Повышенный процент и навязанные услуги: семь дел клиентов против банков

Соруководители практики "Разрешение споров" Кирилл Понасюк и Артем Рубанов в статье Право.ру "Повышенный процент и навязанные услуги: семь дел клиентов против банков"
Навязанные услуги, дополнительные комиссии, «заградительные тарифы» – с этим сталкиваются многие клиенты банков. Некоторые из них не знают, что банк не всегда вправе повысить ставку по кредиту, даже если договор дает ему это право. В судах по искам клиентов банкам приходится оправдываться за такие действия. И порой суды признают изменения незаконными. Еще одна частая категория дел – споры из-за страховки, которая позволяет заемщику снизить процент по кредиту. Но можно ли застраховаться не в той компании, на которую указал банк? Ответ дал Верховный суд.

Заградтариф: если не оспорить, то хотя бы снизить

Индивидуальный предприниматель Данил Ульянов открыл счет в  Промсвязьбанке, на следующий день на него поступило около 120 млн руб. Банк сразу запросил у ИП сведения и документы о переведенных средствах, согласно антиотмывочному закону (№ 115-ФЗ).

Ульянов отчитался, но банк решил, что недостаточно, и ввел ограничения по операциям банковского счета. ИП попросил закрыть счет и перевести деньги в другой банк. Промсвязьбанк так и сделал, но взыскал «заградительную комиссию» в 10% от остатка средств. То есть почти 12 млн руб. Предприниматель с этим не согласился и через суд потребовал вернуть деньги как неосновательное обогащение. Первая инстанция ему отказала. 9-й ААС снизил размер комиссии до 1%, а почти 11 млн руб. указал вернуть клиенту. С этим согласилась и кассация, а ВС не стал передавать кассационную жалобу банка для рассмотрения экономколлегии (дело № А40-195846/2018).

Кирилл Понасюк, соруководитель практики «Разрешение споров» ЮК Лемчик, Крупский и Партнеры
 , рекомендует всегда наряду с требованием о взыскании штрафа как неосновательного обогащения ходатайствовать о снижении штрафа по правилам ст. 333 ГК («Уменьшение неустойки»). Надо уточнять, что ходатайство не означает признание нарушений Закона № 115-ФЗ – оно заявлено на случай, если суд придет к противоположным выводам.

Допкомиссия банка

В 2017 году АО «ТАЛК» открыло кредитную линию с лимитом в 40 млн руб. в Стройлесбанке. А он удержал комиссию за открытие кредитной линии, которая согласно договору составила 390 000 руб.

Так как около 90% акций «Талка» находятся в собственности Тюменской области, в интересах региона в суд обратился прокурор области (согласно ст. 52 АПК «Участие в деле прокурора»). Он просил АС Тюменской области признать недействительным пункт договора о дополнительной комиссии и обязать банк вернуть ее. Надзорное ведомство указало, что банк фактически взыскал допкомиссию за свои договорные обязательства. Убедить первую инстанцию прокурор не смог: суд решил, что пункт нужен для компенсации возможных финансовых потерь банка. Апелляция встала на сторону истца: условие незаконное, поскольку не подразумевает оплату каких-либо дополнительных услуг. Это решение «засилил» суд округа (дело № А70-11653/2018).

По многим делам суды признают ничтожным пункт о такой банковской комиссии, говорит Владислав Аристов, юрист практики «Разрешение споров» ЮК Лемчик, Крупский и Партнеры
 . Например, по делу № А40-168763/2013. 

По мнению судов, банки должны доказывать, что понесли издержки в связи с открытием кредитной линии.

Артем Рубанов, соруководитель практики «Разрешение споров» ЮК Лемчик, Крупский и Партнеры

Заемщику, чтобы оспорить комиссию за стандартную услугу банка, нужно обращать внимание, что банк не понес дополнительных затрат, заключает Рубанов.

Источник: https://pravo.ru/story/229039/

Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Оставить заявку
Другие публикации
ЛКП
18.04.2025

В работе с клиентами, у которых за плечами годы предпринимательства, инвестиций и ответственности, я всё чаще слышу один и тот же вопрос: «Как защитить то, что мы создали, и передать это с умом?»

Личный фонд — это один из самых эффективных инструментов, который позволяет решить эти задачи системно и с перспективой на десятилетия. В этой статье я расскажу, как он работает, кому подходит и почему его создание — это про стратегию, а не формальность.

Что такое реорганизация бизнеса и как она проводится?
28.02.2025
Любая компания в ходе своего развития может испытать потребность в изменении организационной структуры. Она возникает в тех случаях, когда эффективность имеющейся экономической модели невысока, а потенциал для роста без трансформации отсутствует.
Что такое банкротство и как его пройти?
26.02.2025
Даже если предприятие успешно развивалось в прошлом, однажды на его пути могут возникнуть непреодолимые долговые обязательства. В подобных ситуациях многие руководители принимают решение о ликвидации бизнеса, однако компанию с долгами ликвидировать получится не всегда.

Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм