Налоговый дайджест ЛКП №15

Состав дайджеста:
1. Минфин предлагает установить новые правила о контроле. По ним будут проверять, соблюдают ли россияне и отечественный бизнес особые антикризисные меры. Министерство подготовило также поправки об административных штрафах за нарушение этих мер.
2. Налоговый контроль
2.1. Правительство одобрило проект российско-белорусского договора об общих принципах уплаты НДС и акцизов
2.2. За много нарушений с ККТ оштрафуют только один раз. Но штраф будет от общей суммы всех нарушений.
3. УСН
3.1. ИП на УСН: бухгалтерам указали на нюанс при уменьшении налога на взносы.

1. Минфин предлагает установить новые правила о контроле. По ним будут проверять, соблюдают ли россияне и отечественный бизнес особые антикризисные меры. Министерство подготовило также поправки об административных штрафах за нарушение этих мер.

Данные меры воздействия (противодействия), направлены на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации и могут быть установлены[1] по Указу Президента РФ в части:

1) особого порядка исполнения гражданами РФ или российскими юрлицами отдельных сделок (операций) с участием иностранных лиц, связанных с недружественными иностранными государствами;

2) особого порядка исполнения российскими юридическими лицами обязательств по выплате распределенной прибыли (дивидендов) перед участниками, являющимися лицами недружественных иностранных государств;

3) особого порядка валютного регулирования и валютного контроля, в том числе в отношении осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами (включая приобретение и отчуждение иностранной валюты, репатриации резидентами валютной выручки;

4) иных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ.

В начале 2022 года данные меры уже были приняты[2], но к настоящему времени они смягчены[3].

Публичное обсуждение проектов завершилось 6 октября.

Контроль

По проекту[4] с 1 июля 2023 года следить за соблюдением антикризисных мер будут ФНС и ФТС. Им дадут право запрашивать у граждан и российских юрлиц соответствующие документы и сведения. На их передачу отведут минимум 7 рабочих дней с даты запроса.

Правительство определит порядок контроля и правила представления документов и информации.

Другого контролера (ЦБ РФ) закрепят за банками, некредитными финансовыми организациями, отечественными эмитентами эмиссионных ценных бумаг и пр. В отношении эмитентов он будет следить за корректным исполнением обязательств по таким ценным бумагам и т.д.

К новому виду контроля запретят применять Закон о госконтроле[5].

Штрафы

Граждан, ИП, самозанятых, должностных лиц и компании хотят штрафовать[6] в размере от 20 до 40% суммы операции, которую провели, в частности, с нарушением антикризисных требований. Максимальный штраф для должностных лиц — 30 тыс. руб.

Если несоблюдение мер не имеет денежного выражения, штрафы такие:

·  для граждан — от 1 000 до 1 500 руб.;

·  для ИП, самозанятых и должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.;

·  для компаний — от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Новшества могут вступить в силу 1 июля 2023 года. Они не грозят, например, резидентам из числа банков и субъектов страхового дела.

Напомним, в июле 2022 года снизили[7] штрафы за ряд валютных нарушений.

Резюме: С 1 июля 2023 года планируется установить новый порядок контроля и вид штрафных санкций за нарушение особых антикризисных мер для граждан и юридических лиц.

2. Налоговый контроль

2.1. Правительство одобрило проект российско-белорусского договора об общих принципах уплаты НДС и акцизов

Правительство РФ утвердило[8] согласованный вариант договора с Белоруссией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам - налогу на добавленную стоимость (НДС) и акцизам. Соответствующее распоряжение подписано премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, сообщила пресс-служба.

Теперь Минфин РФ должен провести переговоры с белорусской стороной и подписать договор от имени России.

Согласно договоренностям, до 1 января 2023 года стороны должны привести свое налоговое законодательство, касающееся НДС и акцизов, в соответствие с положениями договора. В частности, ставки акцизов на определенный договором минимальный перечень товаров и услуг должны быть не ниже установленного размера минимальных ставок.

Договором также устанавливаются единые для двух стран перечни операций (оборотов), освобождаемых от уплаты НДС или облагаемых НДС по пониженной налоговой ставке.

Документ предполагает создание интегрированной системы администрирования косвенных налогов. В систему будет заноситься информация об операциях налогоплательщиков НДС двух стран, состоящих на учете в налоговых органах на 1 января 2023 года.

В рамках договора планируется создание наднационального налогового комитета, который будет отслеживать соблюдение сторонами установленных договоренностей.

В соответствии с положениями договора стороны должны:

-              до 1 января 2023 установить ставки акцизов на минимальный перечень товаров и услуг не ниже размера минимальных ставок, указанных в приложении к документу, а также установить единые для двух стран перечни операций (оборотов), освобождаемых от уплаты НДС или облагаемых НДС по пониженной налоговой ставке.

-              создать интегрированную систему администрирования косвенных налогов. В нее будет заноситься информация об операциях налогоплательщиков НДС двух стран, состоящих на учете в налоговых органах на 1 января 2023 года. Она нужна для сквозного анализа данных по налогу на добавленную стоимость.

Резюме: объединение двух налоговых система России и Белоруссии и налогообложение операций по единой схеме даст возможность планировать ведение бизнеса внешней торговли по предсказуемому сценарию.

"Договор будет способствовать гармонизации налогового администрирования в России и Белоруссии, что в свою очередь упростит ведение бизнеса в Союзном государстве. Документ подразумевает расширение сотрудничества в налоговой сфере, он позволит устранить налоговые барьеры во взаимной торговле, обеспечить целостность фискальной базы двух государств, а также сформировать единое информационное пространство для взаимной помощи в борьбе с уклонением от уплаты косвенных налогов, в том числе при трансграничной торговле", - прокомментировал вице-премьер РФ Алексей Оверчук, слова которого приведены в сообщении.

2.2.  За много нарушений с ККТ оштрафуют только один раз. Но штраф будет от общей суммы всех нарушений.

Напомним, что в марте 2022 года в ст. 4.4 КоАП РФ добавили новые правила назначения административного наказания в случае выявления двух и более нарушений за одну проверку:

Если штрафы назначены в ходе одного контрольного мероприятия и они подпадают под одну статью КоАП РФ, то наказание назначается[9] как за одно нарушение.

Если они касаются несколько статей КоАП РФ, то наказание назначается по одной статье, которая предусматривает самое строгое наказание.

Таким образом, поправками в КоАП бизнесу смягчили ответственность – за множество однотипных нарушений перестали штрафовать в суммарном размере.

Однако размер «единого» штрафа при определенном подходе расчета может быть равен сумме нескольких отдельных штрафов.

Как работает эта система, рассказала ФНС в письме от 09.09.2022 № АБ-4-20/11978@.

Речь идет о штрафе по ч. 2 статьи 14.5 КоАП за неприменение ККТ. Размер штрафа за такое нарушение установлен в кратной величине от суммы непробитого чека — от 75% до 100%.

Повторное нарушение (неприменение ККТ), если сумма расчетов без применения ККТ составила в том числе в совокупности 1 000 000 руб. и более, влечет[10]:

·  дисквалификацию должностных лиц на срок от одного года до двух лет;

·  административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в отношении ИП и организаций.

Поправками в КоАП предусмотрено, что за нарушения с ККТ штраф будет один. Однако посчитают его от общей суммы всех нарушений. В результате единый штраф фактически будет равен сумме нескольких штрафов.

ФНС привела пример с такими нарушениями, которые выявили в ходе проверки за 1 квартал:

10 января — на сумму 100 тыс. руб.;

11 января — на 100 тыс. руб.;

12 января — на 150 тыс. руб.;

13 января — на 200 тыс. руб.;

14 января — на 200 тыс. руб.

Итого на сумму 750 тыс. руб. Именно от этой суммы и будет начислен штраф.

Резюме: Весной этого года заработали поправки в КоАП, смягчающие административную ответственность бизнеса, однако практика их применения не всегда однозначна. В своем письме ФНС привела пример расчета штрафа за неприменение ККТ. В качестве обоснования ФНС сослалась на буквальное прочтение норм КоАП. Так, часть 1 - 16 статьи 3.5 КоАП РФ по отдельным составам административных правонарушений предусматривается назначение административного наказания в виде штрафа, пределы которого КоАП РФ не зафиксированы, а размер штрафа выражается в кратной величине. В частности, частью 2 указанной статьи КоАП РФ установлен административный штраф кратный сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники.

Следовательно, размер административного штрафа по таким составам административного правонарушения определяется на основании суммы ущерба, причиненного в результате каждого события административного правонарушения.

Из вышеизложенного следует, что в случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого за какой-либо период, нескольких административных правонарушений, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, административное наказание в соответствии с частью 5 статьи 4.4 Кодекса назначается как за совершение одного административного правонарушения в размере доли от общей суммы ущерба, причиненного в результате каждого административного правонарушения.

3. УСН

3.1. ИП на УСН: бухгалтерам указали на нюанс при уменьшении налога на взносы.

ИП на УСН «доходы» могут уменьшить налог и авансовые платежи по нему на страховые взносы, уплаченные в налоговом (отчетном) периоде. Это взносы на ОПС и ОМС, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом налог и авансовые платежи по нему можно уменьшить на указанные расходы не более чем на 50%.

Исключение – ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждение физлицам. Они вправе уменьшить сумму налога и авансовых платежей по нему без 50% ограничения.

ФНС рассмотрела[11] такую ситуацию: ИП на УСН с объектом "доходы" заключил договоры ГПД с физлицами. Однако работы по ним не выполнялись, услуги не оказывались, никаких выплат от ИП физлицам также не было. Из разъяснения ведомства следует: в такой ситуации ИП вправе уменьшить налог на УСН на все взносы, уплаченные за себя – 50%-ное ограничение для уменьшения не применяют.

Резюме: В письме Минфина[12] указано, что под ИП, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следует понимать ИП, не имеющих наемных работников и не выплачивающих вознаграждений физическим лицам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), вне зависимости от факта регистрации в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам.

В этой связи, в случае, если у налогоплательщика-ИП, применяющего УСН, в налоговом периоде заключены договоры гражданско-правового характера с физическими лицами на выполнение работ (оказание услуг), но работы по таким договорам в течение данного налогового периода не выполнялись (не оказывались), выплаты и иные вознаграждения физическим лицам не производились, то на указанного налогоплательщика ограничения, установленные абзацем пятым пункта 3.1 статьи 346.21 Кодекса, не распространяются.

Необходимо отметить, что по смыслу ст. 720 ГК РФ завершение работ подрядчиком и сдача готового результата заказчику оформляются актом выполненных работ или иным документом, подтверждающим факт выполнения работ и сдачу результата заказчику. В отношении договора строительного подряда ст. 753 ГК РФ прямо предусматривает, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами, а при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

Соответственно, возможность уменьшения суммы налога по УСН на фактически уплаченные страховые взносы без ограничений в размере 50%, вплоть до нуля, у ИП, имеющего заключенные в налоговом периоде договора ГПХ на выполнение работ/оказание услуг, предусмотрена только в том случае, если в отношении таких договоров не будет выплат и подписанных в данном периоде актов.

[1] ст. 4.2, Федеральный закон от 04.06.2018 N 127-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств"

[2] Указ Президента РФ от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации"

[3] Указ Президента РФ от 08.08.2022 N 529 "О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями", Указ Президента РФ от 08.08.2022 N 529 "О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями",

"Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 85" (доведена Минфином России 13.09.2022 N 05-06-10/ВН-46769)

[4] ст. 3, Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.2 Федерального закона "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" и статью 2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (подготовлен Минфином России, ID проекта 02/04/09-22/00131470) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.09.2022)

[5] Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"

[6] ст. 1, Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минфином России, ID проекта 02/04/09-22/00131468) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.09.2022)

[7] Федеральный закон от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

[8] Распоряжение Правительства РФ от 12.09.2022 N 2583-р "О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"

[9] Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

[10] ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ

[11] Письмо ФНС России от 14.09.2022 N СД-4-3/12200@

[12] Письмо Минфина России от 23.09.2013 N 03-11-09/39228 (доведено по системе налоговых органов письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18595)

Другие публикации
ЛКП
ЛКП, 30.10.2022

⚡️Елизавета Малокостова, консультант практики «Сопровождение процедур банкротства и антикризисный консалтинг» в статье PROБанкротство «ВС разберется в наличии аффилированности в связи с залогом долей должника»

ЛКП
ЛКП, 28.10.2022
⚡️Акимова Александра, руководитель практики «Интеллектуальное право. Трудовые отношения и споры» в статье РБК «В России после частичной мобилизации вырос спрос на временных работников»
ЛКП
ЛКП, 26.10.2022
Читайте самые актуальные новости в области налогообложения от ведущих экспертов практики «Структурный и налоговый консалтинг»

⚡️Структура дайджеста, если коротко:
▪️ Стали известны основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы;
▪️ Судебные расходы: арбитры выяснили, когда затраты на представителя УФНС не взыскивают с организации;
▪️ Камеральная проверка: суд указал на случай, когда налоговики вышли за пределы проверяемого периода.

^ Наверх