1. Подписан закон о смягчении мер уголовной ответственности по экономическим преступлениям
2. С 1 апреля 2024 года банки - участники Системы быстрых платежей обязаны предоставить своим клиентам - юридическим лицам возможность осуществления платежей через указанный сервис
3. ФНС подготовлен обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ по налоговым спорам за четвертый квартал 2022 года
4. Комитет Думы одобрил право регионов на налоговые льготы для интеллектуальной собственности
5. Принят закон о таможенных преференциях резидентам особых экономических зон
6. Международные ТОР: подготовлен пакет законопроектов.
7. Соглашения об избежании двойного налогообложения с теми, кто ввел санкции, хотят приостановить
8. Налоговый мониторинг: информационные системы организации можно готовить до конца года
1. Подписан закон о смягчении мер уголовной ответственности по экономическим преступлениям
Президент РФ подписал закон, расширяющий возможности освобождения от уголовной ответственности за экономические преступления при возмещении ущерба.
Напомним, что согласно закону уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов будет являться основанием для отказа в возбуждении уголовного дела/его прекращения по ст. 198-199.1, 199.3, 199.4 УК РФ. Также уменьшены сроки максимального наказания в виде лишения свободы: до пяти лет за преступления по ст. 199, 199.1, 199.2 УК РФ, а по ст. 199.4 УК РФ – до трех лет.
Изменения вступили в силу с 29 марта.
2. С 1 апреля 2024 года банки - участники Системы быстрых платежей обязаны[1] предоставить своим клиентам - юридическим лицам возможность осуществления платежей через указанный сервис
Сервис быстрых платежей предусматривает выполнение круглосуточно в режиме реального времени процедур приема к исполнению распоряжений на сумму до 1 млн рублей за одну операцию незамедлительно по мере поступления распоряжений.
Кредитные организации обязаны обеспечивать возможность использования СБП своими клиентами с применением как минимум одного мобильного приложения.
Комиссия за оплату по СБП более низкая по сравнению с традиционным эквайрингом. Ее фиксирует ЦБ РФ, но конкретный размер комиссии устанавливает банк, в котором у компании открыт расчетный счет. Какая ставка будет назначена, зависит от вида деятельности компании и от категорий товаров и услуг, которые она предоставляет.
Поправки позволят увеличить продажи с оплатой через систему, а значит, реже перечислять эквайринговые комиссии. Это снизит издержки на прием и перевод безналичных платежей.
3. ФНС подготовлен[2] обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ по налоговым спорам за четвертый квартал 2022 года
Налоговый контроль:
- Размер доначисляемых налогов подлежит уменьшению таким образом, как если бы налоги, уплачиваемые элементами схемы "дробления бизнеса" в связи с применением специальных налоговых режимов, в рамках проверяемых периодов уплачивались налогоплательщиком-организатором.
НДС:
-
Пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ для целей исчисления и уплаты НДС предусматривает случаи и порядок восстановления сумм данного налога и не регулирует вопросы очередности удовлетворения требований кредиторов в деле о несостоятельности (банкротстве).
-
То обстоятельство, что приобретенные товары впоследствии были использованы налогоплательщиком как составные части товара, реализация которого облагается НДС по ставке 0%, не может иметь значение для разрешения вопроса о возможности применения налогового вычета.
Налог на прибыль:
- Если доходы от осуществления деятельности обоснованно учтены при исчислении налога на прибыль, то исключение из состава расходов налогоплательщика затрат, связанных с такой деятельностью, приводит к нарушению заложенного в главе 25 НК РФ принципа соотносимости доходов и расходов и к нарушению закрепленного в статье 3 НК РФ принципа экономического основания налога.
Транспортный налог:
- Условиями для применения освобождения от уплаты транспортного налога в отношении речных, морских и воздушных судов являются 2 условия: принадлежность воздушных судов налогоплательщику; осуществление пассажирских и грузовых перевозок с их использованием в качестве основного (базового) вида деятельности.
ККТ:
- Выявленное инспекцией нарушение, а именно на момент приема наличных денежных средств за оказанную услугу организацией использовалась ККТ с незарегистрированным в налоговых органах в установленном порядке фискальным накопителем, подлежит квалификации по ч. 4, а не по ч 2 ст 14.5 КоАП РФ. Указанное снижает штрафные санкции в десятки раз.
Утилизационный сбор:
- В отношении правил возврата утилизационного сбора Конституционный суд вскрыл проблемы налогоплательщика, связанного с возвратом утилизационного сбора как не основательно взысканного или уплаченного и признал не соответствующим Конституции РФ данное положение. Напомним, что согласно действующей пока норме[3] при возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.
4. Комитет Думы одобрил право регионов на налоговые льготы для интеллектуальной собственности
Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект[4], расширяющий возможности субъектов РФ устанавливать льготы по налогу на прибыль организаций за счет права снижать региональную часть налога в диапазоне от 0% до 17% для результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Документ инициирован правительством.
Действие такой льготы будет распространяться только на российские организации, которым принадлежат объекты интеллектуальной собственности.
