LKP Tax Digest

Дайджест самых важных и обсуждаемых новостей в налогах за последний месяц от практики "Структурный и налоговый консалтинг" 

1.  В Госдуму РФ внесен законопроект о смягчении уголовной ответственности за налоговые преступления;

2. Операции с прослеживаемыми товарами теперь отражаются в режиме реального времени;

3. Россия пересматривает список стран и территорий для автоматического обмена страновыми отчетами;

4. Банкам разъяснили нюансы учета основных средств из-за принятия ФСБУ 6/2020;

5. ФНС определен перечень мероприятий, проводимых в 2023 году налоговыми органами в целях исключения недобросовестного поведения на рынках, включая контроль за применением ККТ и полнотой учета выручки

6. Суд признал, что налогоплательщик обязан был восстановить НДС, ранее принятый к вычету присоединенным к нему взаимозависимым лицом

7. ФНС даны разъяснения о порядке применения в 2023 году кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы

 

1. В Госдуму РФ внесен законопроект о смягчении уголовной ответственности за налоговые преступления

Законопроектом[1] предлагается внести изменения в УК РФ, направленные на уменьшение максимального срока наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за их совершение, что приведет к снижению сроков давности привлечения к уголовной ответственности – максимальный срок составит 6 лет вместо 10 лет, предусмотренных сейчас.

Также законопроект предусматривает, в случае уплаты в полном объеме недоимки, пеней и штрафов, по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению.

Законопроект был принят в первом чтении 2 марта.

2.Операции с прослеживаемыми товарами теперь отражаются в режиме реального времени

С января 2023 года система прослеживаемости товаров начала[2] получать сведения об операциях с прослеживаемыми товарами от операторов электронного документооборота. Если до 2023 года такие сведения поступали только вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость и отчетом об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, то теперь переход права собственности на товар отображается в режиме, приближенном к реальному времени. Так, с начала 2023 года в систему прослеживаемости поступило более 63 тыс. электронных документов.

Кроме того, полученные документы при необходимости могут быть использованы в рамках мероприятий налогового контроля. Так, в случае выявления нарушений в реквизитах прослеживаемости в квартальной отчетности, такие расхождения устраняются на основании имеющегося счета-фактуры без повторного истребования у налогоплательщика. Тем самым дополнительно сокращается административная нагрузка на участников оборота прослеживаемых товаров.

3.Россия пересматривает список стран и территорий для автоматического обмена страновыми отчетами

Федеральная налоговая служба (ФНС) России утвердила[3] новый перечень государств и территорий, осуществляющих автоматический обмен страновыми отчетами, исключив из него Швейцарию и Каймановы острова, но включив при этом Тунис, соответствующий приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Таким образом, в списке находится 67 государств и 8 территорий. В предыдущей версии перечня, подписанной 27 мая 2022 года и зарегистрированной Минюстом 4 июля, в списке находилось 76 юрисдикций (67 стран и девять территорий).

Примечание: Страновые сведения — это информация о доходах, расходах, убытке или иных показателях, описывающих деятельность участников международной группы компаний, необходимую для оценки рисков, связанных с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли из России.

Россия с 2018 года участвует в международном обмене финансовой информацией, предоставляя зарубежным налоговым органам данные об их налогоплательщиках, полученные от российских финансовых организаций. Взамен ФНС получает информацию о зарубежных счетах россиян.

4.Банкам разъяснили нюансы учета основных средств из-за принятия ФСБУ 6/2020

Банк России ответил[4] на вопросы, которые связаны с различиями в правилах из положения Банка России и ФСБУ 6/2020 и 14/2022. Он указал:

- способ начисления амортизации или срок полезного использования ОС нужно поменять при значительном изменении в предполагаемой структуре или сроках потребления будущих экономических выгод от ОС. Отметим, имеют в виду, что это можно сделать до окончания отчетного года. Банк России позволяет менять элементы амортизации в течение отчетного года только при модернизации или реконструкции. ФСБУ - если наступают события, которые говорят о возможном изменении этих элементов;

- ликвидационную стоимость ОС можно считать равной 0 в случаях, которые определили в ФСБУ. Отметим, в положении Банка России есть только одно основание – несущественная ликвидационная стоимость.

5. ФНС определен перечень[5] мероприятий, проводимых в 2023 году налоговыми органами в целях исключения недобросовестного поведения на рынках, включая контроль за применением ККТ и полнотой учета выручки

Выявление недобросовестных бизнесменов проводится в несколько этапов:

1) Инвентаризация торговых территорий.

При проведении выездного обследования торговых пространств в целях инвентаризации налоговому инспектору запрещено взаимодействовать с контролируемыми лицами, а также осуществлять контрольную закупку, даже в случае, если в ходе проведения выездного обследования будут выявлены признаки нарушений обязательных требований применения ККТ. При этом не запрещается взаимодействовать с управляющими рынком компаниями или собственниками торговых территорий, сдающих торговые объекты в аренду.

2) Наблюдение за соблюдением обязательных требований.

В случае необходимости сбора дополнительных данных проводится наблюдение за порядком расчетов с покупателями и применение ККТ. Если выявляются нарушения, либо сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований налоговый инспектор принимает следующие решения:

- решение об объявлении предостережения[6];

- решение о проведении выездного обследования[7].

3) Профилактический визит.

В случае выявления при выездном обследовании нарушений (отсутствует ККТ либо зарегистрирована не по адресу фактического применения), налоговый орган проведет профилактический визит в форме профилактической беседы либо по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо путем использования видео-конференц-связи. О проведении проф.визита налогоплательщика уведомят любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления, в том числе путем вручения такого уведомления в момент регистрации (перерегистрации) ККТ, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения обязательного проф.визита.

На такое уведомление о проведении проф.визита наносится[8] QR-код, сформированный в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ), обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о профилактическом мероприятии.

4) Объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

Если по результатам наблюдения выявлены нарушения, факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, территориальный налогового органа принимается решение об объявлении[9] предостережения. Сведения о проведении профилактического мероприятия в виде объявления предостережения также размещаются в ЕРКНМ.

5) Проведение контрольных (надзорных) мероприятий.

В 2023 году в рамках гос.контроля за соблюдением законодательства о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей допускается[10] проведение выездного обследования, а в случае выявления признаков нарушения незамедлительно провести контрольную закупку без согласования с органами прокуратуры. В этой связи в целях воздействия на "недобросовестных" налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории рынков с нарушением требований законодательства о ККТ, территориальным налоговым органам предписано по результатам проведения вышеуказанных профмероприятий (по истечении 10 рабочих дней) сформировать перечень налогоплательщиков, не изменивших модель своего поведения и продолжающих нарушать обязательные требования.

В указанный спецперечень будут включаться налогоплательщики:

- которые не имеют зарегистрированной ККТ или не применяют ее;

- которым выносились предупреждения или налагался административный штраф за нарушение требований ККТ либо направлялось предостережение, которое не исполнено;

- которые по истечении срока, предложенного для исправления, не зарегистрировали ККТ или не начали ее применять.

В спецперечень налогоплательщики попадают при одновременном наличии указанных критериев.

6. Суд признал[11], что налогоплательщик обязан был восстановить НДС, ранее принятый к вычету присоединенным к нему взаимозависимым лицом

Фабула дела: К ООО МЦ "Лотос" в результате реорганизации присоединилось ООО "МедРесурС". По передаточному акту передало реконструированное и построенное здание и нежилые помещения. Основанием налогового спора послужил вывод налогового органа о получении обществом, осуществляющим с момента создания реализацию услуг, не подлежащих налогообложению НДС, необоснованной налоговой экономии в виде неисполнения обязанности по восстановлению суммы НДС, ранее принятого к вычету присоединенной компанией.

Суд первой инстанции согласился с позицией налогового органа обратив внимание на то, что переданное имущество, как до реорганизации, так и после находилось во владении одного и того же лица (ООО МЦ "Лотос"), используется им в тех же целях (оказание медицинских услуг), не подлежащих налогообложению НДС, и обстоятельства изначального приобретения, строительства и передачи спорного объекта основных средств свидетельствуют о преследовании налоговой экономии заявителя в качестве самоцели.

В пункте 2 статьи 170 НК РФ содержится специальная оговорка о том, что восстановление НДС производится за исключением случаев передачи имущества правопреемнику при реорганизации юридических лиц. Между тем, указанные общие правила установлены для добросовестных налогоплательщиков и не учитывают случаи умышленного создания группой взаимозависимых лиц ситуации, фактически направленной исключительно на получение необоснованной налоговой экономии.

7. ФНС даны[12] разъяснения о порядке применения в 2023 году кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы

За налоговый период 2023 года для исчисления налога и авансовых платежей по налогу налогоплательщики-организации применяют правила определения налоговой базы, предусмотренные абзацем восьмым пункта 1 статьи 391 Кодекса, самостоятельно (т.е. без дополнительного обращения в налоговый орган), сопоставляя сведения о кадастровой стоимости земельного участка от 1 января 2022 года со сведениями, подлежащими применению с 1 января 2023 года.

Налог на имущество (с объектов, облагаемых по кадастровой стоимости) и земельный налог за 2023 г. можно заплатить по кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН и применяемой с 1 января 2022 г., если она меньше кадастровой стоимости, применяемой с 1 января 2023 г. Правило не распространяется на ситуации, когда кадастровая стоимость объекта увеличилась из-за изменения его характеристик.

 




[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/301951-8


[2] https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/13121387/


[3] Приказ ФНС России от 20.12.2022 N ЕД-7-17/1226@


[4] Письмо Банка России от 29.12.2022 N 17-1-5/782


[5] Письмо ФНС России от 18.01.2023 N Д-5-20/5@


[6] порядок изложен в пункте 3.2 настоящего письма


[7] порядок проведения мероприятия изложен в пункте 4 настоящего письма


[8] Пункт 21 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604


[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336


[10] Абз. 8 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336


[11] Постановление 18 ААС от 09.01.2023 по делу № А76-23783/2021


[12] Письмо ФНС России от 06.02.2023 N БС-4-21/1327@ "О рекомендациях по применению правил определения налоговой базы по земельному налогу, предусмотренных абзацем восьмым пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации"



Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
ЛКП
17.04.2024

Процесс гуманизации уголовного законодательства и либерализации уголовной ответственности за преступления экономической направленности в России продолжается. 


ЛКП
17.04.2024

Владимир Путин подписал закон, ужесточающий наказание за спам-звонки, — теперь максимальный штраф за это для юрлиц может составить 1 млн рублей.


ЛКП
15.04.2024

Размолвка между Neo Cars и Biulu стала, пожалуй, первым публичным конфликтом между российским и китайским бизнесом за последние два года. 



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм