Источник: Лемчик, Крупский и Партнеры 09.07.2021

В настоящее время зарубежные IT-корпорации занимают существенную долю рынка в сети Интернет: Google, Twitter, Facebook, Youtube, Telegram и др. имеют огромную популярность среди россиян любого возраста. При этом упомянутые компании формально находятся вне российской юрисдикции – они не имеют официальных представительств на территории РФ и не исполняют требования российского законодательства в полном объеме.

Теперь ситуация изменится. 1 июля 2021 года Президент России подписал закон, согласно которому владельцы иностранных интернет-ресурсов, которые имеют аудиторию не менее полумиллиона пользователей в сутки на протяжении как минимум трёх месяцев, обязаны соблюдать определённые требования.

Помимо критерия аудитории, должно соблюдаться любое из следующих условий:
• на ресурсе распространяется информация на русском языке;
• ресурс распространяет рекламу, направленную на привлечение российских потребителей;
• иностранная компания обрабатывает сведения о российских пользователях;
• иностранная компания получает денежные средства от российских физических и юридических лиц.

Попадают под закон также иностранные провайдеры хостинга, операторы рекламной системы и организаторы распространения информации в сети Интернет.

Рассмотрим подробнее, что к 1 января 2022 года должны сделать IT-компании:
Во-первых, на информационном ресурсе должна быть размещена форма для направления обращений российских граждан и организаций.
Во-вторых, необходимо зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора. Через него будет происходить взаимодействием с госорганами – получение и отправка документов и информации.
В-третьих, создать филиал, открыть представительство или учредить уполномоченное юр. лицо на территории РФ. Информация об исполнении требования, а также подтверждающие документы, должны быть размещены в личном кабинете.

По мнению авторов закона, требования являются понятными, прозрачными, не создадут сложностей и не должны вызвать у крупных интернет-ресурсов сопротивления.
Кроме того, теперь Роскомнадзор будет вести перечень всех иностранных лиц, которые осуществляют свою деятельность в сети «Интернет» на территории РФ. Для этого в течение суток с момента регистрации компания должна направить в Роскомнадзор соответствующее заявление о включении в перечень.

Если компания не исполняет требования закона, то Роскомнадзор вправе применить к ней меры понуждения: например, запретить распространение рекламы, ограничить осуществление переводов и приема денежных средств, запретить поисковую выдачу, а также полностью или частично ограничить доступ к ресурсу. О том, что такие технические возможности действительно есть, мы видели на примере Twitter, который отказывался удалять запрещенный контент - Роскомнадзор существенно замедлил работу ресурса, тем самым добившись выполнения требований.

Мы в свою очередь полагаем, что помимо прямого рычага влияния на иностранные ресурсы, такой закон принят для последующего введения дополнительного налогообложения зарубежных компаний, которые получают доход от российских граждан, так называемого цифрового налога.