Льгота будет распространяться на объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых выданы патенты международными организациями (при условии их действия на территории РФ) или иностранными национальными (региональными) патентными ведомствами в связи с тем, что исключительные права имеют территориальный принцип и требуют обеспечения правовой охраны отдельно на территории каждого из возможных государств (юрисдикций), где правообладателю требуется правовая охрана.
Законопроект позволит большему числу российских резидентов оформлять права на РИД и эффективно управлять такими правами – предоставлять лицензии.
5. Принят закон[5] о таможенных преференциях резидентам особых экономических зон
Правительство предложило упростить компаниям — резидентам особых экономических зон (ОЭЗ) прохождение таможенных процедур. Такой закон Госдума приняла 2 марта.
Предполагается, что с принятием закона будут уменьшены административные барьеры для резидентов особых экономических зон, а также повысится привлекательность ведения деятельности в таких зонах РФ.
Компаниям упростят порядок прохождения таможенных процедур по материалам и изделиям, если они ввозятся из-за границы для строительства, ремонта или технического обслуживания различного оборудования, а также для проведения научных исследований.
Иностранные товаров, которые поступают в страну с использованием режима свободной таможенной зоны, разрешат вывозить предпринимателям за пределы зоны действия преференций для собственных производственных и технологических нужд, а также для совершения операций по переработке или изготовлению товаров.
6. Международные ТОР: подготовлен пакет законопроектов.
Для привлечения партнеров и технологий из дружественных стран в России предлагается создаваться международные ТОР (пакет законопроектов подготовлен Минвостокразвития России). Новый режим предполагает обнуление на 20 лет налогов на прибыль, имущество, землю и транспорт, а также применение зарубежного законодательства. Существенная особенность МТОР - резидентами может быть налажен выпуск только высокотехнологичной продукции по определяемому правительством перечню.
7. Соглашения об избежании двойного налогообложения с теми, кто ввел санкции, хотят приостановить
Минфин и МИД предлагают[6] приостановить соглашения об избежании двойного налогообложения со всеми странами, которые ввели против России односторонние ограничения, до восстановления нарушенных прав РФ. Минфин отметил, что западные страны начали вводить односторонние экономические ограничительные меры против России с 2022 года, включая включение России в список несотрудничающих юрисдикций в налоговой сфере Европейским Союзом в феврале текущего года.
8. Налоговый мониторинг: информационные системы организации можно готовить до конца года
ФНС утвердила[7] новый порядок доступа инспекции к информационным системам организации. Среди прочего продлили до 1 января 2024 года период подготовки систем к интеграции с АИС "Налог-3". По прежним правилам срок - до 1 января 2023 года.
9. ФНС дала ответы на вопросы о порядке налогообложения доходов иностранных организаций с учетом применения СОИДН.
ФНС обобщила[8] ответы на вопросы о налогообложении иностранных организаций, которые не работают в РФ через постоянное представительство и получают доходы от источников в России. В числе прочего она пояснила:
-
доходом иностранной компании будет признаваться только экономическая выгода. Таким образом, например, возврат долга по займу не рассматривается в качестве дохода;
-
если нормами НК РФ налогообложение какого-либо дохода не предусмотрено, положения СОИДН не дают налоговым органам дополнительных оснований для налогообложения;
-
строгую внутреннюю очередность применения норм СОИДН.
-
Налогоплательщик не вправе выбирать, где платить налог. Например, по СОИДН с Республикой Беларусь дивиденды, выплачиваемые российским предприятием лицу в Беларуси, могут облагаться налогом в Беларуси. Указанное не означает что белорусский налогоплательщик может выбирать, заплатить ему налог в России или в Беларуси. Российский налоговый агент обязан удержать 15% с дивидендов, выплачиваемых лицу в Беларуси. После этого получатель сможет зачесть[9] удержанный таким образом налог против своих обязательств в Беларуси.
-
Положения СОИДН не устанавливают новые налоговые ставки, а только ограничивают ставки налога, предусмотренные НК РФ. Если СОИДН предусматривает более высокую ставку налога у источника выплаты, то применяется ставка, предусмотренная НК РФ.
С письмом служба направила и порядок применения Многосторонней конвенции по противодействию размыванию налоговой базы на примере СОИДН с Кипром.
[1] Указание Банка России от 12.01.2023 N 6358-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 24 сентября 2020 года N 732-П "О платежной системе Банка России"
[2] Письмо ФНС России от 21.02.2023 N БВ-4-7/2101 <О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2022 года по вопросам налогообложения>
[3] П. 37 Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 (ред. от 06.03.2023) "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
[4] Проект Федерального закона N 297906-8 "О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.02.2023)
[5] Проект Федерального закона N 1148254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о проведении на территории Калининградской области эксперимента по созданию условий для упорядоченной электронной торговли товарами" (окончательная ред., принятая ГД ФС РФ 02.03.2023)
[6] Информация Минфина России от 15.03.2023 (https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38409)
[7] Приказ ФНС России от 13.03.2023 N ЕД-7-23/163@
[8] <Письмо> ФНС России от 09.03.2023 N ШЮ-4-13/2691@ "О налогообложении иностранных организаций, получающих доходы от источников в Российской Федерации, а также порядке применения положений СОИДН"
[9] ст. 20 СОИДН с Республикой Беларусь