К примеру, в 2022 году Генеральной прокуратурой выявлено 146 тысяч нарушений в сфере закупок. Для их устранения внесено 46,8 тысячи представлений, опротестовано 13,7 тысячи незаконных правовых актов, в суды направлено 1,3 тысячи заявлений. К дисциплинарной ответственности привлечено свыше 28,3 тысячи должностных лиц, к административной - почти 11,7 тысячи. По материалам прокурорских проверок возбуждено 613 уголовных дел .
Почему органы правопорядка заинтересуются вашим контрактом
Органы правопорядка обычно начинают интересоваться контрактом в одном из четырех случаев:
1. Контракт не исполнен или исполнен с нарушениями сроков, качества и иных существенных условий государственного или муниципального контракта.
2. Контрольные органы (ФАС РФ, Счетная палата, ведомственные ревизионные управления и департаменты и др.) по итогам проверки выявили нарушения при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
3. ФНС получила сведения о различных схемах незаконной налоговой «оптимизации», в том числе и со стороны субъектов предпринимательства, участвующих в государственном оборонном заказе.
4. Они получили информацию, представляющую оперативный интерес. Такую информацию могут передать лица, действующие по совершенно разным мотивам – конкуренты, желающие таким образом освободить рынок под себя; бывшие работники, полагающие себя несправедливо уволенными и т.д.
Таким образом, причины интереса к государственному и муниципальному контракту могут быть различными, однако результат, как правило, один и тот же – органы правопорядка начинают проверку.
Что проверят
Проверка проходит в три этапа.
Разумеется, в первую очередь они проверяют исполнение контракта – построен ли дом, поставлены ли товары, оказаны ли услуги и т.п. Сделать это проще всего.
Если контракт исполнен, то изучают качество исполнения. В строительстве проверяют соответствие объекта проектной документации, а также соответствие построек требованиям безопасности и другим стандартам, принятым в отрасли. Поставленные товары выборочно проверяют на соответствие техническому заданию контракта. Особое внимание обращают на соблюдение ограничений, касающихся страны происхождения товаров, если такие ограничения есть.
Если и эта проверка пройдена успешна, то органы займутся ценообразованием.
Любая конкурентная закупка, проводимая в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках), будь то конкурс, аукцион, запрос предложений или котировок, требует от государственного заказчика действий по определению начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК).
Вопросам формирования НМЦК посвящено немало нормативных правовых актов, главным из которых, пожалуй, помимо Закона о закупках, является Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 №567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Приказ №567). Это наиболее сложный этап проверки, поэтому остановимся на нем подробнее.
В Законе о закупках и Приказе №567 описаны различные методы обоснования НМЦК. Один из наиболее популярных - метод сопоставимых рыночных цен, проще говоря, анализ рынка.
Как его надо проводить
Заказчик должен:
1. промониторить рынок товаров и услуг,
2. выявить организации, поставляющие аналогичные товары и услуги;
3. убедиться в том, что они не относятся к фирмам-однодневкам, имеют сайт либо сведения о них размещены на иных ресурсах в сети Интернет (Приказ №567);
4. направить запросы в три-пять организаций, чтобы получить от участников рынка предложения о цене контракта.
Что происходит на практике?
Госзаказчик направляет запросы для обоснования НМЦК в так или иначе связанные с ним организации (иногда сотрудник госзаказчика хочет получить с поставщика взятку, или же преследует карьерные цели – хочет взять под контроль весь процесс заключения и исполнения государственного в целях продвижения по службе и др).
Подобная заинтересованность работников заказчика в процессе формирования цены контракта является существенным нарушением антикоррупционного законодательства, что влечет в разных случаях возбуждение уголовных дел по ст.ст. 159, 285, 285.4, 290 и 291 УК РФ.
По такой категории уголовных дел часто органу следствия удается доказать, что НМЦК была сформирована с нарушением законодательства и способами, ограничивающими или устраняющими конкуренцию.
К примеру, представители государственного заказчика вступают в сговор с представителем предпринимательской среды и обязуются принять меры для его победы в закупочной процедуре и установления выгодной для всех участников сговора цены контракта. В таком случае, как показывает практика, и на вступившего в сговор субъекта предпринимательства возлагаются определенные обязанности, в том числе и по предоставлению в целях формирования «нужной» НМЦК коммерческих предложений от подконтрольных ему или дружественных коммерческих организаций.
Что в таких случаях делает предприниматель? Либо представляет все коммерческие предложения от группы подконтрольных организаций, либо связывается со знакомыми, коллегами и просит их дать ответ с нужными суммами в коммерческом предложении, а порой и вовсе представляет государственному заказчику фальсифицированные коммерческие предложения с подражанием письмам от конкретных организаций с конкретными реквизитами.
В ходе надзорных и оперативно-следственных мероприятий все подобные недобросовестные действия устанавливаются путем опросов (допросов) представителей организаций, предоставивших коммерческие предложения, анализа детализации соединений заинтересованного предпринимателя и изучения его переписки в мессенджерах и электронной почте.
Если же правоохранительные органы выясняют, что коммерческое предложение подлинное и подготовлено не по просьбе «дружественного» предпринимателя, заинтересованного в победе в закупочной процедуре и, как следствие, более высокой НМЦК, то к организации, подготовившей коммерческое предложение, возникают вопросы иного рода – каким образом такое предложение сформировано.
В таких случаях, нередко субъекты предпринимательства, в отношении которых уже санкционированы и проводятся оперативные мероприятия (контроль телефонных переговоров и др.) пытаются «задним числом» обосновать коммерческие предложения – делают расчеты, обращаются к недобросовестным специалистам и экспертам, представляющим им сфальсифицированные заключения по расчету НМЦК и т.д. Подобные действия, с наибольшей вероятностью, будут выявлены правоохранительными органами.
Что вам грозит
В том случае, когда правоохранительным органам удастся доказать наличие сговора и согласованных действий заказчика и субъектов предпринимательской деятельности по формированию изначально искусственно завышенной НМЦК, такие действия могут быть квалифицированы для предпринимателей самым различным образом, в зависимости от конкретных обстоятельств дела – как пособничество в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 5 ст. 33 и соответствующая часть ст. 285 или 285.4 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ) и т.д.
Как обезопасить бизнес
В этой связи, авторы настоящей статьи считают необходимым и целесообразным дать предпринимателям несколько практических советов:
-
если знакомый «дружественный» предприниматель просит подписать составленное им от имени вашей организации коммерческое предложение в государственный или муниципальный орган либо составить для него коммерческое предложение с «нужными цифрами», то исполнять такую просьбу лучше отказаться;
-
если вы все же дали согласие на такую «авантюру», то следует подготовить заранее обоснование коммерческого предложения – провести расчеты, используя методы, аналогичные предусмотренным Приказом №567 – метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), затратный метод, проектно-сметный метод (в контрактах, касающихся строительства) и др., подготовить данные о том, где бы вы планировали закупать товары и услуги, если бы государственный контракт был заключен с Вами, не следует пренебрегать и экспертным обоснованием такого коммерческого предложения;
-
подготовленное коммерческое предложение лучше всего обсудить с сотрудниками на рабочем совещании, заслушав исполнителя коммерческого предложения и подготовленное им обоснование, и закрепить полученный расчет цены протоколом совещания.
Если ваша организация участвовала в формировании НМЦК по государственному или муниципальному контракту и правоохранительные органы проявили к данному контракту интерес, подготовьтесь к даче пояснений и показаний с юристами.