Построение системы защиты от налоговых рисков

С каждым годом нагрузка на бизнес в связи с налоговым контролем растет, а цена ошибок становится все выше. В этих условиях эффективная система защиты от налоговых рисков (или налоговый комплаенс) становится жизненной необходимостью для любого среднего или крупного бизнеса.

Внедрение и настройка такой системы позволяет минимизировать налоговые риски в момент их зарождения и не доводить ситуацию до выездной налоговой проверки. Это необходимо, поскольку возможность «безболезненного» выхода из выездной налоговой проверки для организации сегодня весьма мала по следующим причинам:

  • При планировании выездных налоговых проверок используется риск-ориентированный подход, то есть налоговый орган целенаправленно выбирает для контроля организации, которые, по его мнению, нарушают закон;

  • До начала выездной налоговой проверки отдел предпроверочного анализа формирует досье на организацию, где описаны возможные нарушения и примерные суммы доначислений, которые могут составлять сотни миллионов даже для среднего бизнеса. Эти суммы согласуются с вышестоящими органами системы ФНС;

  • Инспекция по результатам выездной налоговой проверки не может прийти к нулевым результатам, так как это повлечет служебное разбирательство в отношении конкретных должностных лиц, отвечающих за проверку;

  • Выездные проверки находятся под пристальным контролем вышестоящих органов системы ФНС, что сводит на нет ценность локальных договоренностей;

  • С момента принятия решения по результатам выездной проверки инспекция вправе заблокировать операции по счетам налогоплательщика в рамках обеспечительных мер;

  • Взыскание по решению начинается до суда.

Из этого следует, что бизнес сегодня фактически лишен реальной возможности отстаивать свою позицию в споре с налоговой инспекцией. Еще до того, как по исковому заявлению назначат первое заседание, счета компании могут быть заблокированы, а деятельность – полностью парализована.

В этих условиях система защиты от налоговых рисков может помочь снизить интерес налоговой инспекции к компании и не допустить ее включения в план выездных налоговых проверок.

Важно отметить, что бизнесу недостаточно проявить «должную осмотрительность» при выборе контрагента, а также иметь правильно оформленные первичные документы. В сегодняшних реалиях налогового контроля инспектор стремиться в деталях восстановить деловые отношения, имевшие место в прошлом. Так, инспекцию интересует история знакомства с контрагентом, критерии его выбора, контактные лица, порядок взаимодейтсвия и документы, которыми оформлялся каждый его этап.

Основная проблема заключается в том, что операции, исследуемые инспекцией в рамках проверки, как правило, имели место более четырех лет назад. За это время утрачиваются многие документы, удаляется деловая переписка, а работавшие с контрагентом сотрудники увольняются. В результате компания не может предоставить ту информацию, которую от нее требует инспектор. Однако хранение в течение столь длительного времени всей информации по конкретным операциям тоже влечет значительные издержки, так как требует дополнительных серверных мощностей и излишне нагружает сотрудников.

В связи с этим система защиты от налоговых рисков должна представлять разумный компромисс между возможностями компании и требованиями налогового органа. При создании такой системы следует выполнить следующие этапы:

  • Определить критерии операции, влекущей реальные налоговые риски, с учетом специфики деятельности компании и региона регистрации;

  • На основе этих критериев выявить операции, которые влекут для компании реальные налоговые риски;

  • Классифицировать операции по видам договоров, из которых они возникают;

  • Разработать для каждого вида операций комплект документов и сведений, которые организация имеет возможность хранить в течение длительного времени;

  • Определить места и способы хранения документов и сведений;

  • Назначить сотрудников, ответственных за исполнение положения.

При разработке локальных нормативных документов следует учитывать главную цель всех мероприятий – сохранение во времени доказательств реальности операций с конкретным контрагентом. Готовый комплект доказательств должен подтверждать, что организация действительно имела деловые отношения с конкретным контрагентом, при этом содержать не только первичные документы, но и «косвенные» свидетельства, такие какие как деловая переписка, сведения о контактных лицах и т.п.

Также важно регламентировать технические аспекты системы, а именно порядок хранения документов и ответственных лиц. Информация должна быть систематизирована и доступна в любой момент.

В процессе разработки системы важно отказаться от излишнего формализма и ставить в приоритет практическую ценность выработанных механизмов. Каждый элемент системы должен иметь практический смысл с учетом актуальной правоприменительной практики, а каждый работник должен четко знать и понимать свои обязанности в рамках налогового комплаенса. Для этих целей можно использовать наглядные материалы, такие как схемы, чек-листы и т.п.

Все изложенное позволит создать такую систему защиты от налоговых рисков, которая позволить существенно усилить позицию организации в налоговом споре без значительного повышения нагрузки на работников компании. Однако не стоит забывать и о том, что налоговое законодательство и практика его применения постоянно меняются. В связи с чем рекомендуется не реже одного раза в год проводить аудит системы и, при необходимости, модифицировать ее.


Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Хотите получить консультацию эксперта?
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
Другие публикации
ЛКП
05.11.2024

Российская налоговая система переживает трансформацию. Традиционная практика массовых выездных налоговых проверок постепенно уходит в прошлое, уступая место более технологичным и аналитическим методам контроля. Эта тенденция, набирающая всё большие обороты, основана на переходе к активному использованию предпроверочного анализа данных налогоплательщиков.


ЛКП
05.11.2024

В начале 2024 года ФНС опубликовала статистический отчет, согласно которому в 2023 году в ходе выездных проверок объем доначисленных налогов (без учета штрафов и пеней) составил 301,4 млрд руб. По сравнению с 2022 годом показатель снизился на 31% с 435,7 млрд руб.

ЛКП
05.11.2024

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации был принят Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, в соответствии с которым проводится так называемая «налоговая амнистия для дробления».


Наш телеграм-канал и почтовая рассылка
Полезная информация из первых рук
Подписаться на телеграм