность применения пониженной ставки налога. Подробнее о нем рассмотрено в дайджесте LKP Tax Digest № 37.

Еще один вывод Судебной коллегии в части применения пониженной ставки земельного налога рассмотрен в обзорном письме по участку с расположенными на нем объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

В связи с тем, что конкретный порядок такого расчета законом не определен, то в случаях, когда при исчислении налога в отношении земельного участка применяются различные налоговые ставки, установленные в зависимости от наличия на нем объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, налоговая база в отношении части земельного участка, приходящейся на данные объекты, может определяться как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части участка. При этом, поскольку в целях определения налоговой базы НК РФ не устанавливает исчерпывающий перечень документов, которыми может подтверждаться площадь части земельного участка, приходящейся на такие объекты, в соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ отдельный расчет налоговой базы может производиться на основе различных документально подтвержденных данных (документированные сведения из ЕГРН, вступившие в законную силу судебные акты, оформленные в соответствии с законодательством кадастровые и технические паспорта объектов недвижимости, карты (планы) объектов землеустройства, планы земельных участков и т.п.), при условии, что они позволяют достоверно определить площадь земельного участка, занятого непосредственно объектами инженерной инфраструктуры.

В данном деле в качестве основы для распределения площади участка использовано представленное налогоплательщиком заключение кадастрового инженера.

Как отметила Судебная коллегия, формирования самостоятельного земельного участка под этими объектами зачастую является невозможным и (или) экономически нецелесообразным по объективным причинам из-за фактически сложившейся застройки, расположения инженерных сооружений, а сама возможность применения пониженной ставки налога - приобретет произвольный (селективный) характер вопреки принципу равенства.



[1] Постановление Правительства РФ от 03.04.2023 N 526 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 г. N 1570"

[2] http://government.ru/news/48256/

[3] Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. N 158"

[4] Постановление Правительства РФ от 09.05.2022 N 839

[5] <Письмо> ФНС России от 12.04.2023 N БС-4-21/4502@ "Об обзоре основных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по вопросам налогообложения имущества (за I квартал 2023 г.)"

[6] Определения КС РФ от 23.06.2015 N 1259-О, от 26.11.2018 N 3058-О, от 19.12.2019 N 3525-О, от 30.01.2020 N 8-О и др.

[7] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 N 305-ЭС22-27530 по делу N А41-94065/2021

Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
ЛКП
16.05.2024

Все, кто занимается предпринимательством или бизнесом, хоть раз сталкивались с необходимостью защитить свои интеллектуальные права. Самым распространенным способом является регистрация товарного знака, который позволяет компаниям проявить свою креативность и выделиться «из толпы». Но есть и фирмы, которые не прочь злоупотребить возможностями и нанести вред конкурентам. Речь идет о патентных троллях.


ЛКП
16.05.2024

По мнению заявителя жалобы, оспариваемые договоры цессии фактически прикрывают собой сделку по возврату компенсационного финансирования.



ЛКП
16.05.2024

Верховный суд РФ указал на недопустимость формального подхода при рассмотрении споров об оспаривании сделок с неравноценным встречным исполнением



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм