Обзор изменений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

С 10.01.2021 года вступили в силу положения Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ, которые внесли изменения касательно операций, по которым Росфинмониторинг осуществляет обязательный контроль. Внесение данных изменений получило широкую огласку в СМИ, однако, не все источники дают адекватную правовую оценку вносимым изменениям.
По нашему мнению, изменения в целом продолжают общий вектор борьбы Банка России и ФНС со схемами ухода от налогов или обналичивания средств.

Далее приведены изменённые нормы закона, а также нововведения.

Уточнения:
Для юридических лиц и ИП:
  • Зачисление и снятие средств на счет юр. лица в наличной форме на сумму от 600 тыс. рублей (подп. 1 п. 1 ст. 6). Ранее Росфинмониторинг контролировал подобные операции, если они не обусловлены характером деятельности компании. Согласно новым правилам операции с наличностью будут контролироваться независимо от характера деятельности организации;
  • Зачисление или списание денежных средств на сумму от 600 тыс. рублей на счет (вклад) юр. лица или иностр. структуры без образования юр. лица, период деятельности которых не превышает 3 месяца со дня их регистрации, либо если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия (подп. 3. п. 1. ст. 6). В предыдущей редакции отсутствовало указание на иностранную структуру;

Для физических лиц:
  • Операции, относящиеся к передаче или выплате физлицу выигрыша в результате азартной игры либо выигрыша гражданина в результате лотереи (если сумма свыше 600 тыс. рублей) (абз. 7-9 подп. 4 п. 1 ст. 6). В новой редакции добавили передачу физическому лицу выигрыша.

Для всех субъектов:
  • Операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 млн рублей (сведения в Росфинмониторинг предоставляют банки) (п. 1.1. ст. 6). Ранее под контролем были только сделки, в результате которых осуществляется переход права собственности.

К таким операциям могут относиться:
- расчеты в рамках сделок, предметом которых является уступка права (требования) на объект недвижимого имущества;
- расчеты в рамках договоров, предметом которых является еще не созданный объект недвижимого имущества (например, договоров инвестирования, договоров долевого участия в строительстве, договоров уступки права требования по договору инвестирования);
- расчеты в рамках предварительных договоров;
- операции зачисления/списания на счета/со счетов эскроу;
- операции расчетов по аккредитивам.

Нововведения:
Для всех субъектов:
  1. Операции с цифровыми финансовыми активами (криптовалюта и т.п.) от 600 тыс. рублей (подп. 5 п. 1 ст. 6);
  2. Операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) на сумму от 600 тыс. рублей (п. 1.6 ст. 6);
  3. Операции почтовых переводов на сумму от 100 тыс. руб. (п. 1.7 ст. 6);
  4. Операции по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи на сумму от 100 тыс. руб. (п. 1.8 ст. 6);


Все эти ограничения по суммам в рублях распространяются на эквивалентные суммы в иностранной валюте.

При этом из перечня подлежащих обязательному контролю операций с денежными средствами или иным имуществом, сумма по которым равна или превышает 600 тыс. рублей (либо эквиваленту в иностранной валюте), исключены:
  • обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  • перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
  • переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.


Таким образом, вступившие в силу изменения являются продолжением автоматизации контроля со стороны государства за неуплатой налогов и обналичиванием денежных средств. Однако существенных изменений в обращении наличных денежных средств данным законом не предусматривается. Каких-либо новых ограничений по снятию наличных с банковского счета для физических лиц рассматриваемым законом также не устанавливается.

Принятые поправки в целом ужесточают контроль за оборотом наличных денег и безналичных расчетов. Так, применение ряда ранее использовавшихся схем с обналичиванием денежных средств, становится затруднительным (почтовые переводы, остатки за неиспользованные услуги мобильной связи и т.п.).

Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
Лемчик, Крупский и Партнеры
22.12.2021
Верховный суд РФ определит, какое значение для целей установления эффективной юрисдикции, имеет факт нахождения дипломатического имущества на территории Российской Федерации. 08.12.2021 было вынесено определение Верховного суда Российской Федерации № 305-ЭС21-13327 по делу № А40-100098/2020, в соответствии с которым была передана кассационная жалоба Республики Беларусь в лице Совета Министров Республики Беларусь – Правительства Республики Беларусь (далее – Республика Беларусь) на рассмотрение Судебной коллеги по экономическим спорам.
Лемчик, Крупский и Партнеры
22.12.2021
17.12.2021 Верховный суд РФ вынес определение № 305-ЭС21-15686 по делу № А41-2978/2021, в котором дал оценку правовой позиции нижестоящих судов относительно допустимости зачета на этапе рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решение третейского суда. Мы полагаем, что обозначенное определение является важным и заслуживает внимание.
Лемчик, Крупский и Партнеры
30.08.2021
За прошедший год дистанционное общение не только стало нормой жизни, но и надежно закрепилось в деловом обороте. Пандемия и связанные с ней ограничения передвижений граждан в 2020 году привели к тому, что электронные средства связи для проведения собраний различных сообществ используются все чаще. Благодаря удобству и экономии времени и издержек, связанных с перелетами и переездами, онлайн заседания активно распространяются на практике. Возникла необходимость урегулировать такой формат проведения собраний и заседаний в законе более подробно, так как действующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в этой части были разработаны до появления современных информационных технологий.

Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм