Налоговый дайджест ЛКП №19

Дайджест самых важных и обсуждаемых новостей по налогам за последнее время от ведущих экспертов практики «Структурный и налоговый консалтинг».
Если коротко:
◾️Дробление бизнеса: разъяснили, как определяют действительное налоговое обязательство
◾️Скидка уменьшает цену договора - снижают и доходы по налогу на прибыль.
◾️Если результаты СПИК - работы/услуги, пониженные ставки по налогу на прибыль не применяют.
◾️Страхователям на АУСН хотят повысить взносы на травматизм.
◾️Персучет: КС РФ призвал обосновать штраф должностному лицу, если организацию от санкций освободили.
◾️Правила маркировки ряда товаров скорректировали.

1. Налоговый контроль

1.1. Дробление бизнеса: разъяснили, как определяют действительное налоговое обязательство

2. Налог на прибыль

2.1. Скидка уменьшает цену договора - снижают и доходы по налогу на прибыль

2.2. Если результат СПИК - работы или услуги, пониженные ставки по налогу на прибыль не применяют

3. Страховые взносы

3.1. Страхователям на АУСН хотят повысить взносы на травматизм

3.2. Персучет: КС РФ призвал обосновывать штраф должностному лицу, если организацию от санкций освободили

4. Правила маркировки ряда товаров скорректировали


1. Налоговый контроль

1.1. Дробление бизнеса: разъяснили, как определяют действительное налоговое обязательство

ФНС разъяснила[1] нижестоящим органам, как учесть налоги, уплаченные участниками схемы, рассчитать пени и штрафы. Перечислим наиболее важные моменты.

При расчете налогов по общей системе, пеней и штрафов для организатора схемы учитывают налоги, которые перечислили участники схемы с дохода от искусственно разделенной деятельности. Их учитывают наряду с доходами, расходами и незаявленными вычетами НДС. Похожий подход применяет ВС РФ[2].

Налог, который перечислили на спецрежиме, учитывают в первую очередь в счет доначисляемого налога на прибыль. Исходя из конкретных дат "уплаты", пересчитывают пени и штрафы по налогу на прибыль.

Неучтенный остаток засчитывают при определении иных недоимок, образовавшихся по итогам проверок, включая косвенные налоги. Датами их "уплаты" признают дату решения по проверке. Такой учет не влияет на размер штрафа. Ведь его исчислят исходя из первоначальной недоимки. Пени прекратят начислять в части.

Ограничительный срок возврата переплаты не применяют. При этом доначисления и учет сумм производят только в рамках периода проверки.

Участников схемы проинформируют о том, что налоги с дохода от искусственно разделенной деятельности учли при определении действительных налоговых обязательств организатора схемы.

ФНС обращает внимание: если в результате схемы ущерб бюджету не возместили, переплату не вернут. ВС РФ приходил к похожему выводу[3].

Резюме: ФНС довела до нижестоящих единый методологический подход налоговых органов к определению действительных налоговых обязательств при выявлении схем "дробления бизнеса" с учетом выводов Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда, принятых за последние 2 года по указанной ситуации.

Данный подход согласуется с пунктом 28 письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации" о том, что при выявлении схем "дробления бизнеса" необходимо определять действительные налоговые обязательства налогоплательщика - организатора схемы, учитывая как вменяемые доходы, так и соответствующие расходы, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, налоги, уплаченные в рамках специальных налоговых режимов.

2. Налог на прибыль

2.1. Скидка уменьшает цену договора - снижают и доходы по налогу на прибыль

Исполнение договора оплачивается[4] по цене, установленной соглашением сторон.

Для целей налогообложения прибыли организаций выручка от реализации определяется[5] исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

Цены, применяемые в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, признаются рыночными на основании пункта 1 статьи 105.3 Кодекса.

По мнению[6] Департамента, предоставление скидки, предусмотренной договором, следует рассматривать как уменьшение цены договора, то есть изменение цены товара. В этом случае в составе доходов отражаются причитающиеся по договору суммы с учетом скидки.

Минфин считает, что скидку нужно рассматривать как уменьшение цены договора. В этом случае в доходы включают причитающиеся суммы с учетом скидки. А вот безвозмездно переданное имущество, как напомнили финансисты, в расходах не учитывают.

Тот же подход разделяет[7] ФНС.

Резюме: При определении скидки в договоре сторонам необходимо урегулировать немаловажный момент, влияющий на налоговые последствия предоставления такой скидки. В части налога на прибыль скидка, изменяющая цену договора, отражается путем уменьшения доходной части на сумму предоставленной скидки.

Напомним, что предоставление скидок, премий, бонусов, изменяющей цену договора учитывается (в зависимости от принятой налоговой учетной политики) одним из следующих способов[8]:

·               или путем корректировки налоговой базы и суммы налога на прибыль за тот период, в котором товары были реализованы, и подачи уточненной налоговой декларации;

·               или путем учета скидки (премии, бонуса) в периоде ее предоставления, даже если товары реализованы в прошлом налоговом периоде, поскольку предоставление преференции не приводит к занижению суммы налога в периоде реализации товара.

2.2. Если результат СПИК - работы или услуги, пониженные ставки по налогу на прибыль не применяют

Следует отметить, что участники СПИК могут выбрать[9] способ определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, к которой применяются пониженные ставки.

При этом в целях налогообложения под инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих создание и последующую эксплуатацию нового имущественного комплекса и (или) нематериальных активов либо модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующего имущественного комплекса в целях создания нового производства товаров (работ, услуг), увеличения объемов существующего производства товаров (работ, услуг) и (или) предотвращения (минимизации) негативного влияния на окружающую среду[10].

Пунктом 3 статьи 38 НК РФ установлено, что товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации.

Таким образом, результатом реализации СПИК в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций должно являться производство новых товаров или существенное увеличение объемов производства ранее производимых товаров.

Таким образом Минфин разъяснил[11], что предоставление возможности применять пониженные ставки по налогу на прибыль, установленные для организаций, заключивших СПИК, результатом которого является выполнение работ (оказание услуг), НК РФ не предусмотрено.

Резюме: По таким заключаемым специальным инвестиционным контрактам (СПИК) инвестор обязан[12], в частности, внедрить технологию для запуска в РФ производства конкурентоспособной в мире продукции.

Предметом контракта может быть исключительно промышленная продукция, производимая на основе современных технологий, перечень которых формируется и утверждается Правительством РФ[13].

Соответственно Минфин напомнил инвесторам о том, что в отношении результатов деятельности в рамках СПИК, выразившихся в виде оказанных услуг или результатов работ применяться льготная норма по налогу на прибыль не может, соответственно доход от таких результатов будет подлежать налогообложению по общепринятой ставке.

 

3. Страховые взносы

3.1. Страхователям на АУСН хотят повысить взносы на травматизм

Для работодателей - плательщиков налога при АУСН установлены нулевые тарифы взносов на ОПС, ОМС, ВНиМ с доходов работников.

Нужно уплачивать только взносы на травматизм в фиксированной сумме 2040 руб. за год за всех работников. При этом неважно, сколько их - один или пять (максимально возможное количество при АУСН))[14].

Уплачивать надо ежемесячно 170 руб. (1/12 от фиксированной годовой суммы взноса) не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы на травматизм[15].

Между тем, непосредственно нормой предусмотрена возможность ежегодной индексации этой величины с 1 января соответствующего года с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Коэффициент устанавливается ежегодно Правительством Российской Федерации.

На 2023 год предлагают[16] проиндексировать величину в 1,087 раза. Соответственно величина для плательщиков автоматизированной УСН составит 2 217 руб. на год.

Резюме: Такая льгота в части фиксированной суммы страховых взносов на травматизм спровоцирована прямым запретом[17] на применение АУСН налогоплательщиками, имеющими в штате сотрудников, работающих на «вредных» производствах. То есть возможность наступления страхового случая в связи с несчастным случаем на производстве у налогоплательщика на АУСН сведена к минимуму.

При этом фиксированная величина страховых взносов подлежит ежегодной индексации. На 2023 год предлагают проиндексировать данную величину до 2217 рублей.

 

3.2. Персучет: КС РФ призвал обосновывать штраф должностному лицу, если организацию от санкций освободили

Если страхователь подает исходную отчетность по персонифицированному учету вовремя, а потом дополняет ее "забытыми" сотрудниками по истечении сроков, ПФР его штрафует по Закону[18] о персучете, а должностных лиц - по КоАП[19] РФ. Суды отменяют только штрафы для организаций, а для граждан оставляют в силе. Такого мнения придерживается[20] в том числе ВС РФ.

КС РФ же указал[21]: действия или бездействие страхователя обусловлены действиями или бездействием его должностного лица. Если суд не увидел нарушения у страхователя и нет оснований привлекать его к ответственности, то для санкций должностному лицу нужно дополнительное обоснование. Даже если основания для административного штрафа есть, суд может освободить от ответственности или ограничиться устным замечанием, поскольку нарушение малозначительное.

Резюме: Если страхователь устранил неполноту и ошибки по истечении срока подачи сведений, то руководителя организации все равно могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ. Если на страхователя не налагают финансовых санкций, предусмотренных Законом о персонифицированном учете, это не освобождает[22] его должностное лицо от административной ответственности. Однако если финансовые санкции к организации-страхователю не применили на основании вступившего в силу судебного акта (действия страхователя не признаны правонарушением, нет оснований для его привлечения к ответственности), то возможность привлечь должностное лицо к административной ответственности должна быть специально обоснована с учетом этого факта.

Ранее КС РФ аналогично высказывался[23] по налоговым правонарушениям.

4. Правила маркировки ряда товаров скорректировали

С 21 октября 2022 года[24] по правилам маркировки обуви, фототоваров, товаров легкой промышленности, духов и шин не нужно передавать оператору уведомление о приемке, если товар переходит от одного участника оборота к другому с расчетом через ККТ.

Уточнили[25], что при аналогичных сделках с молочной продукцией или водой расчета через ККТ недостаточно для передачи в систему мониторинга данных:

-              о единицах маркированного товара;

-              кодах идентификации;

-              кодах маркировки в транспортной упаковке.

Есть и другие изменения, которые вступят в силу с указанной даты.

С 1 марта заработает еще ряд новшеств. Так, будут скорректированы требования к средствам идентификации табачной продукции и вышеназванных товаров.

Еще один документ касается только правил маркировки обуви. Так, участники должны[26] зарегистрировать в системе "Честный знак" и перемаркировать остатки товара на 1 марта 2023 года, если их зарегистрировали ранее по упрощенной схеме[27] и ввели в оборот до 1 июля 2020 года. Сделать это нужно до конца месяца, т.к. после старые коды маркировки аннулируют.

Напомним, что ранее Правительство РФ также скорректировало[28] порядок цифровой маркировки товаров легкой промышленности, вступающий в силу с 1 марта 2023 года

Правительство среди прочего изменит ряд правил маркировки продукции легкой промышленности средствами идентификации. Отметим некоторые новшества.

Участникам оборота товаров при регистрации одежды и белья в системе "Честный знак" разрешат не указывать сведения о стране производства. Условие - изделия ввозят или уже импортировали в РФ не из стран ЕАЭС.

Преобразовать коды маркировки в средства идентификации нужно будет не позже 90 календарных дней с даты получения кодов. Сейчас на это отводят максимум 60 рабочих дней.

Уточнят, что участники вправе до ввода товаров в оборот:

-              размещать информацию о такой продукции в интернет-магазинах, каталогах, в телеэфире или другими способами. Важно, чтобы потребитель не мог напрямую ознакомиться с изделиями или их образцами для дистанционной продажи;

-              заключать договоры розничной купли-продажи, принимать аванс или предоплату. В данном случае доставить товар можно лишь после его ввода в оборот.

Резюме: С 21 октября 2022 года Правительство РФ внесло изменения в правила маркировки обуви, фототоваров, товаров легкой промышленности, духов и шин, молочной продукции, воды с учетом применения кассовых аппаратов, требования к средствам идентификации табачной продукции и преобразования кодов маркировок продукции легкой промышленности до 1 марта 2023 года.

[1] Письмо ФНС России от 14.10.2022 N БВ-4-7/13774@

[2] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2022 N 307-ЭС21-17087 по делу N А66-1193/2019

[3] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2022 N 307-ЭС21-17713 по делу N А66-1735/2019

[4] Пункт 1 статьи 424 ГК РФ

[5] Пункт 2 статьи 249 НК РФ

[6] Письмо Минфина России от 07.09.2022 N 03-04-06/86955, от 31.03.2022 N 03-04-06/26346

[7] Письмо ФНС России от 19.03.2021 N СД-4-3/3651@

[8] (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81, ст. 313 НК РФ, Письма Минфина России от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29540, ФНС России от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@ (Приложение N 6)

[9] абзацы второй и третий пункта 1 статьи 284.9 НК РФ

[10] пункт 2 статьи 11 Налогового кодекс РФ

[11] Письмо Минфина России от 04.10.2022 N 03-03-06/1/95568

[12] ст. 18.1, Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О промышленной политике в Российской Федерации"

[13] П.2 ст. 18.1, Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О промышленной политике в Российской Федерации"; Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2020 N 3143-р (ред. от 15.06.2022) <Об утверждении перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов>

[14] ч. 1 ст. 18, Федеральный закон от 25.02.2022 N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"; п. 2.2 ст. 22 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ

[15] пп. 4, 4.1 ст. 22 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ

[16] Проект Постановления Правительства РФ "Об индексации фиксированного размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых страхователями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (по состоянию на 21.10.2022) (подготовлен Минтрудом России, ID проекта 01/01/10-22/00132517)

[17] Пп. 26 п. 2 ст. 3, Федеральный закон от 25.02.2022 N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"

[18] ст. 17, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

[19] ст. 15.33.2, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022)

[20] Постановление Верховного Суда РФ от 05.05.2022 N 65-АД22-1-К9

[21] Постановление Конституционного Суда РФ от 20.10.2022 N 45-П "По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами гражданки И.И. Пантелеевой"

[22] Постановление Верховного Суда РФ от 19.07.2019 N 16-АД19-5, Определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 N 824-О

[23] Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2021 N 17-П "По делу о проверке конституционности статьи 1.5, части 1 статьи 2.1, части 1 статьи 15.6, пункта 1 части 1, части 3 статьи 28.1 и примечания к этой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки Н.Н. Корецкой"

[24] П. 4 Постановление Правительства РФ от 19.10.2022 N 1861 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

[25] Постановление Правительства РФ от 19.10.2022 N 1861 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

[26] Постановление Правительства РФ от 19.10.2022 N 1862 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. N 860 и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации"

[27] Пп. «б» п. 34 Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 (ред. от 19.10.2022) "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров"

[28] Постановление Правительства РФ от 29.07.2022 N 1351

Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
ЛКП
17.04.2024

Процесс гуманизации уголовного законодательства и либерализации уголовной ответственности за преступления экономической направленности в России продолжается. 


ЛКП
17.04.2024

Владимир Путин подписал закон, ужесточающий наказание за спам-звонки, — теперь максимальный штраф за это для юрлиц может составить 1 млн рублей.


ЛКП
15.04.2024

Размолвка между Neo Cars и Biulu стала, пожалуй, первым публичным конфликтом между российским и китайским бизнесом за последние два года. 



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм