Новый подход к антимонопольному комплаенсу

array(50) { ["ID"]=> string(3) "668" ["~ID"]=> string(3) "668" ["NAME"]=> string(50) "Лемчик, Крупский и Партнеры" ["~NAME"]=> string(50) "Лемчик, Крупский и Партнеры" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["~IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> string(2) "13" ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> string(2) "13" ["DETAIL_TEXT"]=> string(4765) "

В действующих поправках прямо указано право компаний принять у себя внутреннюю систему обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Основная же идея комплаенса заключается в том, что компания сама разрабатывает для себя правила поведения, сама осуществляет контроль за их соблюдением – так достигается двойной антимонопольный контроль – внутренний и внешний.

Тем не менее, не смотря на принятие данных поправок, многие компании, за исключением субъектов естественных монополий и занимающих доминирующее положение, не понимали в чем польза от такого внутреннего регулирования процессов - в том числе во взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, в ходе участия в тендерных процедурах и пр.? Выгоды были неочевидны, а затраты ресурсов для создания системы, подготовки локального нормативного акта, внесения изменений в положения, и иные внутренние документы – существенны.

Кроме того, из закона прямо не следовало, что принятие такой системы (и ее «одобрение» ФАС России) облегчило бы учесть предприятия-нарушителя, если в картельном сговоре, к примеру, виновен конкретный сотрудник.

Для того, чтобы закрыть данный вопрос, Президиумом ФАС России принял разъяснений «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

Теперь служба по результатам аудита принятого положения об антимонопольном комплаенсе, сертифицирует принятое положение и, если у регулятора возникнут подозрения в монополистической деятельности компании или иных нарушениях - при условии соответствия действий менеджмента прописанным в положении процедурам - у предприятия будет возможность избежать признания нарушившим закон о конкуренции, а как следствие –привлечения к административной ответственности в виде крупных оборотных штрафов.

Разъяснение также примечательно тем, что в нем приведены примеры конкретных мер, которые могут быть приняты компанией в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства. Так, в трудовой договор предлагается, например, включать положения о том, что неисполнение требований принятого положения о комплаенсе является дисциплинарным проступком и основанием для привлечения сотрудника к материальной и дисциплинарной ответственности.

Таким образом, теперь принятая компанией и одобренная ФАС России система антимонопольного комплаенса не только снижает нагрузку на регулятор, но и дает возможность избежать привлечения компании к административной ответсвенности, если менеджмент четко следовал прописанным процедурам.

" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(4765) "

В действующих поправках прямо указано право компаний принять у себя внутреннюю систему обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Основная же идея комплаенса заключается в том, что компания сама разрабатывает для себя правила поведения, сама осуществляет контроль за их соблюдением – так достигается двойной антимонопольный контроль – внутренний и внешний.

Тем не менее, не смотря на принятие данных поправок, многие компании, за исключением субъектов естественных монополий и занимающих доминирующее положение, не понимали в чем польза от такого внутреннего регулирования процессов - в том числе во взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, в ходе участия в тендерных процедурах и пр.? Выгоды были неочевидны, а затраты ресурсов для создания системы, подготовки локального нормативного акта, внесения изменений в положения, и иные внутренние документы – существенны.

Кроме того, из закона прямо не следовало, что принятие такой системы (и ее «одобрение» ФАС России) облегчило бы учесть предприятия-нарушителя, если в картельном сговоре, к примеру, виновен конкретный сотрудник.

Для того, чтобы закрыть данный вопрос, Президиумом ФАС России принял разъяснений «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

Теперь служба по результатам аудита принятого положения об антимонопольном комплаенсе, сертифицирует принятое положение и, если у регулятора возникнут подозрения в монополистической деятельности компании или иных нарушениях - при условии соответствия действий менеджмента прописанным в положении процедурам - у предприятия будет возможность избежать признания нарушившим закон о конкуренции, а как следствие –привлечения к административной ответственности в виде крупных оборотных штрафов.

Разъяснение также примечательно тем, что в нем приведены примеры конкретных мер, которые могут быть приняты компанией в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства. Так, в трудовой договор предлагается, например, включать положения о том, что неисполнение требований принятого положения о комплаенсе является дисциплинарным проступком и основанием для привлечения сотрудника к материальной и дисциплинарной ответственности.

Таким образом, теперь принятая компанией и одобренная ФАС России система антимонопольного комплаенса не только снижает нагрузку на регулятор, но и дает возможность избежать привлечения компании к административной ответсвенности, если менеджмент четко следовал прописанным процедурам.

" ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(764) "

Положительное заключение ФАС России дает возможность избежать привлечения компании к ответственности. ФАС России, как наиболее открытый для диалога с гражданским обществом регулятор, долгое время совместно с профессиональными ассоциациями собирал и переосмысливал лучший зарубежный опыт в сфере антимонопольного комплаенса, который в прошлом году вылился в принятие поправок к ФЗ «О защите конкуренции».

" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(764) "

Положительное заключение ФАС России дает возможность избежать привлечения компании к ответственности. ФАС России, как наиболее открытый для диалога с гражданским обществом регулятор, долгое время совместно с профессиональными ассоциациями собирал и переосмысливал лучший зарубежный опыт в сфере антимонопольного комплаенса, который в прошлом году вылился в принятие поправок к ФЗ «О защите конкуренции».

" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["~DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "05.06.2024 21:25:13" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "05.06.2024 21:25:13" ["ACTIVE_FROM"]=> string(19) "08.07.2021 12:48:00" ["~ACTIVE_FROM"]=> string(19) "08.07.2021 12:48:00" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/blog/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(16) "/blog/stati/668/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(16) "/blog/stati/668/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(0) "" ["~CODE"]=> string(0) "" ["EXTERNAL_ID"]=> string(3) "668" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(3) "668" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(2) "s1" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(2) "s1" ["IBLOCK_CODE"]=> string(10) "puplikacii" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(10) "puplikacii" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> NULL ["LID"]=> string(2) "s1" ["~LID"]=> string(2) "s1" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(10) "08.07.2021" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(2) { ["ELEMENT_META_KEYWORDS"]=> string(94) "антимонопольный комплаенс, фз о защите конкуренции" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(751) "Положительное заключение ФАС России дает возможность избежать привлечения компании к ответственности. ФАС России, как наиболее открытый для диалога с гражданским обществом регулятор, долгое время совместно с профессиональными ассоциациями собирал и переосмысливал лучший зарубежный опыт в сфере антимонопольного комплаенса, который в прошлом году вылился в принятие поправок к ФЗ «О защите конкуренции»." } ["FIELDS"]=> array(0) { } ["PROPERTIES"]=> array(4) { ["USLUGI"]=> array(36) { ["ID"]=> string(2) "19" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2020-10-21 09:46:43" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["NAME"]=> string(12) "Услуги" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(6) "USLUGI" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "E" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "2" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> array(1) { [0]=> string(4) "1970" } ["VALUE"]=> array(1) { [0]=> string(3) "739" } ["DESCRIPTION"]=> array(1) { [0]=> string(0) "" } ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> array(1) { [0]=> string(3) "739" } ["~DESCRIPTION"]=> array(1) { [0]=> string(0) "" } ["~NAME"]=> string(12) "Услуги" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["IKSPERT"]=> array(36) { ["ID"]=> string(2) "20" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2020-10-21 09:46:43" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["NAME"]=> string(16) "Эксперты" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(7) "IKSPERT" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "E" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "5" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> array(1) { [0]=> string(4) "1971" } ["VALUE"]=> array(1) { [0]=> string(2) "54" } ["DESCRIPTION"]=> array(1) { [0]=> string(0) "" } ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> array(1) { [0]=> string(2) "54" } ["~DESCRIPTION"]=> array(1) { [0]=> string(0) "" } ["~NAME"]=> string(16) "Эксперты" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["ZAGOLOVOK"]=> &array(36) { ["ID"]=> string(2) "30" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2020-10-27 02:38:44" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["NAME"]=> string(31) "Заголовок статьи" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(9) "ZAGOLOVOK" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "S" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> string(4) "1972" ["VALUE"]=> string(80) "Новый подход к антимонопольному комплаенсу" ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> string(80) "Новый подход к антимонопольному комплаенсу" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~NAME"]=> string(31) "Заголовок статьи" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["TEGS"]=> array(36) { ["ID"]=> string(2) "32" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2020-10-28 21:30:28" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["NAME"]=> string(8) "Теги" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(4) "TEGS" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "S" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> array(2) { [0]=> string(4) "1973" [1]=> string(4) "2037" } ["VALUE"]=> array(2) { [0]=> string(50) "Лемчик, Крупский и Партнеры" [1]=> string(86) "Антимонопольное право и государственный заказ" } ["DESCRIPTION"]=> array(2) { [0]=> string(0) "" [1]=> string(0) "" } ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> array(2) { [0]=> string(50) "Лемчик, Крупский и Партнеры" [1]=> string(86) "Антимонопольное право и государственный заказ" } ["~DESCRIPTION"]=> array(2) { [0]=> string(0) "" [1]=> string(0) "" } ["~NAME"]=> string(8) "Теги" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } } ["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(1) { ["ZAGOLOVOK"]=> array(37) { ["ID"]=> string(2) "30" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2020-10-27 02:38:44" ["IBLOCK_ID"]=> string(1) "6" ["NAME"]=> string(31) "Заголовок статьи" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(9) "ZAGOLOVOK" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "S" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> string(4) "1972" ["VALUE"]=> string(80) "Новый подход к антимонопольному комплаенсу" ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> string(80) "Новый подход к антимонопольному комплаенсу" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~NAME"]=> string(31) "Заголовок статьи" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["DISPLAY_VALUE"]=> string(80) "Новый подход к антимонопольному комплаенсу" } } ["IBLOCK"]=> array(90) { ["ID"]=> string(1) "6" ["~ID"]=> string(1) "6" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "05.06.2024 21:26:48" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "05.06.2024 21:26:48" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(2) "s1" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(2) "s1" ["LID"]=> string(2) "s1" ["~LID"]=> string(2) "s1" ["CODE"]=> string(10) "puplikacii" ["~CODE"]=> string(10) "puplikacii" ["API_CODE"]=> string(10) "puplikacii" ["~API_CODE"]=> string(10) "puplikacii" ["NAME"]=> string(20) "Публикации" ["~NAME"]=> string(20) "Публикации" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(18) "/s1/index.php?ID=6" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(18) "/s1/index.php?ID=6" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(44) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_ID#/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(44) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_ID#/" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(31) "#SITE_DIR#/blog/#SECTION_CODE#/" ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(0) "" ["~CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(0) "" ["PICTURE"]=> NULL ["~PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["~RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["~RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["~RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> NULL ["~XML_ID"]=> NULL ["TMP_ID"]=> string(32) "636ae12d9f2210903f888ae43a892a2f" ["~TMP_ID"]=> string(32) "636ae12d9f2210903f888ae43a892a2f" ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["~WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["~BIZPROC"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["~SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["~LIST_MODE"]=> string(0) "" ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["~RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "N" ["~SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "N" ["PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["~PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["~VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["~LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["~SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["~SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["ELEMENTS_NAME"]=> string(16) "Элементы" ["~ELEMENTS_NAME"]=> string(16) "Элементы" ["ELEMENT_NAME"]=> string(14) "Элемент" ["~ELEMENT_NAME"]=> string(14) "Элемент" ["EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~EXTERNAL_ID"]=> NULL ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["SERVER_NAME"]=> string(0) "" ["~SERVER_NAME"]=> string(0) "" } ["SECTION"]=> array(1) { ["PATH"]=> array(0) { } } ["SECTION_URL"]=> string(0) "" ["META_TAGS"]=> array(4) { ["TITLE"]=> string(50) "Лемчик, Крупский и Партнеры" ["BROWSER_TITLE"]=> string(0) "" ["KEYWORDS"]=> string(94) "антимонопольный комплаенс, фз о защите конкуренции" ["DESCRIPTION"]=> string(751) "Положительное заключение ФАС России дает возможность избежать привлечения компании к ответственности. ФАС России, как наиболее открытый для диалога с гражданским обществом регулятор, долгое время совместно с профессиональными ассоциациями собирал и переосмысливал лучший зарубежный опыт в сфере антимонопольного комплаенса, который в прошлом году вылился в принятие поправок к ФЗ «О защите конкуренции»." } }

Положительное заключение ФАС России дает возможность избежать привлечения компании к ответственности. ФАС России, как наиболее открытый для диалога с гражданским обществом регулятор, долгое время совместно с профессиональными ассоциациями собирал и переосмысливал лучший зарубежный опыт в сфере антимонопольного комплаенса, который в прошлом году вылился в принятие поправок к ФЗ «О защите конкуренции».

В действующих поправках прямо указано право компаний принять у себя внутреннюю систему обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Основная же идея комплаенса заключается в том, что компания сама разрабатывает для себя правила поведения, сама осуществляет контроль за их соблюдением – так достигается двойной антимонопольный контроль – внутренний и внешний.

Тем не менее, не смотря на принятие данных поправок, многие компании, за исключением субъектов естественных монополий и занимающих доминирующее положение, не понимали в чем польза от такого внутреннего регулирования процессов - в том числе во взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, в ходе участия в тендерных процедурах и пр.? Выгоды были неочевидны, а затраты ресурсов для создания системы, подготовки локального нормативного акта, внесения изменений в положения, и иные внутренние документы – существенны.

Кроме того, из закона прямо не следовало, что принятие такой системы (и ее «одобрение» ФАС России) облегчило бы учесть предприятия-нарушителя, если в картельном сговоре, к примеру, виновен конкретный сотрудник.

Для того, чтобы закрыть данный вопрос, Президиумом ФАС России принял разъяснений «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

Теперь служба по результатам аудита принятого положения об антимонопольном комплаенсе, сертифицирует принятое положение и, если у регулятора возникнут подозрения в монополистической деятельности компании или иных нарушениях - при условии соответствия действий менеджмента прописанным в положении процедурам - у предприятия будет возможность избежать признания нарушившим закон о конкуренции, а как следствие –привлечения к административной ответственности в виде крупных оборотных штрафов.

Разъяснение также примечательно тем, что в нем приведены примеры конкретных мер, которые могут быть приняты компанией в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства. Так, в трудовой договор предлагается, например, включать положения о том, что неисполнение требований принятого положения о комплаенсе является дисциплинарным проступком и основанием для привлечения сотрудника к материальной и дисциплинарной ответственности.

Таким образом, теперь принятая компанией и одобренная ФАС России система антимонопольного комплаенса не только снижает нагрузку на регулятор, но и дает возможность избежать привлечения компании к административной ответсвенности, если менеджмент четко следовал прописанным процедурам.

Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Другие публикации
ЛКП
24.07.2024

По состоянию на 18.07.2024г. две тысячи российских компаний лишились ИТ-аккредитации.

ЛКП
04.07.2024

Электронные торговые площадки (маркетплейсы) начнут производить обмен данными с налоговыми органами в рамках налогового режима для малого бизнеса «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (автоУСН, АУСН).


ЛКП
04.07.2024

Смартфоны стали неотъемлемой частью нашей жизни, и вопрос защиты личных данных приобретает всё большую значимость. Давайте поговорим о том, как мобильные устройства на базе Android и iOS справляются с задачами защиты личных данных пользователей. Мы рассмотрим основные различия в подходах этих двух систем к приватности, основываясь на информации о механизмах безопасности, разрешениях для приложений и недавних исследованиях.



Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм