1. Банкротство застройщиков: определен момент прекращения обязательств застройщика
Верховный суд разъяснил: прекращения обязательств застройщика перед кредиторами происходит в момент передачи проблемного объекта новому инвестору.
Почему это важно: при банкротстве застройщика требования организаций трансформируются в денежные и подлежат включению в четвертую очередь реестра требований кредиторов. В таком случае, юридические лица больше не могут рассчитывать на получение объекта долевого строительства (квартира, нежилое помещение и т.д).
Остается актуальным вопрос: «как поступать с требованиями юридических лиц, возникших до введения в действия закона № 151-ФЗ?»
Согласно позиции ВС РФ: если передача проблемного объекта новому инвестору имела место до вступления в силу новых положений закона о долевом строительстве, то нововведения применению не подлежат.
Таким образом, для компаний-участников строительства суд установил возможность получить удовлетворение своих требований в натуральной форме.
Подробнее
2. Трансграничное банкротство: инициирован второй спор о банкротстве иностранной компании.
В российской практике рассматривается второе дело о банкротстве иностранной компании. Процедура банкротства запущена в отношении компании, которая не ведет бизнес в России с 2016 года. Ранее она «владела долями, но все было продано». У компании иностранные директоры, иностранные участники, регистрация на Кипре.
Первым трансграничным банкротством было дело Pandora consulting LC (дело № А76-31539/2021).
Почему это важно: буквальное толкование ст. 247 АПК и закона «О банкротстве» не дает российскому суду права запустить процедуру несостоятельности в отношении зарубежной компании, указала судья Голубцова в деле № А76-31539/2021. В то же время отказ от применения таких процедур в отношении активов должника, которые находятся на территории РФ, ограничивал бы право кредитора на получение эффективной судебной защиты, говорится в решении суда.
Таким образом, трансграничному банкротству в России все-таки быть. Главный критерий, который оценивает суд для введения процедуры банкротства в отношении иностранной компании: есть ли у компании тесная связь с РФ.
3. Банкротство физических лиц: Минэк предложил скрыть информацию о банкротстве граждан.
Информация о банкротстве гражданина будет скрыта после истечения определенного срока с момента завершения банкротства. Этот срок может составить десять лет и больше.
В текущих обстоятельствах после завершения банкротства на должников налагаются определенные ограничения: нельзя занимать должности в компаниях, брать кредиты и пр. Информация о том, что гражданин является банкротом, находится в открытом доступе бессрочно. Данные сохраняются в картотеках судов, на «Федресурсе» и других порталах.
В Минэке пока обсуждают инициативу сокрытия банкротных данных, предлагаемый механизм еще «не в разработке».
Почему это важно: если Минэк примет решение о закрытии данных, то у граждан-должников со временем появится возможность «начать новую финансовую жизнь». В таком случае гражданин сможет рассчитывать на восстановление «финансового доверия» перед кредиторами.
4. Налог на прибыль от продажи конкурсной массы в процедуре банкротства подлежит включению в третью очередь реестра.
Конкурсный управляющий пожаловался в КС — суды облагают налогом на прибыль выручку от продажи имущества банкрота. В деле о банкротстве предприятия арбитражные суды встали на сторону налогового органа. ВС направил запрос в Конституционный суд.
Конституционный суд отнёс налог на прибыль от продажи конкурсной массы в процедуре банкротства в третью очередь реестра. Такой порядок будет действовать, пока в НК не внесут изменения.
КС РФ указывает на необходимость внесения изменения в федеральное законодательство.
С одной стороны, позиция КС РФ направлена на защиту требований кредиторов, включенных в реестр. В текущей ситуации требования налогового органа, которые фактически возникли в процедуре банкротства и являются текущими, подлежат погашению в третьей очереди.
С другой стороны, новелла вызывает ряд вопросов: будет ли у налогового органа право голоса на собрании кредиторов; каков порядок включения таких требований в реестр; какими правами будет обладать налоговый орган.